- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев: Александра Невского,
Дмитрия Донского, Георгия Победоносца.
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Время |
1.Организаци-онный момент | - Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на занятии по «Основам православной культуры». | Обучающиеся рассаживаются на свои места по заранее созданным творческим группам. | Самоопределение | 1 мин |
2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. -Кто в своей жизни ссорился с другими людьми? -Что являлось причиной ваших ссор? -Что вы чувствовали? -А чем заканчивались ваши ссоры? -Что произойдет, если поссорятся между собой страны? -Что означает слово “война”?
- Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?
| Учащиеся высказывают свои мнения. - Происходят войны. -Война – это вооружённая борьба. - Война – это гибель миллионов невинных людей. -Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)
Учащиеся высказывают предположения: -желание присвоить чужие богатства; -желание завладеть чужой территорией; -желание иметь власть над людьми; -желание заставить людей другой страны работать на себя. | Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… | 3 мин |
3.Формулирование темы и целей урока. | - Сформулируйте тему урока. -Верно, ребята! Тема нашего разговора «Защита Отечества». -На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины. | - Мы будем говорить о защитниках нашей страны, Родины. | Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления. | 3 мин |
4.Актуализация знаний и пробного учебного действия | -Кто такие защитники Отечества? -Что они защищают? -Что такое Отечество? - Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит. | -Заступники -Родина | Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. | 5 мин. |
5. Открытие нового знания. | - Как же должен вести себя православный человек, если начнется война? -Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. - А что на войне самое страшное? - Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? - Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества». Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину? Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. Чтение и осмысление статьи учебника - Может ли война быть справедливой? В каком случае? - Какая война по-христиански может быть оправдана? -Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих». ФИЗМИНУТКА. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! | - Стать на ее защиту. - быть готовым отдать жизнт -смерть, слезы, горе - Ответы детей. -С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. -Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.
| Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. Формирование навыков смыслового чтения. | 10 мин 1 мин. |
6. Первичное закрепление с проговарива-нием вслух. | - Какими качествами должен обладать защитник? - Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации. - Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? - Среди православных святых было много воинов. | -Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает. -Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн. | | 5 мин. |
7. Работа в группах. | - Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество. - Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в трёх группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники. Просмотр отрывка фильма «Александр Невский» - Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны? - Почему эти люди стали святыми? - Кто такие святые? - Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? -Что делали полководцы после окончания сражения? -В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев. - Выполните задание в группе по карточкам. Проверка. -Если надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Даже на войне надо остаться человеком. - Какие поступки недопустимы даже на войне? | -Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.
Выступление историков Выступление литераторов Художники разукрашивают
-Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля! -Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество. -Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере. -С обращения к Богу.
-Благодарили Бога за помощь.
-Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. -Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. | | 8 мин |
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока. | - Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей. - Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как? - Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? - Будет ли такой поступок христианским? Почему? - Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как? - На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много песен сложено о нашей прекрасной Родине. Одну из них мы послушаем вместе с вами. Звучит песня «Россия, ты моя звезда» |
Ответы детей, самооценка своей деятельности. Предательство, дезертирство, мародерство и т.д. -Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно. -Надо поступать по заповедям Божьим. -Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.
| Умение контролировать и оценивать свои действия. | 3 мин |
9. Домашнее задание. | Подготовить рассказ о воинах вашей семьи, об их мужестве, героизме, отваге. | | | 1 мин |