Программа факультативного курса по выбору “Права человека ”. 8 класс.
Программа факультативного курса по выбору “Права человека ”. 8 класс.
Назначение курса – помочь учащимся 8-х классов узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по выбору “Права человека ”. 8 класс.»
Программа факультативного курса по выбору “Права человека ”. 8 класс Пояснительная записка
Программа факультативного курса “Права человека ” построена с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые они не могут решить без правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, поэтому большое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и способам их нейтрализации.
Задачи курса:
знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
воспитание ответственности за собственное благополучие; освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Назначение курса – помочь учащимся 8-х классов узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами; осознать необходимость личного выбора в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.
Цели курса:
Изучение факультативного курса “Права человека” учащимися 8-х классов направлено на достижение следующих целей:
развитиеправового образования, правового образа мышления; потребности в получении знаний по праву и интереса к изучению права; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитаниеответственности за собственные решения; уважение к праву и законам;
освоение системы знаний о праве для последующего изучения правовых дисциплин в профильных средних учебных заведениях гуманитарного и социально-экономического направления (право, экономика, политология) или для самообразования; о целях и задачах права и особенностях его применения в различных жизненных ситуациях; изучение основ юриспруденции, криминологии, ювенального права и виктимологии.
овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения и осознавать необходимость личного выбора; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения правовых проблем; работать с нормативными актами, квалифицировать деяние, анализировать казусы, вести дискуссию, прогнозирование практических криминогенных ситуаций.
формирование опыта правового поведения; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни; освоение знаний по праву для будущей современной самостоятельной жизни.
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, творческие проекты, “мозговые штурмы”, социальные акции, и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.
Планируемые результаты обучения
Обучение учащихся 8-х классов по предлагаемому курсу правовой подготовки поможет учащимся:
приобрести для себя опыт применения юридических знаний; научить оценивать свои собственные действия с точки зрения их соответствия действующему законодательству;
применять правовые нормы в реальных жизненных ситуациях;
поможет в реальной самостоятельной жизни не растеряться в трудных жизненных ситуациях, умело использовать приобретенные знания для защиты своих прав и интересов;
получить навыки обращения в непредвиденных жизненных ситуациях в различные юридические, социальные и другие правовые службы для решения самостоятельных проблем в будущем;
получить навыки составления необходимых юридических документов;
познакомиться с нормами трудового, административного, семейного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального права.
Чем взрослее ребенок, тем больше социальных связей возникает между ним и обществом, а это влечет к возникновению между ними целого комплекса прав и обязанностей.
Знание несовершеннолетними своих прав, уметь грамотно применять эти права в реальной самостоятельной жизни – позволит подросткам избежать многих проблем при вступлении в это общество в качестве его равноправного – гражданина России.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед или тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в ролевых и деловых играх, тренингах, “мозговых штурмах”, контроль за выполнением проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций, участие в социальных акциях. Предлагается накопительная рейтинговая система оценки с определённым набором заданий и форм деятельности, зачёт-незачёт, самооценка.
Организация учебного процесса
При изучении факультативного курса “Права человека” возможно использование Учебно-методического комплекта “Основы правовых знаний”, в который входят:
Учебник “Основы правовых знаний” для 8–9-х классов (Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская. Основы правовых знаний: В 2 кн. Учеб. Для 8–9-х кл. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, -2002).
Практикум по курсу “Основы правовых знаний”. 8–9-е классы.
Методическое пособие для учителя по курсу “Основы правовых знаний”. 8–9-е классы.
Главной причиной затруднения изучения права в школе является терминология, которая не позволяет подключать ученикам жизненный опыт к решению правовых задач, а главное, применять полученные знания в повседневной жизни.
Решению этой проблемы помогает использование при изучении курса электронные учебные пособия:
“Основы правовых знаний. 8-9-й класс”. Пособие соответствует содержанию учебника “Основы правовых знаний 8-9-й класс”. Кроме того, в данном пособии предложены ученикам видеофрагменты, схемы, анимации, задания для самоконтроля, необходимые для лучшего усвоения знаний. Пособие снабжено тестами, за выполнение которых ученики сразу получают оценки. Эти тесты позволяют увидеть учителю динамику усвоения знаний в курсе. Использование пособия в таком виде требует наличия в школе компьютерного класса.
“Обществознание”. Это пособие богато собранием информационно-справочным материалом (хрестоматия, адаптированная к школьному курсу база правовых документов “Гарант”, словарь, биографии и т.д.). Участие в интерактивном социологическом опросе. Статистические данные в виде схем, диаграмм, таблиц. Разнообразный изобразительный ряд, 20 озвученных видеороликов, ссылки на Интернет-ресурсы.
Для лучшего усвоения учебного материала рекомендуется использовать дополнительные материалы (ресурсы сети Интернета в области прав человека для обучения детей, учебные видеофильмы).
Тематическое планирование
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
Раздел1. Информационный блок (вводный курс)
5
1
Права человека – это твои и мои права.
1
2
История права.
1
3
Что такое права человека?
1
4
Моя страна и права человека.
1
5
Защита прав человека
1
Раздел 2. Тематический блок (основной курс)
23
6
Это – я!
1
7
Конституция России.
1
8
Права и обязанности.
1
9
Ценность жизни.
1
10
Личная (нравственная) безопасность человека.
1
11
Право ребёнка на частную жизнь.
1
12
Школа и права человека
1
13
Безнаказанность. Закон для нас. Закон внутри нас
1
14
« Человек-кузнец своего счастья». Как попадают в преступную группу?
1
15
Конференция «О наркотиках».
1
16
Правонарушение и преступление
1
17
Кража или..? Уголовное право.
1
18
Телефонный террорист. Встреча с представителями полиции.
1
19
Как не стать жертвой преступления? Игра-тренинг
1
20
Административное право. Взыскания и наказания.
1
21
Гражданское право. «Я-гражданин». Викторина
1
22
Семья и ребёнок.
1
23
Подросток и труд. Трудовое право.
1
24
Ювенальное право и восстановительное правосудие. Встреча с представителями КДН .
1
25
Специальные права ребёнка.
1
26
Как и куда обратится за помощью? Судебное разбирательство
1
27-28
Мир юридических профессий. Встреча с представителями юридической профессии.
1
Раздел 3. Итогово-обобщающий блок (повторительный курс)
6
29-30
Деловая игра «Мои права - твои права».
2
31
Деловая правовая игра «Твой выбор: право или бесправие».