kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Свобода и моральный выбор человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по ОРКиСЭ на тему "Свобода и моральный выбор человека" для 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Свобода и моральный выбор человека»

Конспект урока по ОРКСЭ.

Модуль Основы светской этики.


Учитель: Синицина И.В.

Образовательное учреждение: МБОУ «Глинищевская СОШ»

Класс: 4

Тема: «Свобода и моральный выбор человека».

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ОСЭ, литература.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока по содержанию:

Образовательная: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор». Раскрыть суть понятий “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.

Развивающая: Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Воспитательная: Способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Ожидаемый результат:

личностный: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный: осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора человека;

метапредметный: навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые.

Оборудование: фломастеры, голуби (поделка), тексты басен, ситуации, зонты (черный, красный, пестрый), презентация.



Технологическая карта урока

Этап урока


Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1

Орг.момент

1 мин

Эмоциональный настрой на урок

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.


У вас на столах лежат вырезанные из бумаги птицы? Вы знаете, что это за птицы? (голубь)

Возьмите цветной карандаш, который соответствует вашему настроению, и напишите на голубе свое имя.

Закрывают глаза, представляют.










Пишут свое имя.

2

Актуализация знаний.

Проверка д/з

5 мин

- На прошлом уроке мы с вами говорили о таких нравственных понятиях как добродетель и порок.



1)Продолжите фразу:

«Аристотель считал, что добродетель – это…» (способность во всём поступать наилучшим образом).



Что же тогда называют пороком?

Приведите примеры добродетели и порока.





А какие 3 добродетели украшают душу? (красота, мудрость, любовь)





2)Соотнесём понятия добродетель и порок с указателем дорог. 

- По какой дороге отправится добродетель, а по какой - порок.



Добродетель выражает стремление человека к добру.


Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называются пороками. Пороком можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его.

3

Формулирование темы и целей урока



Работа с иллюстративным рядом «Кто счастлив».













 2) Работа над текстом песни «Дорога добра».










3) Работа с картиной Васнецова «Витязь на распутье».


3 мин

Посмотрите на голубей. С чем они у вас ассоциируются? А когда они летят высоко в небе?


- Посмотрите на других животных на слайде и ответьте, кто из изображенных на них счастлив.

- Почему они счастливы?

Верно, пока животные свободны, они счастливы.


Однако, животные сами по себе не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Хищники, например лев и волк, не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой — иначе они не выживут. В человеке тоже многое зависит от природы. Он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать. Однако он может выбирать, как ему поступить по отношению к другим людям, по какой жизненной дороге ему идти.


- Послушайте песню и скажите, про какую дорогу говорится в песне?

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

-Про какую дорогу говорится в песне?

- Ребята, возникал ли у вас вопрос: « Какой дорогой идти по жизни?»

- А как вы думаете, сколько дорог жизни может быть у человека?



- А как вы думаете, человек выбирает сам себе дорогу в жизни?


Давайте посмотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье».

- Опишите то, что вы здесь видите.

- Почему витязь такой задумчивый?

- Есть ли у витязя свобода выбора пути или нет?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Попробуйте сформулировать тему урока.


Какова цель нашего урока?

(мир, дружба)


(свобода)



(животные свободны).
















(про жизненный путь человека)




(2 - добра и зла)











Свобода и моральный выбор.


(ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЯМИ - свобода, выбор)

4

Работа по теме урока

15 мин

1) Создание ассоциативного ряда к слову свобода (работа по группам).

- Какие слова вам приходят на ум, когда слышите слово свобода?

(работа в группах, выступление представителей от группы)

- Я тоже подобрала ассоциации к слову свобода. Мне на ум приходят следующие слова. Совпадает ли мое понимание «свободы» и ваше?


2) Работа со словарями.

- Есть разные мнения, что такое свобода. Где можно узнать точное определение понятия «свобода»?

- У вас на столах лежат

  1. Словарь В.И. Даля,

  2. Толковый словарь С.И. Ожегова,

  3. Большой Энциклопедический словарь

  4. и всем вам знакомый учебник по светской этике.


Ваша задача – найти определение понятия «свобода» и выделить самое главное слово или словосочетание в этом определении.

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Словарь В.И. Даля

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Толковый словарь С.И. Ожегова

 Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой Энциклопедический словарь

Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

Учебник «Основы светской этики»


- И так, по-вашему, что значит быть свободным?











(в словарях, энциклопедиях, учебнике)









(работа в группах, выступление представителей от группы)










(ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации)


Физминутка

4 мин

Кошка беспородная


5

Закрепление

10 мин

- Перед каким выбором были дети?

- Какой выбор они сделала?

- Это был их свободный выбор?

- А какой путь выбрали бы вы?

- В итоге, как бы вы не поступили, был бы тоже ваш свободный выбор.


Вывод: С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора. Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, постоянно должны выбирать свой путь, сказать или не сказать, ответить или промолчать, стерпеть или не стерпеть, да или нет?

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор, направленный во благо другому – это и есть моральный выбор. По-другому можно сказать, моральный выбор – это выбор между добром и злом.

 

Моральный выбор - выбор

между различными способами

поведения

/                                        \

    Нравстенным                   Безнравстенным

    Добро                           Зло

    Добродетель                     Порок                 

 

5) Работа с примерами о моральном выборе.

- Давайте рассмотрим ситуации:

  1. Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь?

  2. Учитель поставил двойку, а ты недоволен. Как поступить?

  3. Друг зовёт гулять, а у тебя не выучены уроки.

  4. Друзья предложили пойти погулять к пруду, а ты не прополол грядки на огороде.

- Вы задумались, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор


- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите примеры.


А всегда ли вы выбирали правильную дорогу добра?


Сейчас просмотрим притчу и узнаем, к чему может привести неправильно сделанный выбор?

  

7) Работа с притчей «Человеческие ценности».

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он обижал слабых, жестоко обращался с животными, не почитал старость. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен. Отец подвел сына к столбу и показал на дырки от гвоздей.


ПАУЗА: Как вы думаете, что он сказал сыну?


- Гвоздей-то нет, а дырки остались.

 

- Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

 

( психологический прием с бумагой)

-Это легко доказать, используя простой лист бумаги. Помните, делая выбор между добром и злом, каждое неосторожное слово или проступок оставляют в душе и на лице человека пусть незаметные, но неизгладимые морщинки (Для этого психологического приёма необходим круг из бумаги среднего размера, на котором нарисовано лицо. В ходе рассказа, когда мальчик обижает других, я постепенно мну бумагу, а когда говорю о том, что мальчик стал исправляться – распрямляю лист и демонстрирую неизгладимые морщины.)


8) Понятие «моральный конфликт».

- Выбирать простые вещи легко, но бывают такие жизненные ситуации, когда человек оказывается перед очень сложным выбором и должен выбирать между своими интересами и интересами других людей.


И эта острая ситуация морального выбора иногда называется моральным конфликтом. Моральный конфликт — это когда стремления к одной нравственной ценности разрушают другую, возможно, не менее дорогую. При разрешении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, а добродетельный выбор, пусть даже в ущерб себе.


Как вы думаете, от чего зависит выбор определенной стороны в моральном конфликте?






Как вы думаете, какой путь тяжелее: путь добра или зла? Путь добродетели или порока?


Почему?





















примеры


(От характера и силы воли человека)


(может пострадать человек, или сам можешь пострадать)










2-3 человека


















(когда выбираешь дорогу зла, делаешь человеку больно, у него на сердце остается такой же шрам, как и эти дырки. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься.)


Понял, как плохо делал родным людям.



























можно сказать, что моральный выбор — это результат стойкости характера. Именно от человека зависит, станет он морально добрым или злым, пойдёт по пути добродетели или по пути порока.


Путь добра тяжелее, так как постоянно приходится делать выбор между своими интересами и интересами других людей.

8

Рефлексия

3 мин

В начале урока мы слушали куплет песни «дорогою добра».

Объясните, как вы понимаете слова:

«Иди за солнцем следом…Дорогою добра»


Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому.

У вас на партах лежат голубки. С обратной стороны напишите ту добродетель, которую вы хотели бы развивать, чтобы идти дорогой добра.


После того, как напишите, выйдите и прикрепите голубка на доску.

При совершении хороших поступков к вам будут хорошо относиться, дружить, любить, уважать.


6

Подведение итогов

3 мин

Давайте вспомним те вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока.


Что такое свобода?




Что такое моральный выбор?




Для чего мы об этом сегодня говорили?




Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Молодцы. Урок окончен.


Свобода - возможность действовать по-своему; ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации

Моральный выбор - выбор м/у своими интересами и интересами др.человека.


Стараться не совершать плохих поступков, делать добрые дела.



7

Задание на дом

1 мин

Нарисовать рисунок по теме нашего сегодняшнего урока.
















































Просмотр содержимого презентации
«Свобода и моральный выбор человека»

Продолжите фразу Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом.

Продолжите фразу

Аристотель считал, что

добродетель – это

способность во всём поступать наилучшим

образом.

Что же тогда называют пороком?

Что же тогда называют пороком?

  • Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называются пороками.
  • Пороком можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его.
Приведите примеры  добродетели и порока. Глупость Хитрость Скупость Вредность Трусость Жадность Бесстыдство Красота Мудрость Любовь Смелость, Храбрость Терпение Трудолюбие А какие 3 добродетели украшают душу?  

Приведите примеры добродетели и порока.

  • Глупость
  • Хитрость
  • Скупость
  • Вредность
  • Трусость
  • Жадность
  • Бесстыдство
  • Красота
  • Мудрость
  • Любовь
  • Смелость,
  • Храбрость
  • Терпение
  • Трудолюбие

А какие 3 добродетели украшают душу?  

порок Добродетель ? ДОБРО ЗЛО

порок

Добродетель

?

ДОБРО

ЗЛО

Кто из изображенных здесь животных счастлив?

Кто из изображенных здесь животных счастлив?

Картина В.Васнецова «Витязь на распутье»

Картина В.Васнецова «Витязь на распутье»

  • Опишите то, что вы здесь видите.
  • Почему витязь такой задумчивый?
  • Есть ли у витязя свобода выбора пути или нет?
  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Свобода и моральный выбор человека

Свобода и моральный выбор человека

жизнь выбор мир  счастье свобода ветер птицы каникулы небо

жизнь

выбор

мир

счастье

свобода

ветер

птицы

каникулы

небо

Свобода (работа в группе)  Свобода  - своя воля, простор, возможность действовать по-своему ; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Словарь В.И. Даля Свобода – состояние того, кто не находится в заключении , в неволе. Толковый словарь С.И. Ожегова Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор . Большой Энциклопедический словарь Свобода – способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.

Свобода

(работа в группе)

Свобода  - своя воля, простор, возможность действовать по-своему ; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Словарь В.И. Даля

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении , в неволе.

Толковый словарь С.И. Ожегова

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор .

Большой Энциклопедический словарь

Свободаспособность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.

Физминутка

Физминутка

Моральный выбор Моральный выбор - выбор между различными способами поведения  /                                        \      Нравстенным                   Безнравстенным      Добро                           Зло      Добродетель                     Порок                 

Моральный выбор

Моральный выбор - выбор

между различными способами

поведения

/                                        \

     Нравстенным                   Безнравстенным

     Добро                           Зло

     Добродетель                     Порок                 

Как вы поступите в данной ситуации? Работа в парах. Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь? Друг зовёт гулять, а у тебя не выучены уроки. Учитель поставил двойку, а ты недоволен. Как поступить?

Как вы поступите в данной ситуации? Работа в парах.

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь,

чей он может быть. Как ты поступишь?

Друг зовёт гулять, а у тебя не выучены уроки.

Учитель поставил двойку, а ты недоволен. Как поступить?

Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь не ведом. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Добродетели

Добродетели

  • Красота,
  • Мудрость,
  • Любовь
  • Смелость,
  • Храбрость
  • Терпение
  • Трудолюбие
  • Верность
  • Честность
  • Ответственность
  • Справедливость
  • Скромность
  • Вежливость
  • Настойчивость


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Свобода и моральный выбор человека

Автор: Синицина Ирина Валентиновна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технологическая карта урока "Свобода и моральный выбор человека" ( Модуль ОСЭ)"
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-svoboda-i-moral-nyi-vybor-chielovieka-modul-ose"
    ["file_id"] => string(6) "290860"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455029724"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "урок на тему "Свобода и моральный выбор" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-na-tiemu-svoboda-i-moral-nyi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "114924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411738479"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Свобода и моральный выбор"
    ["seo_title"] => string(21) "svobodaimoralnyivybor"
    ["file_id"] => string(6) "269203"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450783667"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Свобода и моральный выбор человека"
    ["seo_title"] => string(34) "svoboda_i_moralnyi_vybor_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "527517"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1574080286"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Моральная ответственность "
    ["seo_title"] => string(27) "moral-naia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "162473"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422360743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства