kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Обычаи и обряды русского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с праздниками народной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Обычаи и обряды русского народа.»

Тема: Обычаи и обряды русского народа.


Задачи

  • Познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.

  • Показать изменения, новшества при проведении обрядов в России.

  • Показать межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, музыкой.

  • Пробудить у учащихся интерес к народным праздникам.

  • Поддерживать интерес к изучению истории и традиций семьи.

Воспитывать уважение к традициям своего народа.


Основные термины и понятия:


Венчание – церковное бракосочетание.

Венец – корона для венчания.

Сват – человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе.

Сватовство – обряд предложения брака.

Помолвка – объявление кого-либо женихом и невестой.

Бракосочетание – обряд, церемония вступления в брак.

Клятва – торжественное обещание.

Ангел – вестник.

Благовещение – христианский праздник в память благой вести о грядущем

рождении Иисуса Христа ( 7 апреля ).


Ход изучения материала


  1. Проверка д/з.

    1. – На прошлом уроке мы говорили о честности и искренности. Чем различаются эти понятия?

    2. – Расскажем нашим гостям корейскую сказку «Честный мальчик»

- Как в этой сказке проявляются честность и доброта?

    1. Минутка этикета. Задания из черного ящика.

- Сегодня в заданных ситуациях пытаются разобраться мальчики.


  1. Введение в тему.

    1. - Тема нашего урока « Обычаи и обряды русского народа». Что такое обычай и обряд, прочтем на с.79 учебника.

    2. Итак, я приглашаю вас на царский пир. СЛАЙД 2

« На том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Перед вами картина Виктора Шилова «Боярский пир». А Максим Чурсин прочтет нам, как и чем потчевали своих гостей русские цари.

( А.Толстой. Князь Серебряный.)


«С появлением царя все встали и низко поклонились ему. Царь медленно прошел между рядами столов до своего места, остановился и прочитал вслух длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу и опустился в кресла. Множество слуг в бархатных кафтанах отправились за кушанием. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед…

Когда съели лебедей, слуги  возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемуховым.

Обед продолжался… Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном. Тут же разносили гостям меды: смородинный, княжий и боярский.

Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле. Гостям особенно понравились  лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном.

Но вот, убрали со столов соль, перец и уксус, сняли все мясные и рыбные яства. Слуги  возвратились в новом убранстве. Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами с серебряным шитьем и собольею опушкой. Эта одежда была еще красивее и богаче двух первых. Они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу (70 кг), и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три (по 40 кг), не более, украсили другие столы. Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых, вместо плодов, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблок, ягод и  орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты…»

    1. - Посмотрите на иллюстрацию Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане», возможно так чувствовали себя некоторые гости после такого пира. СЛАЙД 3


  1. Физкультминутка

– Захотелось вкусненького? Предлагаю сыграть в русскую игру

« Съедобное, несъедобное» на новый лад. Если я называю овощ, а он растет на земле, значит надо присесть, если фрукт, растущий на дереве – поднять руки, а если десерт, то погладить себя по животикам.

( Капуста, вишня, кекс, груша, пирожное, редис, огурец, черешня, мороженое, слива, кабачок, торт, мандарин, баклажан, шоколад).


  1. – Но если на царском пире нам побывать не придется, то с таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все. Она состоит из нескольких обрядов.

1) Обряд 1. Сватовство.

- Что это такое? Кто такие сваты? Прочтем объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах.

2) – Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы. Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга.

На Руси было принято засылать сватов в дом понравившейся девушки. Родители невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два-три раза.

3) – Посмотрим фрагмент фильма « Тихий Дон» о том, как проходило сватовство.

- А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей.

4) Обряд 2. Обряд сводов.

- Прочтем о нем в учебнике на с. 80.

- А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем.

- Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем).

5) Обряд 3. Венчание.

- Прочтем о нем.

    1. - Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. Посмотрим на картину Л.Туксена «Венчание Николая II и Александры Федоровны». СЛАЙД 4

- В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а потто обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным маршем Мендельсона».

Только после этого (на следующий день, а может через несколько месяцев или лет) по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться).

- Я предлагаю послушать «Свадебный марш Мендельсона» и посмотреть на ваших родителей, какими они были много лет назад, когда вас еще не было, во время церемоний бракосочетания или венчания.


  1. – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью. Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в семье. Когда сами молодые откушали хлеб-соль, они приглашают гостей за свадебные столы. СЛАЙД 5


  1. 1 ) – А еще мы сегодня с вами вспомним о Благовещении. Прочтем, что означает данный термин.

- В этот день 2013 лет назад архангел Гавриил (архангел – это старший ангел) принес Деве Марии весть о том, что у неё родится сын – Иисус Христос.

К этому празднику в давние времена готовились заранее. В лесу ловили птиц или покупали их на рынке. В день Благовещения люди загадывали желание о будущем хорошем урожае, о том, чтобы не случилось засухи, пожаров, чтобы не было войны, и выпускали птичку на волю. Считалось, что птицы попросят Господа Бога о выполнении желания их освободителя. А еще 7 апреля у крестьян заканчивались зимние развлечения, посиделки, они начинали подготовку к полевым работам.

2) - А.С.Пушкин в честь этого события написал небольшое стихотворение. Для нас его прочтет Эва (держит в руках голубя).

ПТИЧКА В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

3) ЭВА: - Мы тоже хотим подарить нашим гостям птиц, сделанных нашими руками. И пусть все ваши и наши добрые желания исполнились. ( дети вручают учителям голубей)

4) – В наши дни этот обычай возрожден. Наш Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над Соборной площадью Московского Кремля голубей. В этом участвуют воспитанники православных гимназий. Некоторые из них приносят своих пернатых питомцев, чтобы отпустить их на волю в праздник Благовещения.

5) Просмотр фильма.

VI. Завершение изучения темы. СЛАЙДЫ 6-10

- А в заключение предлагаю вам отгадать, к какому из изученных обрядов (сватовство, венчание, встреча хлебом-солью) подходят данные пословицы:

  • У вас товар, а у нас купец.

  • Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем.

  • Жениху да невесте сто лет, да вместе.

  • Вы видели сокола, а нам покажите сизую голубку.

  • Дай Бог вам любовь, да совет.

  1. Домашнее задание: с.79-86. СЛАЙД 11


Выставление оценок: - Вы все сегодня хорошо потрудились, а за урок пятерки получают…



2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Обычаи и обряды русского народа.

Автор: Горшкова Татьяна Константиновна

Дата: 21.01.2019

Номер свидетельства: 496410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "технологическая карта урока ОРКСиЭ  по теме "Обычаи и обряды русского народа""
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaorksiepotiemieobychaiiobriadyrusskoghonaroda"
    ["file_id"] => string(6) "277834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452980999"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа»"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia_obychai_obriady_i_traditsii_russkogho_naroda"
    ["file_id"] => string(6) "357620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478808908"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt_russkaia_izba"
    ["file_id"] => string(6) "361633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479842864"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка"."
    ["seo_title"] => string(73) "doklad-na-tiemu-istoriia-i-nasliediie-russkogho-naroda-v-zhizni-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "318409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460569323"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока на тему "Звучащие картины. Прощание с Масленицей" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-na-tiemu-zvuchashchiie-kartiny-proshchaniie-s-maslienitsiei"
    ["file_id"] => string(6) "193081"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427562044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства