Тема | Обычаи и обряды русского народа. |
Цель: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание; | Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с обычаем и обрядами бракосочетания русского, чувашского и татарского народов. Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; Формировать УУД: - Личностные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Проявлять интерес к изучению темы. Формировать умение высказывать своё мнение. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой учебной информации ; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
Планируемый результат | Личностные: Метапредметные: Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь . Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом. Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий. Предметные: формировать у учащихся интерес к народному творчеству. |
Основные понятия | Обычай, обряд. |
Ресурсы: | Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012 Иллюстрации по теме, проектор, экран и ноутбук |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
Технология проведе ния | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности. | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | - Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. А давайте с ними поздороваемся на разных языках. | | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; |
II. Актуализация опорных знаний. Цели: - повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»; - выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | - участие в беседе, | Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа. | - Ребята, что мы сделали? -Чем отличаются народы друг от друга? - Ребята, мы живем с вами в многонациональной стране. В России насчитываются более 180 народов. У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. | | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Постановка проблемы. Цели: обсуждение затруднения | просмотр видеоролика Участие в беседе после просмотра Работа в группе | Организация диалога | -Посмотрев видеоролик, попробуйте сформулировать тему урока. Обычаи и обряды русского народа (запись в тетради) Чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами листки с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока. Обсудите его с соседом по парте. Учитель даёт избыточные цели, ученики должны промаркировать нужное. | | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
IV. Совместное открытие нового знания Цель: -устранение возникшего затруднения; | - слушание и просмотр презентации -чтение учебника Дети высказывают свою готовность | 1.Предлагает прочитать текст в учебнике. 2.Организует учебный диалог | -Что такое обычай, обряд? - Рассмотрите картины, угадайте сказку? - Какие обряды совершали на Руси, чтобы состоялась свадьба. | Уметь находить определение слов | Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
V. Реализация построенного проекта Цель: - Проговаривание нового знания. | Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание в тетрадях. | 1. Организация учебного диалога после смыслового чтения текста и просмотра презентации. | Расположение по порядку свадебных обрядов на доске. А в современное время соблюдаются эти обряды? Что такое помолвка? Что такое бракосочетание? Прослушивание об обрядах татарской и чувашской свдеб. | | Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка: под музыку двигаются по очереди |
VI.Первичное закрепление | Просмотр презентации | Организация учебного диалога | - Какой обряд изображён на слайде? | Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли |
VI.Самостоятельная работа. Цель: -каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет | | Организация групповой творческой работы. | Выполнения упражнения «Назови одним словом» на листочках. Взаимопроверка. | | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном . Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что понравилось, что узнали нового | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - С каким обычаем мы познакомились на уроке? - Какие обряды входят в состав этого обычая? На свадьбе принято угощать. Я вам предлагаю оценить себя и свою работу: если вы считаете, что у вас все получилось и вы хорошо по работали возьмите из вазочки 3 конфет. Если же вы считаете, что что-то у вас не получилось, то берите 2 конфетки. | | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
VIII.Домашнее задание. | | узнать какие русские праздники отмечают в зимнее время года. | | | |