kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть и раскаяние.

Нажмите, чтобы узнать подробности


 


 


 


 


 

Пояснительная записка.

            Данная методическая  разработка для   обучающихся  4 класса. Направлена   на  формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.     

             Формирование основ морали — осознанной  необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

            Укреплению у обучающегося позитивной   нравственной самооценки, самоуважения, способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности  за их результаты

Модуль «Основы православной культуры».

учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.


 


,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть и раскаяние.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

пос. Новый Кутулук муниципального района Борский

Самарской области











Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ

Тема: «Совесть и раскаяние»

( модуль «Основы православной культуры»)

















Фролова Любовь Петровна,

учитель начальных классов.

2015год.





Пояснительная записка.

Данная методическая разработка для обучающихся 4 класса. Направлена на формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Формирование основ морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

Укреплению у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения, способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты

Модуль «Основы православной культуры».

учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.


Цель урока: Углубление представлений о добре, зле, ознакомлении с понятиями «грех» и «раскаяние» в свете православного мировоззрения.

Задачи урока:

  1. Сформировать в сознании детей понятие «грех», «раскаяние», расширить представление о нравственных православных категориях: добро, зло, совесть в жизни каждого человека.

  2. Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем; коммуникативные навыки.

  3. Воспитывать чувство доброты, чуткости, совестливость, ответственное отношение к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям.

Формируемые УУД: 
• личностные - умение выделять нравственный аспект поведения 
• познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; 
• регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий 
• коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы .
Планируемые результаты урока: 

Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.
Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; иметь представление о понятиях «совесть», «раскаяние», «стыд», 
Метапредметные: 
- Получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; 
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока. 
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Методы и технологии обучения: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Формы организации: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока - урок открытия новых знаний. 

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев, карточки к уроку, словарь русского языка С.И. Ожегова, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок.

II. Актуализация знаний.

-Ребята на прошлом занятии мы говорили о душе.

-А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)

-Перед вами карточки. Отметьте, какие свойства души вы хотели бы иметь и от каких хотели бы избавиться.

(Самостоятельная индивидуальная работа на карточках)

Зависть Верность Великодушие Милосердие Уважение

Отвага Высокомерие Сострадание Правдивость

Смелость Доброта Щедрость Равнодушие Раскаяние

Добродушие Общительность Трусость Скромность

Стойкость Жадность Хамство Мужество Совесть


Обсуждение выбора детей.

-Ребята, это очень хорошо, что многие из вас хотели бы обладать такими свойства души; как совесть, великодушие, сострадание.

-Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте определить тему нашего занятия.                                      

А. Лопатина и М. Скребцова

"Что такое совесть?"

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть.
Про хорошие дела -
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт -
Никого не подведёт.
Совесть - клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

  1. Изучение нового материала.

-Сегодня мы поговорим о совести. Что такое совесть?

-В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Совесть – глас Божий.

- Найдите в словаре С.И. Ожегова определение слова совесть ( дети ищут в словаре )

-Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

-Какие это дела? Прочитайте.(чтение текста в учебнике на 37 стр)

- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

Исследовательская работа с текстом.

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА.

-Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

- Как вы думаете, что испытывала душа Петра после отречения?

-Отречение же вредит самому отрекающемуся. Причиняет ему нестерпимую боль.

-Для честного человека боль совести важнее любых доводов. Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться, она горит. Говорят человек совершил «грех». Слово «грех», возможно, происходит от слова « греть», «гореть». От греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

-А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)

- В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова:

зло-дей – делающий беду, наносящий вред; зло-мыслити – иметь вредное намерение, желать несчастья; зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.

Работа над притчей «Бабочка»

-А сейчас послушайте притчу

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

– Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к

бабочке? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А если он сохранит ей жизнь? (это добро) 

-Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Это вы прочитаете на с. 36 учебника.

- Что такое добро? Прочитайте.

Добро - это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

-Приведите примеры добрых поступков.

-А какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать?

-Что такое зло? Прочитайте.

Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей.

-Приведите примеры.

-У слова «зло» в православии есть синоним –« грех»

Что такое грех? Прочитайте.

-Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Слово «грех» в старославянском языке имело значение «промах, ошибка». Всякое преступление есть грех. Делая злое, человек отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

-Если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – Раскаяние.

-Что такое раскаяние?(ответы детей)

-Прочитайте в учебнике о шагах в раскаянии с. 38 учебника.

Прочитайте самую простую покаянную молитву.

Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети.

Кто изображен на картине?

В какой момент жизни изображены два человека?

Почему один из них не показан лицом к зрителю?

Почему он стоит на коленях?

Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю?

Знаете ли вы, как называется картина?

Какой сюжет лёг в её основу?

-Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живи на земле.

Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас закончить предложения.
На уроке я узнал….
Я могу рассказать родителям о….   
-Запомните ребята эти пословицы:

От человека утаишь, а от совести не утаишь. 

Кто сознался, тот покаялся.

Чем отпираться, так лучше признаться.


Литература. 

1. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Ок. 53000 слов/под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.-24-е изд. исп.- М. : ООО « Издательство Оникс»2011-1200с.

2. Кураев А.В., Основы православной культуры. 4-5классы М.: «Просвещение», 2012. 136-39
3. Тишков В. А., Шапошникова Т.Д., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012. - 240с.

Использованы ресурсы:

Солнышко-http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43

Фон - http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946

Притча: http://pritchi.ru/id_254




Приложение.















ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть и раскаяние.

Автор: Фролова Любовь Петровна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства