Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К.Овладение навыками смыслового чтения,умение высказывать свое мнение | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценки своего поведения. |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Притча «Два волка». Стихотворение О.Хайяма «Ад и рай в Небесах».Сказка Л. Толстого «Белка иволк».Стихотворение А. Барто «Человечество». Иллюстративный материал: Репродукции картин Н.В. Невреева «Торг», В.Г. Перова «Тройка». Запись песни Б. Савельева на слова М. Пляцковского «Если добрый ты…» |
16 минут | Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек цветов. Коррекция эмоционального состояния. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. Прослушивание песни Б.Савельева на слова М. Пляцковского «Если добрый ты…» Беседа с классом. - Как вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? - Хорошо или плохо быть добрым? Почему? В жизни мы часто используем слова «добро», «зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит? - Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? - С каким словом вам приятней, комфортней? - Приведите примеры, что можно назвать добром? А злом? Работа с притчей « Два волка» Рисунок мандалы (рисунок в окружности) после прочтения притчи. Так чем мы кормим волка, представляющего зло? А представляющего добро? Распределите следующие понятия как «корм» для каждого из волков. Слова (примерный перечень): любовь, жадность, уважение, доброжелательность, помощь, ненависть, сочувствие, сопереживание, унижение, жестокость, благодарность, злость, высокомерие. Добро и зло сосуществует в каждом человеке, но какими нам быть зависит от нашего выбора. Чтение стихотворения Омара Хайяма «Ад и райв небесах» (до чтения учитель должен объяснить кто такой ханжа). Знакомство со сказкой Л.Толстого «Белка и волк». - Чем объяснила белка свое всегда хорошее настроение? Каким вы представляете доброго человека, опишите его, как он выглядит, говорит, двигается? Приведите примеры добрых людей. Почему вы их считаете добрыми? Учитель: Как, каким образом мы можем причинять зло или творить добро другим людям? В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок. Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое. | Регулятивные УУД: «Карточки» (рефлексия своих чувств). Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные УУД: «Визуализация понятия». Познавательные УУД: «Рисунок» (мандала). Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». |
8 минут | Учитель предлагает следующие репродукции: В.Г. Перова «Тройка», Н.В. Невреева «Торг». Беседа по картинам: - Что вы видите на картине (опишите максимально)? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - То, что изображено на картине является добром, злом? - Как оно называется? - Как оно называется? - Как чувствуют себя люди на картине? - О чем нам хотел сказать художник этой картиной? - Как ему это удалось? | Регулятивные УУД: «Сбор информации». |
12 минут | После обсуждения создается таблица. Зло | Добро | война | мир | смерть | жизнь | убийство | дарование жизни, помилование | насилие | ненасилие | непосильная работа | посильная, творческая работа | продажа людей, неволя | свобода | Учащиеся под руководством учителя заполняют сначала левую колонку, затем правую. Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни? Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно. - Если обобщить то, о чем мы говорили, и выразить очень кратко, что же следует отнести к добру? То, что утверждает жизнь и свободу. | Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения). |
8 минут | Томас Мор (выдающийся английский ученый, писатель, общественный деятель) поучал своих детей: «Если не можете быть ко всем добры, то хотя бы не будьте злы». Как вы это понимаете? Приведите примеры. - Каким образом мы можем препятствовать проявлениям зла и утверждать добро? Приведите примеры. Чтение учителем стихотворения А. Барто «Человечество». - Что вы представили, когда слушали это стихотворение? - Какие чувства это вызвало? - Почему стихотворение вызывает улыбку? - А какие добрые дела вы можете сделать прямо сегодня? Подведение итогов в форме беседы по пунктам: Сегодня я узнал (а). Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я научился (лась)… Я смог (смогла)… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… Урок дал моей жизни… По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени). | Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. |