Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему "Дружба"»
Тема урока «Дружба»
Тема: «Дружба»
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.
- участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)
Технологии: продуктивные (проблемно-поисковые),
репродуктивные (беседа, показ, объяснение).
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с пословицами, презентация, законы дружбы.
Ход урока.
1.Мотивационный этап.
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Введение в тему:
-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы вам помогут определить вот эти иллюстрации. Внимательно посмотрите на них, и скажите: «Какое главное слово их объединяет (дружба)?»
- Вы догадались, о чём пойдёт наш разговор? ( О дружбе)
- А как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?
Что такое дружба?
Что относится к дружбе?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
3.Основная часть:
- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?
- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос? (Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете)
- Предлагаю начать работу.
В знаменитых словарях Ожегова и Даля приводят такое определение слову «Дружба»
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов ( Ожегов С.И.).
На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
Какие ещё качества относятся к понятию дружба? (см. Приложение №1)
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р - радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание, жизнерадостность
Б – борьба, благодушие, бескорыстие
А – активность, аккуратность
Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей. Я предлагаю вам внимательно прослушать притчу.
Притча
Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( « Не имей сто рублей, а имей сто друзей»).
Наш мудрый народ сочинил множество пословиц о дружбе. Соберите пословицу и объясните ее смысл.
Игра называется «Найди вторую половинку» (см. Приложение №1)
Нет друга – ищи, ... ... /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей, ... ... /а имей сто друзей/.
Один за всех ...... /и все за одного/.
Человек без друзей ...... /что дерево без корней/.
Без друга …на сердце вьюга.
Верному другу .. /цены нет/.
Не мил и свет,… / когда друга нет/.
Птица сильна крыльями, … /а человек дружбой/.
Не в службу, /а в дружбу/.
“Дом дружбы”(см. Приложение №1)
Работа в группах.
У каждой группы на столе лежат листочки со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и уберите те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен. Строим дом.( Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. )
Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свой кирпичик и называют качества необходимые для дружбы.
доброжелательность
терпимость,
уступчивость,
отзывчивость,
забота,
честность,
щедрость,
бескорыстность,
ответственность,
вежливость.
А кто в доме дружбы может жить?
В каждом доме есть свои правила, и наш «Дом дружбы» не исключение. Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько правил дружбы.
- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
( Учитель вывешивает на доску плакат с 10 законами дружбы)
Законы дружбы
Доверять другу
Делиться новостями, успехами, неудачами
Уметь хранить чужие тайны
Радоваться вместе с другом его успехам
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
Защищать друга
Не критиковать друга в присутствии других людей
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
Всегда выполнять свои обещания
- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили, в чём отличие?
Рефлексия: О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
«Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг. (Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.
- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?
- Над чем вам ещё надо поработать?
Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится Вам и вы приобрели на нём частичку мудрости.