воспитать уважение к правилам этикета, чувство терпимости друг к другу, аккуратность в работе.
Виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным и текстовым материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа учащихся в группах.
Основные термины и понятия: этика, этикет, виды этикета, речевой этикет, столовый этикет.
Оборудование: компьютерная презентация, стихотворение А.Усачёва «Что такое этикет?», компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари, энциклопедия, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» - автор уроков А.Я.Данилюк, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики 4-5 класс».
Ход урока
Организация деятельности учащихся.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд и определим тему нашего урока.
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей. (Альтруизм)
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (Ответственность)
Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
Э
Т
И
К
А
А
Л
Ь
Т
Р
У
И
З
М
Э
Г
О
И
З
М
П
О
Р
О
К
О
Т
В
Е
Т
С
Т
В
Е
Н
Н
О
С
Т
Ь
С
П
Р
А
В
Е
Д
Л
И
В
О
С
Т
Ь
Целеполагание.
- Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
- Какова тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд №1)
- Сегодня мы будем говорить об этикете и его роли в нашей жизни. Слышали когда-нибудь такое слово? Что, по-вашему, оно обозначает?
- Проведите исследование и сравните между собой слова «этика» и «этикет» с точки зрения лексического значения слов. Что интересного вы заметили? (Слайд №2)
IV. Изучение нового материала.
Работа в группах. Знакомство с понятием «этикет».
Для дальнейшей работы мы разделимся на три группы. Для этого из волшебного сундучка каждый из вас возьмет геометрическую фигуру. Те, у кого фигуры красного цвета, являются участниками 1 группы, зелёного цвета – участники 2 группы, жёлтого цвета – участники 3 группы.
Участники каждой группы будут искать ответ на вопрос «Что такое этикет?» Определения запишите в рабочих тетрадях.
1 группа – работает с энциклопедией Википедия.
2 группа – с толковым словарём С.И. Ожегова.
3 группа – с учебником «Основы светской этики» с.56.
Группы представляют результаты своей работы.
1 группа. (Слайд №3)
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
- Какая связь между словами «этикетка» и «этикет»? (Этикетка – описание товара, этикет – описание образцов поведения.)
2 группа.
Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
3 группа.
Этикет – правила хорошего поведения.
- Как вы думаете, важно ли знать правила этикета? Почему?
- В каких жизненных ситуациях важно помнить о правилах этикета?
Давайте прочитаем стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?» и ответим на вопрос, что нового и интересного вы из него узнали?
Задание. Обсудите в своих группах, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.
Представление группами результатов своей работы. (Слайды №5, 6)
- Давайте сравним ваши предположения с теми видами этикета, которые существуют в обществе.
3. Виды этикета: (Слайд №7)
речевой;
столовый;
«выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
религиозный;
повседневный;
служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
праздничный;
профессиональный (специализированный);
свадебный;
дипломатический;
траурный и т.д.
Учитель даёт краткую характеристику каждому виду этикета.
Речевой этикет – это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие.
Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.
Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах.
Религиозный этикет определяет порядок деятельности и организации религиозных объединений. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.
Служебный этикет – нормы профессионального поведения делового человека или предпринимателя. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.
Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие.
Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.
Свадебный этикет. Правила свадебного этикета относятся к основным моментам проведения свадебного торжества.
Дипломатический этикет - правила, традиции и условности, соблюдаемые правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами.
4. Речевой этикет.
- Как видим, существует очень много видов этикета. Сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи. Давайте посмотрим отрывок из хорошо знакомого вам журнала «Ералаш». При просмотре особое внимание уделите речи мальчика. Что необычного вы заметите в ней?
А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» и обсуждение.
- Всё ли вам было понятно в речи мальчика? Почему?
- Что вам показалось смешным?
- Как вы думаете, почему он так рассказывал произошедший случай?
Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка» относятся к молодёжному языку - сленгу. Всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова?
Помни: русский язык богат и выразителен — чтобы высказать всё, о чём ты думаешь и что ты чувствуешь, в нём всегда найдутся точные и красивые слова. Твоя речь должна быть не только понятной, но и приятной, необидной для окружающих.
Б) Работа в группах.
- Где бы ни находились, вы всегда оказываетесь в обществе людей, а, значит, общаясь с ними, обязательно должны придерживаться определённых правил общения - правил речевого этикета.
- Используя карточки с иллюстрациями, которые у вас лежат на столе и с несколькими советами, сформулируйте правила речевого этикета. (Слайды №8, 9)
- С помощью учебника (с. 56-57) расширьте сформулированный вами список основных правил речевого этикета. (Необходимо контролировать громкость, темп, тон и содержание речи.) Свои ответы оформите на плакатах. (Дети изображают правила в виде списка или рисунков).
Карточки для групповой работы
Несколько советов
Учтите, чтобы быть интересным собеседником, нужно стать «хорошо информированным». То есть иметь представление о последних новостях в политике, разбираться в музыке, фильмах, спорте. Хорошо, если вы сумеете интересно рассказать и о том необычном, что произошло лично с вами. Так что не спите! Смотрите фильмы, слушайте музыку, читайте газеты, журналы и книги.
Человеку всегда интереснее общаться с тем, кто умеет хорошо слушать, потому что любому, как правило, интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы научитесь внимательно, не перебивая, слушать рассказ, к месту показывая свою заинтересованность вопросами типа: «И что же было дальше?», «Невероятно! Как такое могло быть?», «И как же вам удалось справиться?», то с вами приятно будет побеседовать любому.
Не стремитесь подавить собеседника своей эрудицией. Никому не хочется чувствовать себя глупее другого! Поэтому если вы постоянно станете перебивать собеседника фразами: «Да я это давно уже знаю!» или «Подумаешь, удивили! После этого он написал еще семь романов!», не удивляйтесь, если он больше не захочет общаться с вами.
А вот если вы чего-нибудь не знаете, не стесняйтесь сказать об этом. Большинству людей нравится рассказать о чем-то, чего не знает их собеседник. Поэтому фраза: «Надо же, я первый раз об этом слышу! Не могли бы рассказать поподробнее?» - хорошая заявка к продолжению беседы.
Отчёт групп о проделанной работе. Один представитель от команды выходит к доске и знакомит с результатом своей работы.
Вывод: речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах. (Слайд №10)
V. Физминутка «Арам-зам-зам».
5. Столовый этикет
А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна».
- Что необычного вы заметили в поведении мальчика?
Б) Обсуждение просмотренного отрывка.
- Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?
- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
В) Работа в группе. Вставь пропущенные слова. (Слайд №11)
Как вести себя за столом
Этикету за столом всегда придавали важное значение.
Начнем с самого главного, с осанки. За столом нужно сидеть__________, нельзя класть ____________на стол, тем более широко расставив их. Не садитесь слишком близко или очень далеко от_______________. Во время застолья, если Вы говорите с одним собеседником, то не поворачивайтесь ____________к другому.
В столовом этикете все тщательно продуманно. Возьмем вилку и нож. У них разные роли. Ножом Вы можете лишь _______________то, что берете вилкой. Неправильно резать ножом все подряд, чтобы потом пользоваться только вилкой.
Хлеб нужно отламывать небольшими__________________, которые можно съесть за один-два раза, а не держать его постоянно. А чтобы намазать масло, положите кусочек хлеба на край тарелки и придержите его пальцами левой руки.
Как нужно есть суп? Суп нужно есть с________________, поднося ее параллельно ко рту. Принято, когда суп остается на донышке, слегка отодвинуть тарелку и отклонить ее_______________. Зачем? Тогда и другое правило легче выполнить: наполнять ложку движением___________. Съев первое блюдо, оставьте ложку в тарелке.
Как есть рыбу. Если рыба вареная или жареная, нож служит "помощником" - им отделяют рыбьи косточки. Рыбу _____________ножом. Если косточка попала в рот, положите ее на прислоненную к губам вилку, потом -_____________________.
Блюда из птицы тоже едят с помощью___________________.
Слова: прямо, локти, стола, спиной, кусочками, края ложки, подправить, от себя, от себя, не режут, на тарелку, вилки и ножа.
VI. Закрепление новых знаний. Практическая работа.
Работа в парах на ноутбуках. Выполнение тренажёра 4 урок № 27 из электронного приложения к учебнику.
Учащиеся приглашаются в школу вежливости. Решают ситуативные задачи. Инсценируют. (Слайд №12)
VII. Подведение итогов.
- Давайте прочитаем последний абзац на странице 57 учебника.
- Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета?
- Какова основа у всех правил этикета?
- Что движет людьми, поступающими по правилам этикета, а не иначе? (Уважение к другим людям)
- Зачем учиться правилам этикета?
VIII. Рефлексия. (Слайд №13)
- Каждый из вас попробует продолжить одно из предложений:
Сегодня на уроке я понял(а)…
Теперь я понимаю, что…
Я думаю, что каждый человек должен…
Я постараюсь всегда…
IX.Задание на дом :
- Попробуйте составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.