Разработано учителем обществознания Жамбаловой Цыбжит Бадмажаповной
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов
«Знатоки права»
Цель: определить уровень правовых знаний учащихся.
Задачи: 1. Образовательные: учить старшеклассников использовать теоретические знания в разнообразных ситуациях. 2. Развивающие: развивать желание и способность участвовать в общественной жизни. 3. Воспитательные: вырабатывать критическое отношение к нарушениям и нарушителям поведения.
Ход мероприятия
1-й ведущий: Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать всех, кто в этом зале, кто пришел принять участие в мероприятии.
2-й ведущий: Всех нас, таких разных по возрасту, по темпераменту, характеру, положению, объединяет одно – мы являемся гражданами нашей страны.
1-й ведущий: Человек учится, работает, покупает нужные для жизни вещи, воспитывает детей, занимается искусством, активно отдыхает. В каждом из этих случаев он вступает в отношения с другими людьми, организациями, государством.
2-й ведущий: Многие из этих общественных отношений регулируются с помощью права – общеобязательных правил поведения, норм, которые установлены государством.
1-й ведущий: Право сопровождает человека всю его жизнь. Чтобы умело и правильно пользоваться своими правами и хорошо выполнять свои обязанности, не нарушая прав и законных интересов других, надо, как минимум, знать основные положения наших законов
2-й ведущий: Основой для развития правовой культуры в Европе стала традиция римского права, которая выражена в одном древнем принципе: «закон суров, но это закон» (презентация). Ребята, как вы понимаете это изречение?
( означает необходимость уважения и соблюдения закона, а в случае этого нарушения возникает наказание)
1-й ведущий: Недаром Фемида – богиня права и законного порядка в греческой мифологии изображалась с завязанными глазами, что означало
беспристрастность, необходимость объективного рассмотрения дел, не взирая на личность и положение того, кто совершил правонарушение. В левой руке она держит весы, то есть взвешивает все «за» и «против» и определяет вину, а в правой руке у нее – меч. Им Фемида наказывает тех, кто не хочет жить по законам права и морали.
2-й ведущий: Мораль и право. Право и закон – Движущие силы для жизни человека. А их знание даст нам верный тон И развитие нашей страны.
1-й ведущий: приглашаем всех, отправиться с нами в дорогу Права, Закона и Моральных норм. Нас ждут правовые остановки, нелегкие испытания, здоровый дух соперничества и радость открытия.
2-й ведущий: Приглашаем участников турнира юных правоведов. Каждый -класс 9, 10,11 - создают команду из 6-ти человек. Прошу занимать свои места.
1-й ведущий:Богиня Фемида прислала к нам своих помощников – слуг, членов жюри, которые будут судить сегодняшние соревнования. Это -…… (представление жюри)
Итак, члены жюри заняли свои места, команды тоже. Начинаем наш турнир. Познакомимся с командами.
2-й ведущий: Каждая команда: придумайте название, девиз, и выбираете капитана команды.
Команды представляются !
1-й ведущий: I конкурс – РАЗМИНКА – БРЕЙН-РИНГ Условия: Вам предлагается определенное количество вопросов, на которые вы должны дать ответ. Сколько правильных ответов, столько баллов. Какая команда знает ответ, подает сигнал (жезлы).
Уважаемое жюри строго и своевременно следит за ответами.
Итак, начали: 1. Каждый гражданин России имеет с момента рождения документ, удостоверяющий его фамилия, имя и отчество. Как он называется? (свидетельство о рождении) 2. Это разумное существо, которое сформировалась в результате эволюции природы? (человек) 3. Система общеобязательных правил поведения, установленных государством? (право) 4. Принадлежность лица к государству c формой правления? (гражданин) 5. Время, когда рабочие и служащие выполняют свою работу? (рабочее время) 6. Сколько часов составляет продолжительность рабочей недели? (40 час.) 7.Человек, который возглавляет страну с тоталитарным режимом? (диктатор) 8. Замените слово «Родина» другим словом 9. Объединение граждан, имеющее целью участие в выработке государственной политики (партия)
II. конкурс «Дальше, дальше..» (Раздаются вопросы командам)
Ст. 6 Конституции России доказывает: «Государственная власть в России осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти
Какой Международный документ защищает права ребенка? (Конвенция о правах ребенка)
Сила полномочий, возможность решительно влиять на поведение людей? (власть)
С какого возраста наступает полная правоспособность граждан? (с 18 лет)
Уголовная ответственность за особо тяжкие и опасные преступления наступает с … лет? (14)
Форма общественного управления, при которой борьбу за власть ведут несколько политических партий? (многопартийность)
Вознаграждение за работу (зарплата)
Для этой группы предусмотрены некоторые особенности труда (от 14 до 18 лет). Как мы называем эту группу людей? (несовершеннолетние)
Платежи, которые являются обязательными для внесения в государственный бюджет (налог)
Правовые задачи (макс балл 3б)
Условия задачи: Гражданин Ю. и гражданин Я. вступили в преступный сговор на разбойное нападение. При этом они сообщили о своем намерении А. Последний сам в преступлении не участвовал, однако предоставил Ю. и Я. свой автомобиль для нападения. Квалифицируйте действия А.
Ответ задачи : Действия А. будут квалифицированы как соучастие в совершении преступления, а именно как пособничество, т. к. в соответствии с ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления, в т. ч. предоставлением орудий и средств совершения преступления ( т. е. в данном случае автомобилем ).
Условия задачи : Гражданин Д., был остановлен на улице полицейским патрулем. На вопрос имеются ли у него при себе запрещенное к обороту имущество, он ответил утвердительно. После чего Д. выдал сотрудникам полиции психотропное средство - курительную смесь, сказав, что не приобретал его, а нашел в заброшенном здании. Подлежит ли Д. уголовной ответственности.
Ответ задачи : Д. подлежит уголовной ответственности, т. к. нахождение наркотического средства считается одним из вариантов приобретения наркотика, как и получение в дар, мену и пр. действия. Т. е. в любом случае факт нахождения у гражданина наркотика или психотропного вещества уже будет квалифицироваться как приобретение и хранение по ст. 228 УК РФ.
Условия задачи : Гр. Д., находясь в гостях у Е., сообщил, что у него имеется курительная смесь "Спайс". Е. попросил Д. угостить его, на что Д. ответил согласием и передал Е. курительную смесь. Через 1 час Е. был задержан, и курительная смесь у него была изъята сотрудниками полиции. Согласно заключению эксперта смесь оказалась наркотическим средством, содержащим: метилнафталин морфолино этил Ниндол ил метан весом 0,30 гр. Квалифицируйте действия гр. Е. и гр. Д.
Ответ задачи : Действия гр. Е. будут квалифицированы по ст. УК РФ как незаконное приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере. Действия гр. Д. будут квалифицированы как сбыт наркотических средств в крупном размере, т. к. любая форма возмездной или безвозмездной передачи наркотика приравнивается к его сбыту. Наказывается лишением свободы.
III. конкурс «ИНТЕРВЬЮ» каждый вопрос оценивается максимальным баллом- 3 б. (вопрос задается участникам-командам) 1. Как вы считаете, что является наибольшим преступлением? 2. Какие правонарушения чаще всего совершают несовершеннолетние? 3. Что вы понимаете в административном законодательстве под термином «общественное место?» 4. Как вы считаете, почему молодежь сегодня стала так плохо учиться? 5. Какова цель наказания за правонарушения?
6.Статистика показывает, что в нашей стране за последние десятки лет количество разводов прогрессирует. Как вы думаете, в чем причина?
7. Как вы относитесь к такому виду наказания, как смертная казнь? 8. Если люди знают, что употребление спиртных напитков и курение вредят здоровью, то почему они это делают?
9. Если бы вы поймали золотую рыбку и имели возможность получить 3 желания, чего бы вы пожелали для России?
4-й конкурс
Латинские термины (презентация)
Продолжите латинские афоризмы о правах человека. 1) Похвально делать то, что подобает, а не то, что ____(разрешается). 2) Лучше оставить преступление безнаказанным, чем __________(осудить невиновного). 3) Худший мир лучше_____________(несправедливой войны). 4) Сына нельзя наказывать за ___________(преступление отца). 5) Наказание за любое преступление должно быть _______ (соответствующим).
5-й конкурс – «Конкурс капитанов»
1. Конституция РФ гласит: Россия – социальное государство. Что это значит? ( Обеспечивает социальную защиту незащищенным слоям населения)
2. Конституция РФ гласит: Россия – светское государство. Что это значит? (Школа отделена от государства, свобода вероисповедания)
3. В нашей стране как осуществляется народовластие?
(Через выборы, референдумы, митинги)
1. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)
2. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)
3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)
4. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)
5. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)
6. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)
6-й конкурс «Волшебный сундук»
1. То, что лежит в этом ящике, родилось на американском континенте, определяет основы государственного строя, является институтом демократии, имеет высшую юридическую силу. Что находится в черном ящике? (конституция).
2. Он используется в проведении судебного процесса, указывая на принятие определенных решений периодического плана. Он имеет достаточно существенное значение в качестве основного элемента привлечения внимания всех участников процесса к определенным действиям суда (судейский молоток)
3. Единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации (Уголовный Кодекс РФ)
1 ведущий: Вот закончились наши конкурсы между командами, пока жюри подводит итоги, проведем конкурс между болельщиками.
Конкурсы для болельщиков 1. «Поставь правильно буквы» (на презентации)
В Е Т Д П Т А У
З Д И Е Т Н П Р Е
Я К С Т О Н Ц У И И Т
О Т Д Я Е В А М К Р И
Ж Ю Д Б Т Е
1. Народный избранник (Депутат) 2. Глава государства (Президент) 3. Основной закон (Конституция) 4. Власть народа (Демократия) 5. Финансовый план государства (Бюджет)
2. Конкурс для болельщиков «Моральный кодекс народной мудрости»
Дополните пословицы 1. Кто чистую совесть имеет, тот…(спит спокойно). 2. Не рой яму другому – сам…(в нее попадешь). 3. Не плюй в колодец – придется …(напиться). 4. Чего себе не хочешь, другому …(не желай). 5. Лучше без ужина ложиться, чем утром вставать ..(с долгами). 6. Не хвали себя сам, пусть … . 7. Относись к другим так, как ты хочешь … (чтобы к тебе относились).
1-й ведущий. Вот и закончился наш конкурс. Предоставляем слово жюри. Награждаем победителей. 2-й ведущий. Наше мероприятие подходит к концу и я хочу закончить его небольшой притчей: «В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…».
Ведущий 2.И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учёба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в нашей стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.