Программа ученического компонента «Географическое моделирование»
Курс предназначен для учащихся 8 классов и относится к школьному компоненту вариативной части программы.
Автор программы Тусупжанова Алия Амантаевна
Государственное учреждение «Отдел образования города Семей ВКО»
Программа ученического компонента «Географическое моделирование»
Курс предназначен для учащихся 8 классов и относится к школьному компоненту вариативной части программы.
Автор программы Тусупжанова Алия Амантаевна – учитель второй категории КГУ «СОШ № 30»
Стаж работы 14 лет.
Город Семей 2015 год.
Содержание:
-
Пояснительная записка
-
Цель и задачи курса
-
Авторская программа ученического компонента «Географическое моделирование»
-
Список литературы
Пояснительная записка
Поток географической информации увеличивается с каждым годом и на уроках географии учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. Знания, неподкрепленные эмоциями, воспринимаются поверхностно, не вызывают интереса, поэтому не становятся частью их личности. Целью современной школы является не столько их обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Здесь и приходит на помощь моделирование - создание географических ситуаций на уроках географии. К сожалению ни в методической литературе, ни в Интернете я не смогла найти подобного вида деятельности учеников в полном объеме систематизировано. Поэтому, заинтересовавшись этой темой, мне пришлось буквально по крупицам находить материал, а чаще придумывать и создавать его самой.
Учебная ситуация – это такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своей деятельности., исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия, переформулируют, частично запоминают. Разрабатывая учебный курс, я исходно планирую учебные ситуации. Содержание учебного предмета, учебный курс, последовательность учебных ситуаций – все это по завершении образования, как правило забывается. Что же остается у ученика, когда он заканчивает школу? У него остается способность действовать в соответствии с той наукой, с которой он знакомится в школе, т е предметные способы действий. Т е на уроках у детей я развиваю базовые, предметные, а зачастую и межпредметные компетентности. Образованный человек, таким образом, может действовать «Географически» и это моя конечная цель.
В целом же, цели подобной работы весьма созвучны с целями образования вообще.
Цели работы:
• Научить учащихся организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и принимать их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
• Научить учащихся объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, то есть выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать их значимость.
• Научить учащихся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – научить их различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, научить учащихся формулировать собственную позицию и развивать у них способность обосновывать эту позицию.
• Научить учащихся решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и др) – сформировать у них способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
• Сформировать у учащихся ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.
• Подготовить учащихся к профессиональному выбору, те научить их ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать у учащихся знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Исходя из вышесказанного, хочу предложить разработанную мной классификацию географических моделей, применяемых мной на уроках, и коротко охарактеризовать каждый из его видов. Понятно, что не все модели описаны в этой работе, многие остались за рамками Вашего, читатель, внимания. Но хочу сказать, что готова делиться с заинтересованными коллегами всеми своими наработками и буду рада, если Вы, читатель дополните или совершенствуете мою работу!
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать (Понимать задачи и предмет изучения географического моделирования, определения понятия «Географическое моделирование», распознавать различные виды географических моделей и технологии их создания, уметь самим создавать простейшие виды георафических моделей, в том числе компьютерных).
Литература:
-
Куприн Н.В. «Основы топографической науки» М. «Просвещение», 1972
-
Литвинова Н.А. М., «Просвещение», 1980
-
Андреев Н.В. «Основы картографии и топографии» - пособие для учащихся по факультативному курсу
-
Воронина С.В. «Географическое моделирование, ка ресурс развития элементов системного мышления школьников»
-
Ростислав Туровский «Концептуальные основы географического моделирования»
-
Замятин Д.Н. «Культура и пространство географических образов»
-
Жемулин С.А. «Моделирование учебной деятельности учащихся при проектировании
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КУРСА: «Географическое моделирование» - ученический компонент
Содержание программы.
Учебно – тематический план «Географическое моделирование» - 8 класс
34 часа в неделю – 1 час
№
Разделы тематики
Кол часов
Сроки
Дом задание
1
Понятие географического моделирования
1
2
Вклад различных ученых в географическое моделирование
1
3
Моделирование географических энциклопедий
2
4
Моделирование земной поверхности
2
5
Компьютерное моделирование
2
6
Вычерчивание комплексного профиля
2
7
Географическое моделирование образ стран
4
8
Математико – географическое моделирование
6
9
Цифровое картографическое моделирование
6
10
Моделирование географических образов
3
11
Подготовительный этап к практической работе
1
12
Создание моделей географических объектов
4
Заключительная форма обучения – защита проектов
Заключительная форма оценивания – зачет