Предметные: - иметь четкое представление о понятиях «добро» и «зло»; - умение анализировать поступки на основе морального выбора; - умение приводить примеры хороших и плохих поступков; - осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. | Метапредметные: Познавательные: - умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Регулятивные: - умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, способность выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроке. Коммуникативные: - умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам. | Личностные: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - умение давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности; - позитивное отношение к людям, стремление совершать добрые поступки. |
Звучит песня «Дорогою добра» сл. Ю.Энтина, муз. Минков М. (на перемене). Слайд 1. Приложение 4. 1. Постановка учебных задач. - Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы вошли в класс? Почему? -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения. - Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке. 2.Повторение пройденного. -Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке. Работа в парах: - Возьмите КАРТОЧКИ с заданиями. Приложение 1. Решим кроссворд. Какое ключевое слово получилось? Взаимопроверка по слайду. Приложение 4. Слайд 2. | Дети заходят в класс под песню и слушают запись. Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу. Приветствуют друг друга. Самостоятельное выполнение задания на карточке. – Этика. Осуществляют взаимопроверку по эталону. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Работа в группах: - Найдите на ваших столах карточки со статьей из толкового словаря, в которых спряталась тема нашего урока. С.И.Ожегов: “Добро – всѐ положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”. С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”. - Как вы думаете, о каком понятии здесь идет речь? Почему вы так считаете? Приложение 2. Плакат «Весы» на доске. А также плакаты с весами у каждой группы. Приложение 3. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? На плакате раскрываем чаши «ВЕСОВ» с надписью: «ДОБРО», «ЗЛО». - Итак, о чем мы сегодня будем говорить? - Определив тему нашего урока, попробуем продолжить фразу. На слайде: Продолжи фразу: Я хочу узнать… Я хочу научиться. Приложение 4. Слайд 3. - Это и есть цель нашего урока. Сегодня, мы вместе раскроем понятия «добро» и «зло» и будем учиться отличать добро от зла. А помогут нам в этом весы добра и зла, которые изображены на ваших столах. В них мы будем записывать примеры «Добра» и «Зла», а также выясним, каких понятий в нашей жизни больше: добрых или злых. - Ребята, а можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро? - Сколько времени понадобится для этого? - Правильно, всю жизнь. | Вспоминают правила работы в группах: «Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Принимай активное участие в работе. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы». Учащиеся работают в группах, выполняют задание . - Добро. - Зло. Формулируют тему: «Добро и зло». Ученики формулируют цель урока. - Узнать что такое добро и зло, научиться отличать добрые поступки от злых и др. Ученики размышляют, отвечают на вопросы. - Нет. - Очень много. | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Регулятивные УУД: - целеполагание, определение темы урока. Личностные УУД: - интерес к изучению предмета. |
1. Добро и зло. - Что такое добро? Что такое зло? Каких людей, или какие поступки вы считаете добрыми, а какие – злыми? - Итак, «ДОБРО́ И ЗЛО, основные категории этики, обозначающие, с одной стороны, то, чего человек стремится достичь (благо) или избежать в своей деятельности, эти понятия позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро — главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло. - А какие добрые дела совершаете вы? Давай заполним чашу «Весов» добрыми поступками нашей повседневной жизни. - А какие плохие поступки вы встречаете? Запишите их на темных карточках. - Какая чаша у нас перевесила? А почему добрых поступков в нашей жизни должно быть больше? 2. Работа с видеоматериалом. Работа в парах. -Сейчас мы посмотрим с вами небольшие видеофрагменты, а ваша задача проанализировать поступки героев и дать им оценку: добрый поступок совершен или злой. Фрагменты из произведений: - «Главные реки» В.Драгунский (Подсказывание на уроке, чтобы друг не получил двойку) - «Теплый хлеб» К.Паустовский (поступок Фильки) - «Цветик-семицветик» В.Катаев (Желание девочки Жени) - Куда мы можем записать данные поступки? В какую чашу «Весов»? - К чему приводят проявления зла? - Почему же не все люди добрые? - Добрым быть непросто, нужно быть терпимым к другим людям, животным и растениям, уметь прощать, думать о других. - Посмотрите на облака, которые изображены над нашими «Весами». Как вы думаете, каким цветом мы можем из закрасить? Ярким цветом добрых поступков или темным? Всегда ли мы совершаем только добрые или только злые поступки? - По отношению ко всем, кто нас окружает, мы можем совершать как добрые, так и злые поступки. И к самому себе тоже – мы каждый день совершаем поступки, которые могут принести пользу или нанести себе вред. Поэтому главное солнышко на нашем рисунке – это каждый из вас. 3. Физическая минутка (игра). - Встаньте. Сейчас каждая группа по очереди будет называть поступки, а остальные, если услышат добрые поступки – хлопните, вредный – погрозите пальцем. - Молодцы! 4. Работа в группах. «Собери пословицы». Приложение 5. Каждой группе выдать 2-3 пословицы. - В пословицах издавна хранилась народная мудрость. Они учили отличать добро от зла. - Сейчас я раздам вам пословицы, которые рассыпались на части. Вам надо собрать пословицы и объяснить их смысл. - Куда мы можем поместить эти пословицы на нашем рисунке? 5. Жизненная ситуация. - Как вы считает, можно ли быть добрым и не проявлять свою доброту в делах? Учитель предлагает учащимся решить жизненную ситуацию (карточка). Приложение 6. – Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком? – А теперь попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу. Выслушать 1-2 ситуации. - Не стесняйтесь говорить добрые слова! Спешите делать добро! - Куда мы запишем эти поступки на наших плакатах? В какую чашу положим каждый из примеров? 6. Закрепление. – Посмотрите на плакаты, которые у нас получились. Какие поступки вы отнесли к «Добру»? Какие к «Злу»? Каких поступков у нас оказалось больше? По отношению к кому мы совершаем эти поступки? Всегда ли они только хорошие или злые? - В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим. | Размышляют, отвечают на вопросы. - Это поступки, которые способствуют взаимопониманию и взаимоуважению. - Унижение людей, обман, насилие. - К вражде между людьми, страданиям, войнам. Размышляют. Записывают на ярких карточках и приклеивают на чашу «Весов» свои добрые поступки. - Записывают на темных карточках и приклеивают на чашу «Весов» злые поступки. - Размышляют. Вспоминаем правила работы в парах: «Говорим шёпотом. Работаем вместе. Слушаем друг друга. Выполнили – поднимаем руки», Просматривают видеофрагменты, обсуждают и анализируют увиденное. Формулируют ответ. Размышляют. Отвечают на вопросы. Записывают примеры поступков в соответствующую чашу «Весов» Размышляют. Приходят к выводу, что в жизни присутствуют как добрые, так и злые поступки. Закрашивают облака разными цветами. Размышляют, выполняют движения Выполняют задание, объясняют смысл пословиц и приклеивают их под чашами «Весов». Желающие ребята выходят к доске и распределяют пословицы. Фронтальная работа. Желающие выходят к доске, остальные помогают. Записывают примеры на плакате. Фронтальная работа. Ответы на вопросы. Представление своих весов – анализ проделанной работы. | Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы всего класса; обобщать. Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; - усвоение понятий «добро» и «зло». Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные УУД: - самоопределение. |
1. Выводы и обобщения: - Вспомните вопросы, которые вы ставили в начале урока. Попробуем на них ответить. - Что такое добро? - А что есть зло? - Настоящая доброта, в чем она проявляется? 2. Рефлексия: - В жизни всегда есть две чаши: добра и зла. У каждого есть выбор, какую чашу пополнить своими поступками. - А что мы можем сделать, чтобы победить зло? - Давайте подумаем, какие добрые дела вы можете совершить в будущем, и по капельке положим их на чашу весов с добром. Приложение 7. - Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. - Продолжи фразу: (Приложение 4. Слайд 4. - Сегодня я узнал(а). .. - Я понял(а) … - Я научился(ась)… - Было интересно… - Мне захотелось.. - На следующем уроке мы продолжим разговор о добре и зле. Дома я попрошу вас подумать, какие добрые дела мы можем выполнять классом. А на уроке мы составим дорожную карту добрых дел класса. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Урок окончен! Показ видеоклипа «Дорогою добра» сл. Ю.Энтина, муз. Минков М. | Размышляют, отвечают на вопросы. Ожидаемые ответы: - Добро - это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро – это когда помогают друг другу. - Зло - это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война. - Помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством и др. Записывают домашнее задание. - Чаша весов с «добром» должна перевесить. Фронтальная работа. Выходят к доске Формулируют предложение. Оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке. |