kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет углубить представления обучающихся о добре и зле, о преступлении, осознать понятия "грех" и "раскаяние".

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Совесть и раскаяние



ФИО: Тупикова Галина Владимировна

Место работы: МОУ СОШ п. Соцземледельский Балашовского района Саратовской области

Должность: учитель начальных классов

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Тема и номер урока в теме: № 10 «Совесть и раскаяние»

Базовый учебник: Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012



Цель урока: создать условия для углубления представлений о добре, зле, преступлении, для осознания и осмысления понятий «грех», «раскаяние» в свете православного мировоззрения.

Задачи:

личностные: способствовать развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формированию осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

метапредметные: развивать умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, умение работать индивидуально и в группе; развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

предметные: формировать умение соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Тема урока: Совесть и раскаяние


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1 Самоопределение к деятельности.

Упражнение «Доброе тепло»

-Возьмите за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке до последней парты последнего ряда, а потом обратно.

-Молодцы, сейчас вы поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

-Давайте это качество применять на уроке, при получении знаний.


Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (1парта первый ряд), далее по цепочке до последней парты последнего ряда.


Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и однолкассниками

2.Актуализация знаний, фиксация затруднений.

На доске таблички со словами душа, любовь, зло, разум, добро, грех, свобода, раскаяние, совесть.

- Прочитайте слова на доске. Какие понятия мы объясняли на прошлом уроке? Назовите слова и объясните как вы их понимаете.

Учитель разделяет слова на две группы по мере высказываний детей.

  1. Душа, любовь, разум, свобода.

  2. Зло, добро, грех, раскаяние, совесть.

- Что можете сказать о второй группе слов? Какие из них вы можете объяснить, какие затрудняетесь?





Называют слова душа, любовь, разум, свобода.

Поясняют значения слов.






Высказывают свои мнения.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

  1. Постановка учебной задачи.

- Что можете предположить о них?

- Определить тему урока вам поможет фрагмент мультфильма.

Демонстрирует мультфильм «Лунтик», серию «Совесть».

- Догадались, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Проверьте себя по учебнику стр. 36

- Молодцы. Значит, какую цель поставим перед собой?

- Посмотрите на доску и скажите, с какими понятиями будем работать?


- Будем обсуждать их сегодня на уроке.

Просматривают мультфильм.



- О совести.

- «Совесть»

Уточняют тему урока «Совесть и раскаяние»

- Узнать, что такое совесть, что такое раскаяние.


- Зло, добро, грех, раскаяние.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Регулятивные: планирование;

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы,

  1. Построения проекта выхода из затруднения.





































1. «Корзина идей»

- Запишите в тетрадях начало предложения Совесть – это…. и продолжите его своими мыслями.

- Проверить себя в сможете в течение урока.

2. Работа с понятиями добро, зло, грех. (Работа в группах)

На доске даны две таблички со словами «добро», «зло». У учащихся карточки со словами «Бог», «радость», «мир», «любовь», «горе», «смерть», «нежелание добра», «преступление».

Задание для 1 группы: выбрать слова, которые вы считаете близкими к слову «добро» и поместить их на доске под этим словом.

Задание для 2 группы: выбрать слова, которые вы считаете близкими к слову «зло» и поместить их на доске под этим словом.

- Как вы думаете, что способствует росту души человека, добро или зло?

- В какую группу вы отнесли бы слово «грех»? Почему вы так думаете? Проверьте себя по учебнику, прочитайте 1-2 абзацы на стр. 36

- А как вы поняли выражение «Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает



преступлением»?

- Как же человек может определить, где добро, а где зло?

Прослушивание фрагмента «Отречение Петра» в сопровождении слайдов (Апостол Петр отрекается от Христа. Козлов Г.И.; Панов Игорь. Отречение Петра; Карл Генрих Блох. Отречение апостола Петра; Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской)

- Почему отрывок называется «Отречение Петра»?

- Как вы понимаете слова «заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа»?

- Так что же такое совесть?

Чтение пояснения значения слова совесть( Это интересно стр. 37)

- Прочитайте, что вы написали о совести в начале урока. Изменилось ли ваше мнение сейчас?




Записывают свои мысли, зачитывают их вслух.





Работают в группах, выбирают нужные карточки и помещают их на доске под словами «добро» и «зло».











Высказывают свое мнение, читают учебник.




Высказывают свое мнение.








Слушают фрагмент, просматривают слайды.






Высказывают свое мнение.


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: прогнозирование;

Познавательные: поиск и выделение информации, моделирование, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий

Физминутка





Работа в группах.

Задание для 1 группы.

  1. С какими из слов могло бы сочетаться слово совесть?

  • хитрость

  • жестокость

  • искренность

  • честность

  • скромность

  • справедливость

  • доброта

  • благородство

  • лживость

  • достоинство

  1. Человек, обладающий такими качествами, становится ближе к Богу или отдаляется от него?

Задание для 2 группы.

Прочитайте фрагмент учебника «Работа совести» (стр. 37-38)

Найдите ответ на вопросы:

Какие два важнейших дела есть у совести?

Что делать, если совесть подсказывает, что человек допустил ошибку?

Работа с понятием «раскаяние». Работа в парах.

- Прочитайте фрагмент учебника «Раскаяние» (стр. 38)

- Найдите ответ на вопрос «Что такое раскаяние?».

-Заполните кластер «Раскаяние».





Работают в группах.

Представляют результаты своей работы. Слушают одноклассников, высказывают свои мнения.






















Работают в парах. Заполняют кластер «Раскаяние»












  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа.

-Есть полушуточное определение человека: «Человек – это такое живое существо, которое умеет краснеть». Объясните его.

- Найдите на мозаиках (с. 36) апостола Петра. Почему петух изображен между Христом и Петром? Расскажите.

- Связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мертвая душа»? Объясните.

- Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Индивидуальная работа по карточкам: задания из электронного приложения к учебнику урок «Совесть и раскаяние (см. Приложение №1)

Проверка правильности по электронному приложению на экране. Самооценка.

Работают по карточкам, проверяют правильность по эталону, производят самооценку.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

  1. Рефлексия.

- Вспомните тему нашего урока. Какие задачи поставили?

- Удалось их решить?

- Что такое совесть?


-Что такое раскаяние?

- Какими качествами вы хотели бы обладать, а от каких хотели бы избавиться?


- Составьте синквейн со словом «совесть».

- Выберите и закончите предложения:

Мне было интересно….

Мне было трудно….

Я узнал….

Я понял….

Называют тему урока, задачи урока.

Дают определение слов «совесть» и «раскаяние»


Делятся мыслями о качествах которыми хотели бы обладать и от которых хотели бы избавиться.

Работают в группах, составляют синквейн

Вариант синквейна

Совесть

Мудрая, строгая

Судит, лечит, помогает

Угрызения совести

Судья

Регулятивные: саморегуляция;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  1. Домашнее задание.

Задание на выбор.

  1. Вспомните героев сказок, мультфильмов, которым совесть помогла исправиться.

  2. Последнее задание на стр. 39 учебника



















Приложение 1

Вести разговор со своей совестью – это

Слушать то, что говорит учитель

Красивое выражение, в котором нет никакого смысла

Проверять свои действия обращаясь к своей совести, быть готовым ее слушать и поступать по ее подсказскам, исправляя свои ошибки

Что помогает человеку различать добро и зло?..........................................................................................................................................

Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека? Соседи. Бог. Природа.

Кто указывает человеку на его грех? Милиционер. Товарищи. Совесть.

Грех прежде всего приносит вред… Обществу. Самому грешнику. Одноклассникам. Родителям.

Продолжите предложение.

После совершения зла срабатывает, как тревога……………………………. (Сирена. Сигнализация. Совесть. Общественное мнение)

«Быть в ладу со своей совестью» это значит: _______________________________________

Добро вознаграждается……………………………………………………… (душевной радостью, деньгами, славой, хорошим мнением общества)

Распредели высказывания на две группы

Помогает росту души в человеке; помогает другим людям; разрушает человека; вредит ближнему; реализует недоброе движение чувства, мысли, воли человека; радует Бога.

ДОБРО

ЗЛО













Приложение 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

1

«Совесть»

Мультимедийный, видео

2

Отречение Петра

Мультимедийный, презентация

3

Совесть и раскаяние

Мультимедийный, тренажер





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Автор: Тупикова Галина Владимировна

Дата: 14.08.2019

Номер свидетельства: 517670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "104738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755000"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние""
    ["seo_title"] => string(30) "urok_orkse_sovest_i_raskaianie"
    ["file_id"] => string(6) "500443"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550554293"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры" .Тема урока: "Совесть и раскаяние" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-tiema-uroka-soviest-i-raskaianiie"
    ["file_id"] => string(6) "203898"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429554821"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методический материал по модулю "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskii-matierial-po-moduliu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-kursa-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "247820"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446633044"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть и раскаяние."
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapoorksesoviestiraskaianiie"
    ["file_id"] => string(6) "291836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455190937"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства