Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
План урока:
Ход урока:
Добрый день дети, добрый день гости. В народе говорят: «Доброта что солнце». Как вы думаете, почему? Вообразите красивую волшебную полянку, а на ней - сказочный цветик-семицветик. Посмотрите на нашу поляну.
Слайд1
Ведь она волшебная, верно? А какой волшебный цветок растёт на такой поляне? - Конечно, цветик-семицветик. Кто хочет его оживить? Дети (семь человек) становятся в круг, соединив руки в форме лепестка. Под хоровое повторение «заклинания»: «лети, лети, лепесток»... они кружатся. Руководитель при словах «быть по-моему вели» «отрывает лепесток» и пускает его в «свободный полёт». В результате ребёнок подходит к кому-то по своему выбору и произносит доброе пожелание, радующее другого. Посмотрите, какая добрая атмосфера стала в нашем коллективе, сколько приятного услышали мы.
Слайд 2
Улыбнитесь своим товарищам, гостям.
Дарите радость людям, будьте сами как солнышко, дарите добра и любовь людям.
Песенка «Улыбка»
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Слайд 3.
Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. - Кому ты рассказывал о добродетели и пороке? - Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
Что такое добродетель? Какого человека можно считать добродетельным?
III.Работа над новым материалом
Слайд 4
1.Запись темы в тетради. Как называется статуя, изображённая на слайде. Что вы о ней знаете. Где она находится?
Свобода – есть возможность реализовывать свои желания.
Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Человек тоже зависит от природы. Он не может выбирать, дышать ему или не дышать. Но он может выбирать, как ему поступать по отношению к другим людям.
Слайд5
Учитель:
- Как вы понимаете данные слова: «Нам право выбора даётся…» (Обсуждение)
- Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, а именно: постоянно должны выбирать свой путь, варианты своих действий и поступков.
2.Работа с понятием «свобода»
Слайд 6
а) Создание ассоциативного ряда к слову свобода
-Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»?
Слайд 7
Давайте проверим ваши ассоциации.
Слайд 8
б) Работа в парах со словарём Ожегова, Энциклопедическим словарем
Слайд 9
Обсуждение определений
Беседа
Слайд 10 Что значит быть свободным?
Для чего нужна свобода?
Согласны ли вы с мнением, что свободный человек делает всё, что захочет? Приведите примеры
Выступление учащихся
Дискуссия:
Слайд 11
-Кто чувствует себя счастливым и почему?
Слайд 12
-Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.
3.Работа с притчей «Всё в твоих руках..»
Слайд 13
а) Чтение притчи:
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. ……….
-Что ответил Мастер своему ученику?
Слайд 14
Обсуждение (дети высказывают свои предположения)
-А теперь прочитаем, что ответил Мастер своему ученику. (Слайд 13)
-Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
б) Вопросы по тексту восточной притчи:
Слайд 15
- Как вы понимаете последние слова Мастера?
-Какие два пути выбора стояли перед учеником?
-Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Слайд 16 -17
- По –вашему мнению, что такое моральный выбор?
В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя.
Добро и зло могут соседствовать в человеческом сердце, человек наделён правом выбора. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с главными человеческими ценностями: стыд и правда как важнейшее условие человеческого согласия; человеколюбие. Нужно уметь терпеливо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, не тая злобы, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется любовь.
Поступай так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех.
4.Работа по учебнику
Слайд 18
а) Чтение статьи на странице 22-23
Найти ответы на вопросы:
-Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
-Как должен поступать добродетельный человек?
-Что такое моральный конфликт? ( Это когда стремление к одной ценности разрушает другую, не менее важную.)
б) Обсуждение прочитанного.
5.Работа с примерами
Слайд 19
Сделайте свой выбор Ситуация 1. -Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он, может быть. Как ты поступишь? а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б) куплю много конфет и угощу всех товарищей; в) поступлю по-другому. Обсуждение ответов.
Ситуация 2
Слайд 20– 21 - 22
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка»
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги.
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
И вдруг я вижу, девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: «Твой?»
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке……..
-Как поступит мальчик?
Продолжим чтение.
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
-Твое? Скажи, твое?
-Мое, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.
Слайд 23
Вопросы по сказкам
1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве? 2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? 3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
IV.Итог
Слайд 24
2.Итоговая беседа
-Что такое свобода?
-Как связана свобода с моральным выбором?
-Всегда ли у человека есть выбор?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор?
Составьте синквейн.
Слайд 25
V.Домашнее задание
Слайд 26
-Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
-В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?
-Как она поступила?
-Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
Сейчас подведём итоги урока. На парте у вас лежат смайлики, выберите тот, какой соответствует вашему состоянию, и прикрепите его на доску.
Завершить урок хочется детской песенкой. Вслушайтесь в слова песни и старайтесь всегда делать правильный выбор.