kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока дает возможность показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, помочь ребенку ориентироваться в обществе, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добро и зло"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №144

Калининского района Санкт-Петербурга











Методическая разработка урока

«Добро и зло»

по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль: «Основы светской этики»











Разработала:

Романова Мария Николаевна

учитель начальных классов















г. Санкт-Петербург

2023

Пояснительная записка

Добро и зло! Это особые слова. Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, порядочность.

«Добро и зло» - это урок «открытия» нового знания и первичного закрепления новых знаний. Урок соответствует учебному плану курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), модуль «Основы светской этики».

Данный урок занимает особое место в курсе ОРКСЭ, так как расширяет знания обучающихся об основных этических понятиях. Изучая тему «Добро и зло», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельными, что значит признание ценности других людей.

Данная методическая разработка урока дает возможность показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, помочь ребенку ориентироваться в обществе, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

При проектировании урока был применен системно-деятельностный подход к обучению.

Формы организации учебной и познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая.

Методы обучения: сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и поисковых методов.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, деятельностного метода, дифференцированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые.

Данные технологии помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность. Умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Технологическая карта урока

Тема урока: «Добро и зло».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

1. Раскрыть смысл понятий «добро» и «зло». 2. Формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. 3. Воспитывать стремление к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Планируемые результаты

Предметные: - иметь четкое представление о понятиях «добро» и «зло»; - умение анализировать поступки на основе морального выбора; - умение приводить примеры хороших и плохих поступков; - осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное.


Метапредметные:

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, способность выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроке.

Коммуникативные:

- умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - умение давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности; - позитивное отношение к людям, стремление совершать добрые поступки.

Ресурсы урока:

Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку, выполненная в Microsoft Power Point, проектор, аудиозапись и видеозапись.

Наглядные пособия: карточки с заданиями, плакат на доске «Весы», листы А1 с заготовками весов для учащихся.

Рабочие материалы для обучающихся: карточки с заданиями, стикеры «капельки», листы черной бумаги, розовой бумаги.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Актуализация необходимых знаний

Звучит песня «Дорогою

добра» сл. Ю.Энтина, муз. Минков М. (на перемене). Слайд 1. Приложение 4.

1. Постановка учебных задач.

- Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы вошли в класс? Почему?

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

- Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.

2.Повторение пройденного.

-Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

Работа в парах:

- Возьмите КАРТОЧКИ с

заданиями. Приложение 1. Решим кроссворд. Какое ключевое слово получилось?

Взаимопроверка по слайду. Приложение 4. Слайд 2.

Дети заходят в класс под песню и слушают запись.



Отвечают на вопросы.



Настраиваются на работу. Приветствуют друг друга.













Самостоятельное выполнение задания на карточке. – Этика. Осуществляют взаимопроверку по эталону.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Мотивация к деятельности

Работа в группах: - Найдите на ваших столах карточки со статьей из толкового словаря, в которых спряталась тема нашего урока.

С.И.Ожегов: “Добро – всѐ положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу,

способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно

уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки,

разжигает вражду”.

- Как вы думаете, о каком понятии здесь идет речь? Почему вы так считаете?

Приложение 2.

Плакат «Весы» на доске. А также плакаты с весами у каждой группы.

Приложение 3.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


На плакате раскрываем чаши «ВЕСОВ» с надписью: «ДОБРО», «ЗЛО».

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

- Определив тему нашего урока, попробуем продолжить фразу.

На слайде: Продолжи фразу: Я хочу узнать… Я хочу научиться. Приложение 4. Слайд 3. - Это и есть цель нашего урока. Сегодня, мы вместе раскроем понятия «добро» и «зло» и будем учиться отличать добро от зла. А помогут нам в этом весы добра и зла, которые изображены на ваших столах. В них мы будем записывать примеры «Добра» и «Зла», а также выясним, каких понятий в нашей жизни больше: добрых или злых.

- Ребята, а можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро?

- Сколько времени понадобится для этого?

- Правильно, всю жизнь.

Вспоминают правила работы в группах: «Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Принимай активное участие в работе. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы».

Учащиеся работают в группах, выполняют задание .



- Добро.


- Зло.








Формулируют тему: «Добро и зло».




Ученики формулируют цель урока.

- Узнать что такое добро и зло, научиться отличать добрые поступки от злых и др.

Ученики размышляют, отвечают на вопросы.

- Нет.

- Очень много.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Регулятивные УУД:

- целеполагание, определение темы урока.

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета.




















Организация познавательной деятельности

1. Добро и зло.

- Что такое добро? Что такое зло? Каких людей, или какие поступки вы считаете добрыми, а какие – злыми?

- Итак, «ДОБРО́ И ЗЛО, ос­нов­ные ка­те­го­рии эти­ки, обо­зна­чаю­щие, с од­ной сто­ро­ны, то, че­го человек стре­мит­ся дос­тичь (бла­го) или из­бе­жать в сво­ей дея­тель­но­сти, эти понятия позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

- А какие добрые дела совершаете вы? Давай заполним чашу «Весов» добрыми поступками нашей повседневной жизни.

- А какие плохие поступки вы встречаете? Запишите их на темных карточках.


- Какая чаша у нас перевесила? А почему добрых поступков в нашей жизни должно быть больше?


2. Работа с видеоматериалом.

Работа в парах.

-Сейчас мы посмотрим с вами небольшие видеофрагменты, а ваша задача проанализировать поступки героев и дать им оценку: добрый поступок совершен или злой.


Фрагменты из произведений:

- «Главные реки» В.Драгунский (Подсказывание на уроке, чтобы друг не получил двойку)

- «Теплый хлеб» К.Паустовский (поступок Фильки)

- «Цветик-семицветик» В.Катаев (Желание девочки Жени)

- Куда мы можем записать данные поступки? В какую чашу «Весов»?

- К чему приводят проявления зла?

- Почему же не все люди добрые?

- Добрым быть непросто, нужно быть терпимым к другим людям, животным и растениям, уметь прощать, думать о других.


- Посмотрите на облака, которые изображены над нашими «Весами». Как вы думаете, каким цветом мы можем из закрасить? Ярким цветом добрых поступков или темным? Всегда ли мы совершаем только добрые или только злые поступки?


- По отношению ко всем, кто нас окружает, мы можем совершать как добрые, так и злые поступки. И к самому себе тоже – мы каждый день совершаем поступки, которые могут принести пользу или нанести себе вред. Поэтому главное солнышко на нашем рисунке – это каждый из вас.



3. Физическая минутка (игра).

- Встаньте. Сейчас каждая группа по очереди будет называть поступки, а остальные, если услышат добрые поступки – хлопните, вредный – погрозите пальцем. - Молодцы!

4. Работа в группах.

«Собери пословицы». Приложение 5.

Каждой группе выдать 2-3 пословицы.

- В пословицах издавна хранилась народная мудрость. Они учили отличать добро от зла.

- Сейчас я раздам вам пословицы, которые рассыпались на части. Вам надо собрать пословицы и объяснить их смысл.

- Куда мы можем поместить эти пословицы на нашем рисунке?


5. Жизненная ситуация.

- Как вы считает, можно ли быть добрым и не проявлять свою доброту в делах?

Учитель предлагает учащимся решить

жизненную ситуацию (карточка). Приложение 6.

– Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком?

– А теперь попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу.

Выслушать 1-2 ситуации.

- Не стесняйтесь говорить добрые слова! Спешите делать добро!

- Куда мы запишем эти поступки на наших плакатах? В какую чашу положим каждый из примеров?

6. Закрепление. – Посмотрите на плакаты, которые у нас получились. Какие поступки вы отнесли к «Добру»? Какие к «Злу»? Каких поступков у нас оказалось больше? По отношению к кому мы совершаем эти поступки? Всегда ли они только хорошие или злые? - В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.




Размышляют, отвечают на вопросы.


- Это поступки, которые способствуют взаимопониманию и взаимоуважению.

- Унижение людей, обман, насилие.

- К вражде между людьми, страданиям, войнам.




Размышляют. Записывают на ярких карточках и приклеивают на чашу «Весов» свои добрые поступки.


- Записывают на темных карточках и приклеивают на чашу «Весов» злые поступки.


- Размышляют.









Вспоминаем правила работы в парах:

«Говорим шёпотом. Работаем вместе. Слушаем друг друга. Выполнили – поднимаем руки»,


Просматривают видеофрагменты, обсуждают и анализируют увиденное. Формулируют ответ.


Размышляют. Отвечают на вопросы. Записывают примеры поступков в соответствующую чашу «Весов»







Размышляют. Приходят к выводу, что в жизни присутствуют как добрые, так и злые поступки.


Закрашивают облака разными цветами.






















Размышляют, выполняют движения












Выполняют задание, объясняют смысл пословиц и приклеивают их под чашами «Весов».

Желающие ребята выходят к доске и распределяют пословицы.

















Фронтальная работа. Желающие выходят к доске, остальные помогают.

Записывают примеры на плакате.













Фронтальная работа.

Ответы на вопросы. Представление своих весов – анализ проделанной работы.










Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы всего класса; обобщать.




















Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

- усвоение понятий «добро» и «зло».


Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Личностные УУД:

- самоопределение.














































































Рефлексия деятельности

1. Выводы и обобщения:

- Вспомните вопросы, которые вы ставили в начале урока. Попробуем на них ответить.

- Что такое добро?

- А что есть зло?

- Настоящая доброта, в чем она проявляется?











2. Рефлексия: - В жизни всегда есть две чаши: добра и зла. У каждого есть выбор, какую чашу пополнить своими поступками. - А что мы можем сделать, чтобы победить зло? - Давайте подумаем, какие добрые дела вы можете совершить в будущем, и по капельке положим их на чашу весов с добром. Приложение 7. - Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Продолжи фразу: (Приложение 4. Слайд 4. - Сегодня я узнал(а). .. - Я понял(а) … - Я научился(ась)… - Было интересно… - Мне захотелось..

- На следующем уроке мы продолжим разговор о добре и зле. Дома я попрошу вас подумать, какие добрые дела мы можем выполнять классом. А на уроке мы составим дорожную карту добрых дел класса.

Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Урок окончен!

Показ видеоклипа «Дорогою

добра» сл. Ю.Энтина, муз. Минков М.

Размышляют, отвечают на вопросы. Ожидаемые ответы: - Добро - это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро – это когда помогают друг другу.

- Зло - это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война. - Помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством и др.


Записывают домашнее задание.





- Чаша весов с «добром» должна перевесить.

Фронтальная работа. Выходят к доске

















Формулируют предложение.

Оценивают свою деятельность.


























































Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке.
































Список литературы

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений.- М. Просвещение. 2012.

  2. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для учителя.- М. Просвещение. 2012.

  3. Основы светской этики. Уроки с применением информационных технологий. 4 класс. Методическое пособие. Астафьева Е.В., Белых Т.В., Галанжина Е.С. –М.: Планета, 2016

  4. Поговорим о воспитанности. Бушелева Б.В. Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1998.

  5. Словарь русского языка. С.И.Ожегов. -  Издательство «Советская энциклопедия». М. 1973.

  6. http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-pro-dobro-i-zlo.html


































Приложения

Приложение 1. Кроссворд

  1. Черта личности, которая заключается в себялюбии.

  2. Идеи ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы, правила.

  3. Богатство каждого народа.

  4. Что основано на моральных нормах.

  5. Система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей.


Приложение 2. Карточка с буквами

О Д Б О Р

Приложение 3. Весы «Добро и зло»



Приложение 4. Презентация к уроку

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4




Приложение 5. «Собери пословицы»

СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО ДОБРОЕ

КРАСИТ А ЕГО ДЕЛА НЕ ОДЕЖДА ЧЕЛОВЕКА ДОБРЫЕ

ПРИСПЕЕТ ТОРОПИСЬ А ХУДОЕ НА ДОБРОЕ САМО ДЕЛО,

СЕРЕБРОМ, ДОБРОМ А ХВАЛИСЬ НЕ ХВАЛИСЬ

В ТОМ МАЛО В КОМ ПРАВДА ДОБРА НЕТ, И ПРАВДЫ

ИЩИ НЕ ИЩИ ДОБРОТЫ КРАСОТЫ,



Приложение 6. Жизненная ситуация

Ситуация. Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребѐнка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь,

ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет очень непросто самой открыть дверь подъезда.

Роль. Торопящийся домой школьник.

Решение. Решение, как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком.



Приложение 7. «Капелька» доброго поступка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добро и зло"

Автор: Романова Мария Николаевна

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Технологическая карта урока Калачева Елена Николаевна"
    ["seo_title"] => string(64) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kalachieva-ieliena-nikolaievna"
    ["file_id"] => string(6) "249873"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446987244"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(51) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_orkse_dobro_i_zlo"
    ["file_id"] => string(6) "569080"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1609314811"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и ОРКСЭ «Добро и зло»  4 класс."
    ["seo_title"] => string(95) "tiekhnologhichieskaiakartaintieghrirovannoghourokalitieraturnoghochtieniiaiorksedobroizlo4klass"
    ["file_id"] => string(6) "318195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460537549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства