Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1 Самоопределение к деятельности. | Упражнение «Доброе тепло» -Возьмите за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке до последней парты последнего ряда, а потом обратно. -Молодцы, сейчас вы поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде. -Давайте это качество применять на уроке, при получении знаний. | Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (1парта первый ряд), далее по цепочке до последней парты последнего ряда. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и однолкассниками |
2.Актуализация знаний, фиксация затруднений. | На доске таблички со словами душа, любовь, зло, разум, добро, грех, свобода, раскаяние, совесть. - Прочитайте слова на доске. Какие понятия мы объясняли на прошлом уроке? Назовите слова и объясните как вы их понимаете. Учитель разделяет слова на две группы по мере высказываний детей. Душа, любовь, разум, свобода. Зло, добро, грех, раскаяние, совесть. - Что можете сказать о второй группе слов? Какие из них вы можете объяснить, какие затрудняетесь? | Называют слова душа, любовь, разум, свобода. Поясняют значения слов. Высказывают свои мнения. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Постановка учебной задачи. | - Что можете предположить о них? - Определить тему урока вам поможет фрагмент мультфильма. Демонстрирует мультфильм «Лунтик», серию «Совесть». - Догадались, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. - Проверьте себя по учебнику стр. 36 - Молодцы. Значит, какую цель поставим перед собой? - Посмотрите на доску и скажите, с какими понятиями будем работать? | - Будем обсуждать их сегодня на уроке. Просматривают мультфильм. - О совести. - «Совесть» Уточняют тему урока «Совесть и раскаяние» - Узнать, что такое совесть, что такое раскаяние. - Зло, добро, грех, раскаяние. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Регулятивные: планирование; Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы, |
Построения проекта выхода из затруднения. | 1. «Корзина идей» - Запишите в тетрадях начало предложения Совесть – это…. и продолжите его своими мыслями. - Проверить себя в сможете в течение урока. 2. Работа с понятиями добро, зло, грех. (Работа в группах) На доске даны две таблички со словами «добро», «зло». У учащихся карточки со словами «Бог», «радость», «мир», «любовь», «горе», «смерть», «нежелание добра», «преступление». Задание для 1 группы: выбрать слова, которые вы считаете близкими к слову «добро» и поместить их на доске под этим словом. Задание для 2 группы: выбрать слова, которые вы считаете близкими к слову «зло» и поместить их на доске под этим словом. - Как вы думаете, что способствует росту души человека, добро или зло? - В какую группу вы отнесли бы слово «грех»? Почему вы так думаете? Проверьте себя по учебнику, прочитайте 1-2 абзацы на стр. 36 - А как вы поняли выражение «Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением»? - Как же человек может определить, где добро, а где зло? Прослушивание фрагмента «Отречение Петра» в сопровождении слайдов (Апостол Петр отрекается от Христа. Козлов Г.И.; Панов Игорь. Отречение Петра; Карл Генрих Блох. Отречение апостола Петра; Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской) - Почему отрывок называется «Отречение Петра»? - Как вы понимаете слова «заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа»? - Так что же такое совесть? Чтение пояснения значения слова совесть( Это интересно стр. 37) - Прочитайте, что вы написали о совести в начале урока. Изменилось ли ваше мнение сейчас? | Записывают свои мысли, зачитывают их вслух. Работают в группах, выбирают нужные карточки и помещают их на доске под словами «добро» и «зло». Высказывают свое мнение, читают учебник. Высказывают свое мнение. Слушают фрагмент, просматривают слайды. Высказывают свое мнение. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: прогнозирование; Познавательные: поиск и выделение информации, моделирование, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий |
Физминутка | | | |
| Работа в группах. Задание для 1 группы. С какими из слов могло бы сочетаться слово совесть? хитрость жестокость искренность честность скромность справедливость доброта благородство лживость достоинство Человек, обладающий такими качествами, становится ближе к Богу или отдаляется от него? Задание для 2 группы. Прочитайте фрагмент учебника «Работа совести» (стр. 37-38) Найдите ответ на вопросы: Какие два важнейших дела есть у совести? Что делать, если совесть подсказывает, что человек допустил ошибку? Работа с понятием «раскаяние». Работа в парах. - Прочитайте фрагмент учебника «Раскаяние» (стр. 38) - Найдите ответ на вопрос «Что такое раскаяние?». -Заполните кластер «Раскаяние». | Работают в группах. Представляют результаты своей работы. Слушают одноклассников, высказывают свои мнения. Работают в парах. Заполняют кластер «Раскаяние» | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Фронтальная работа. -Есть полушуточное определение человека: «Человек – это такое живое существо, которое умеет краснеть». Объясните его. - Найдите на мозаиках (с. 36) апостола Петра. Почему петух изображен между Христом и Петром? Расскажите. - Связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мертвая душа»? Объясните. - Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит? | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Индивидуальная работа по карточкам: задания из электронного приложения к учебнику урок «Совесть и раскаяние (см. Приложение №1) Проверка правильности по электронному приложению на экране. Самооценка. | Работают по карточкам, проверяют правильность по эталону, производят самооценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
Рефлексия. | - Вспомните тему нашего урока. Какие задачи поставили? - Удалось их решить? - Что такое совесть? -Что такое раскаяние? - Какими качествами вы хотели бы обладать, а от каких хотели бы избавиться? - Составьте синквейн со словом «совесть». - Выберите и закончите предложения: Мне было интересно…. Мне было трудно…. Я узнал…. Я понял…. | Называют тему урока, задачи урока. Дают определение слов «совесть» и «раскаяние» Делятся мыслями о качествах которыми хотели бы обладать и от которых хотели бы избавиться. Работают в группах, составляют синквейн Вариант синквейна Совесть Мудрая, строгая Судит, лечит, помогает Угрызения совести Судья | Регулятивные: саморегуляция; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание. | Задание на выбор. Вспомните героев сказок, мультфильмов, которым совесть помогла исправиться. Последнее задание на стр. 39 учебника | | |
Проверять свои действия обращаясь к своей совести, быть готовым ее слушать и поступать по ее подсказскам, исправляя свои ошибки
После совершения зла срабатывает, как тревога……………………………. (Сирена. Сигнализация. Совесть. Общественное мнение)
«Быть в ладу со своей совестью» это значит: _______________________________________
Помогает росту души в человеке; помогает другим людям; разрушает человека; вредит ближнему; реализует недоброе движение чувства, мысли, воли человека; радует Бога.