Цель: началоосмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры;дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества
Задачи урока:
Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе,начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища».
Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.
Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.
Ключевые понятия урока: Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища.
Оборудование: электронная презентация, учебник, рабочая тетрадь карточки с заданиями, клей.
Ход урока
Организационное начало урока
Приветствие
У: (Слайд ).Здравствуйте, дорогие ребята.
Настрой на урок
У: Сейчас улыбнитесь друг другу, мне, садитесь. Желаю вам удачи на уроке. Будьте внимательны
Актуализация знаний
У: Сейчас мы подведем итоги прошлого урока. Посмотрите на слайд.
(Слайд ).Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?
Д: Потому что она считается самой читаемой книгой и самым главным книгой христианства. Ветхий Завет, Новый Завет.
У: Как переводится слово Евангелие?
Д: «Благая весть».
У: Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?
У: Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.
У: (Слайд ).Посмотрите на слайд, какова тема нашего занятия?
Д: Проповедь Христа.
У: Откройте тетради, запишите число и тему урока:
____октября.
Проповедь Христа.
У: Вы знаете, что такое проповедь?
Д: Наставление, поучение.
У: Запишите в тетрадях. (Слайд ).
Проповедь – это наставление, поучение.
У: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Д: (версии учащихся).
У:(Слайд ). На уроке вы узнаете:
Чему учил Христос;
Что такое Нагорная проповедь;
Какое сокровище нельзя украсть.
Открытие нового знания
Беседа о мести
У: Как поступить, если, например, тебя обидели - ударили, обозвали, толкнули? Дать сдачи, отомстить?
Д: (версии учащихся).
У:Давайте посмотрим в учебнике на стр. 27, чему учил Иисус Христос в своих проповедях: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас».
У: Легко ли так поступить? (ненавидеть врага своего?).
Д: Нет, не легко.
У: Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, - наш мир стал бы менее человечным.
У: А что такое месть?
Д: (версии учащихся).
У: Если отвечать злом на зло – зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что (Слайд ).«Лучший бой – это тот, которого удалось избежать!». Чтение учеников со слайда
У: Откуда в сердце берется зло? (мы растим его там сами)
Наше сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце – сад души. Что взрастим – то и получим.
У: Как же избежать окаменелости сердца?
Д: Нужно ко всему окружающему миру относиться хорошо, нужно быть добрым, чистым, мягким.
У: Совершенно верно.
У:Сейчас прочтем о том, чему научил Христос стр.28 .
Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: чтение детей с учебника «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?»Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться!
У:(Слайд). Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Объясните свою позицию.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.
Д: Последнее утверждение правильное.
4.2 Чтение Притчи
У:В учебнике на стр.28 прочтем по цепочке притчу : «Как исцеляла ледей любовь Христа»
Д:Читают притчу.
У: О чем говорится в притче?
Д: Как однажды Бог исцелил парализованного человека, сказав « Дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Ранее неподвижный человек встал на свои ноги, взял носилки свои и пошёл домой, славя Бога.
У: Вот смотрите ребята, как чудеса творил Иисус Христос. Скольких людей Он спас от бед. А люди как верили Ему, Его силе.
Физкультминутка
По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),
И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).
Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),
Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).
4.3Беседа о богатстве
У:(Слайд ).Чтение учеников со слайда
Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
У: Найдите в учебнике что такое сокровище на небе?
Д: (чтение детей с учебника). «Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть, потерять.
У: Найдите в учебнике что такое духовные сокровища.
Д:(Чтение детей с учебника)-Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Богатство, успех, слава – все останется в этом мире: богатство достанется другим или истлеет, слава померкнет. Но свои «нажитки» (добрые и плохие дела) душа приносит на Небо – пред лицо Бога.
У: Земные богатства и радость одно и то же?
Д: Это разное.
У: Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.
У:(Слайд ). Распределите, какие сокровища никогда не исчезнут и какие сокровища исчезнут: слава, добрые дела, богатство, красота, знания, здоровье, успех, сила, доброе сердце.
У:(Слайд ). Сейчас мы прочтем нагорную проповедь Иисуса Христа на стр.29.
Д: (чтение детей в учебнике)
Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».
У: Чему она нас учит?
Д: Не отвечать зло злом, много делать добрые дела…
У: Почему она называется нагорная проповедь?
Д: (версии учащихся)
У: Давайте мы сейчас найдем об этом в учебнике на с. 30.
Д: (читают).
У: Так почему же она называется «нагорная проповедь»? Прочитайте этот кусок, где написано об этом
Д: (зачитывают тот абзац, где написано о «нагорной проповеди»).Своё учение Христос проповедовал людям на небольшой горе. Именно здесь он говорил собравшимся о том, месть может привести к раздорам и войнам, что главное богатство человека – это его душа и душевные качества. И эта проповедь получила название «Нагорная проповедь». ( Слайд)
У: Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.
У:(Слайд ). Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг ко другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Прочитайте к чему призывал каждого человека Бог. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим».(Чтение детей со слайда)
У: Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?
Д: Потому что учение проходило на горе.
У: Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
Д: Доброта, милосердие, вера в Бога.
Беседа о Завете Христа
У: Посмотрите в учебник на с. 31 прочтем по цепочке о Завете Христа.
Д: (читают о новом завете).
У: У каждой пары лежать карточки с заданиями. Вам необходимо соеденить стрелочками правильные ответы.
В Новом Завете говорится добровольный отказ
Жертва-это Что в Его Лице Бог Сам стал
человеком, чтобы быть вместе с людьми.
Бог, ставший человеком, - это и есть
Иисус Христос
Христос говорил Какую жертву Бог Сам приносит
людям и ради людей
У: Для проверки посмотрите на слайд. (Слайд )
Молодцы ребята, вы очень внимательно прочитали текст.
6. Закрепление нового знания
У: Ребята, у каждого на парте лежит конверт. Вам необходимо собрать фразы. Когда соберете ,приклеите на лист бумаги далее выходите по одному к доске и клеите к кластеру.
Чему учил Иисус Христос?
Отказ от мести;
не собирать сокровища на Земле;
Царствие Божие внутри нас;
Больше делать добрых поступков.
Любить Врагов.
Земные богатства
Итог урока
Что нового узнали?
С какими новыми понятиями вы познакомились?
Что вас удивило?
Домашнее задание
У: А сейчас, ребята откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: прочитать с. 27 – 32. Расскажите своим родителям, что вы узнали сегодня на уроке.
Приложение 1
В Новом Завете говорится добровольный отказ
Жертва-это Что в Его Лице Бог Сам стал
человеком, чтобы быть вместе с людьми.
Бог, ставший человеком, - это и есть
Иисус Христос
Христос говорил Какую жертву Бог Сам приносит
людям и ради людей
Приложение 2
Чему учил Иисус Христос?
Отказ от мести;
не собирать сокровища на Земле;
Царствие Божие внутри нас;
Больше делать добрых поступков.
Любить Врагов.
Земные богатства
Самоанализ урока по ОРКСЭ (основы православной культуры)
МБОУ-СОШ №7 х.Новоселовка
Класс: 4
Количество учащихся: 11
Присутствовало на уроке 10
Учитель: Мазепина Анастасия Евгеньевна
Тема: Проповедь Христа Тип урока: открытие новых знаний
Цель: началоосмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры;дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества
Задачи урока:
Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе,начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища».
Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.
Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.
Ключевые понятия урока: Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища.
Оборудование: электронная презентация, учебник, рабочая тетрадь карточки с заданиями, клей.
Урок составлен в соответствии с рабочей программой ,является 8 в курсе «Основы православной культуры» после урока по теме «Библия и Евангелие», на котором учащиеся познакомились с книгой которая рассказывала о том, как люди ждали рождение Христа, как Он родился, жил и чему учил людей. Познакомились с понятием Ветхий Завет и Новый Завет. Поэтому урок тесно связан с предыдущим: расширяет , дополняет и закрепляет усвоенные на прошлом уроке знания. На уроке учащиеся поняли, что нельзя отвечать злом на зло, нужно больше совершать добрых поступков, любить своих врагов.
Главным этапом на уроке было открытие нового знания.
В начале урока был организован настрой ребят на дружную работу и хорошее настроение.
Были подведены итоги прошлого урока. Дети отвечали на вопросы где они не только обобщили ранее полученные знания по ОРКСЭ , но и закрепили их.
Цели урока были обозначены совместно с учениками.
При работе над новым материалом использовались разнообразные формы работы и наглядность (выборочное чтение, чтение и анализ притчей, рассказ учителя, работа по карточкам, создание кластера, просмотр презентации)
В середине урока мною проведена физкультминутка.
В конце урока дети составили кластер «Чему учил Иисус Христос» При подведении итогов урока дети ещё раз ответили на главный вопрос урока «Что такое Нагорная проповедь?» Проведена рефлексия- итог урока учащиеся ответили на вопросы ( Что нового узнали? С каким новым понятием познакомились? Что вас удивило?)
Домашнее задание было прочитать пройденный материал. Рассказать родителям , что нового узнали на уроке.
Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам. Материал урока доступный, логичный.
Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.
В целом урок я считаю удавшимся, так как:
1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;
2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом.
3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.
4)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей.
В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта - успешные ученики.