kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Светская этика "Этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям очень понравилось узнавать что такое этикет, о правилах этикета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Светская этика "Этикет"»

Тема урока: «Этикет».

Цель урока: формирование у учащихся представлений об этикете как о своде правил, регулирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях.

Задачи урока:

  • сформировать представление об этикете в тесной взаимосвязи с понятием «этика»;

  • сформировать потребность следовать правилам этикета в различных жизненных ситуациях;

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;

  • содействовать эстетическому воспитанию школьников;

  • воспитать уважение к правилам этикета, чувство терпимости друг к другу, аккуратность в работе.

Виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным и текстовым материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа учащихся в группах.

Основные термины и понятия: этика, этикет, виды этикета, речевой этикет, столовый этикет.

Оборудование: компьютерная презентация, стихотворение А.Усачёва «Что такое этикет?», компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари, энциклопедия, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» - автор уроков А.Я.Данилюк, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики 4-5 класс».

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!


  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд и определим тему нашего урока.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

  2. Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей. (Альтруизм)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

  5. Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (Ответственность)

  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)












Э

Т

И

К

А










А

Л

Ь

Т

Р

У

И

З

М











Э

Г

О

И

З

М











П

О

Р

О

К








О

Т

В

Е

Т

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С


Т

Ь

С

П

Р

А

В

Е

Д

Л

И

В

О

С

Т

Ь







  1. Целеполагание.

- Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

- Какова тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд №1)

- Сегодня мы будем говорить об этикете и его роли в нашей жизни. Слышали когда-нибудь такое слово? Что, по-вашему, оно обозначает?

- Проведите исследование и сравните между собой слова «этика» и «этикет» с точки зрения лексического значения слов. Что интересного вы заметили? (Слайд №2)

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа в группах. Знакомство с понятием «этикет».

Для дальнейшей работы мы разделимся на три группы. Для этого из волшебного сундучка каждый из вас возьмет геометрическую фигуру. Те, у кого фигуры красного цвета, являются участниками 1 группы, зелёного цвета – участники 2 группы, жёлтого цвета – участники 3 группы.

Участники каждой группы будут искать ответ на вопрос «Что такое этикет?» Определения запишите в рабочих тетрадях.

1 группа – работает с энциклопедией Википедия.

2 группа – с толковым словарём С.И. Ожегова.

3 группа – с учебником «Основы светской этики» с.56.

Группы представляют результаты своей работы.

1 группа. (Слайд №3)

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

- Какая связь между словами «этикетка» и «этикет»? (Этикетка – описание товара, этикет – описание образцов поведения.)

2 группа.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

3 группа.

Этикет – правила хорошего поведения.

- Как вы думаете, важно ли знать правила этикета? Почему?

- В каких жизненных ситуациях важно помнить о правилах этикета?

Давайте прочитаем стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?» и ответим на вопрос, что нового и интересного вы из него узнали?

2. Выразительное чтение детьми стихотворения А.Усачёва «Что такое этикет?» (Слайд №4)

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

Что такое этикет?

Это можно,

Это нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

(А. Усачёв)


- О каких видах этикета шла речь в стихотворении?

Задание. Обсудите в своих группах, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.

Представление группами результатов своей работы. (Слайды №5, 6)


- Давайте сравним ваши предположения с теми видами этикета, которые существуют в обществе.

3. Виды этикета: (Слайд №7)

  • речевой;

  • столовый;

  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);

  • религиозный;

  • повседневный;

  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);

  • праздничный;

  • профессиональный (специализированный);

  • свадебный;

  • дипломатический;

  • траурный и т.д.

Учитель даёт краткую характеристику каждому виду этикета.

Речевой этикет – это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие.

Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.

Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах.

Религиозный этикет определяет порядок деятельности и организации религиозных объединений. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.

Служебный этикет – нормы профессионального поведения делового человека или предпринимателя. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.

Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие.

Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.

Свадебный этикет. Правила свадебного этикета относятся к основным моментам проведения свадебного торжества.

Дипломатический этикет - правила, традиции и условности, соблюдаемые правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами.

4. Речевой этикет.

- Как видим, существует очень много видов этикета. Сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи. Давайте посмотрим отрывок из хорошо знакомого вам журнала «Ералаш». При просмотре особое внимание уделите речи мальчика. Что необычного вы заметите в ней?

А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» и обсуждение.

- Всё ли вам было понятно в речи мальчика? Почему?

- Что вам показалось смешным?

- Как вы думаете, почему он так рассказывал произошедший случай?

Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка» относятся к молодёжному языку - сленгу. Всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова?


 Помни: русский язык богат и выразителен — чтобы высказать всё, о чём ты думаешь и что ты чувствуешь, в нём всегда найдутся точные и красивые слова. Твоя речь должна быть не только понятной, но и приятной, необидной для окружающих.

Б) Работа в группах.

- Где бы ни находились, вы всегда оказываетесь в обществе людей, а, значит, общаясь с ними, обязательно должны придерживаться определённых правил общения - правил речевого этикета.

- Используя карточки с иллюстрациями, которые у вас лежат на столе и с несколькими советами, сформулируйте правила речевого этикета. (Слайды №8, 9)

- С помощью учебника (с. 56-57) расширьте сформулированный вами список основных правил речевого этикета. (Необходимо контролировать громкость, темп, тон и содержание речи.) Свои ответы оформите на плакатах. (Дети изображают правила в виде списка или рисунков).

Карточки для групповой работы

Несколько советов

  1. Учтите, чтобы быть интересным собеседником, нужно стать «хорошо информированным». То есть иметь представление о последних новостях в политике, разбираться в музыке, фильмах, спорте. Хорошо, если вы сумеете интересно рассказать и о том необычном, что произошло лично с вами. Так что не спите! Смотрите фильмы, слушайте музыку, читайте газеты, журналы и книги.

  2. Человеку всегда интереснее общаться с тем, кто умеет хорошо слушать, потому что любому, как правило, интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы научитесь внимательно, не перебивая, слушать рассказ, к месту показывая свою заинтересованность вопросами типа: «И что же было дальше?», «Невероятно! Как такое могло быть?», «И как же вам удалось справиться?», то с вами приятно будет побеседовать любому.

  3. Не стремитесь подавить собеседника своей эрудицией. Никому не хочется чувствовать себя глупее другого! Поэтому если вы постоянно станете перебивать собеседника фразами: «Да я это давно уже знаю!» или «Подумаешь, удивили! После этого он написал еще семь романов!», не удивляйтесь, если он больше не захочет общаться с вами.

  4. А вот если вы чего-нибудь не знаете, не стесняйтесь сказать об этом. Большинству людей нравится рассказать о чем-то, чего не знает их собеседник. Поэтому фраза: «Надо же, я первый раз об этом слышу! Не могли бы рассказать поподробнее?» - хорошая заявка к продолжению беседы.

Отчёт групп о проделанной работе. Один представитель от команды выходит к доске и знакомит с результатом своей работы.

Вывод: речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах. (Слайд №10)

V. Физминутка «Арам-зам-зам».

5. Столовый этикет

А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна».

- Что необычного вы заметили в поведении мальчика?

Б) Обсуждение просмотренного отрывка.

- Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?

- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

В) Работа в группе. Вставь пропущенные слова. (Слайд №11)


Как вести себя за столом

Этикету за столом всегда придавали важное значение.

Начнем с самого главного, с осанки. За столом нужно сидеть__________, нельзя класть ____________на стол, тем более широко расставив их. Не садитесь слишком близко или очень далеко от_______________. Во время застолья, если Вы говорите с одним собеседником, то не поворачивайтесь ____________к другому.

В столовом этикете все тщательно продуманно. Возьмем вилку и нож. У них разные роли. Ножом Вы можете лишь _______________то, что берете вилкой. Неправильно резать ножом все подряд, чтобы потом пользоваться только вилкой.

Хлеб нужно отламывать небольшими__________________, которые можно съесть за один-два раза, а не держать его постоянно. А чтобы намазать масло, положите кусочек хлеба на край тарелки и придержите его пальцами левой руки.

Как нужно есть суп? Суп нужно есть с________________, поднося ее параллельно ко рту. Принято, когда суп остается на донышке, слегка отодвинуть тарелку и отклонить ее_______________. Зачем? Тогда и другое правило легче выполнить: наполнять ложку движением___________. Съев первое блюдо, оставьте ложку в тарелке.

Как есть рыбу. Если рыба вареная или жареная, нож служит "помощником" - им отделяют рыбьи косточки. Рыбу _____________ножом. Если косточка попала в рот, положите ее на прислоненную к губам вилку, потом -_____________________.

Блюда из птицы тоже едят с помощью___________________.

Слова: прямо, локти, стола, спиной, кусочками, края ложки, подправить, от себя, от себя, не режут, на тарелку, вилки и ножа.


VI. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

  1. Работа в парах на ноутбуках. Выполнение тренажёра 4 урок № 27 из электронного приложения к учебнику.

Учащиеся приглашаются в школу вежливости. Решают ситуативные задачи. Инсценируют. (Слайд №12)

VII. Подведение итогов.

- Давайте прочитаем последний абзац на странице 57 учебника.

- Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета?

- Какова основа у всех правил этикета?

- Что движет людьми, поступающими по правилам этикета, а не иначе? (Уважение к другим людям)

- Зачем учиться правилам этикета?

VIII. Рефлексия. (Слайд №13)

- Каждый из вас попробует продолжить одно из предложений:

Сегодня на уроке я понял(а)…

Теперь я понимаю, что…

Я думаю, что каждый человек должен…

Я постараюсь всегда…

IX. Задание на дом :

- Попробуйте составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Светская этика "Этикет"

Автор: Иванова Ольга Александровна

Дата: 29.03.2022

Номер свидетельства: 603625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-po-kursu-osnovy-dukhovno-nravstviennoi-kul-tury-narodov-rossii-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "124438"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414694604"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока ОРКиСЭ "Этика и этикет". Модуль "Светская этика". "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-orkise-etika-i-etikiet-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "119952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413559260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Комплексный учебный курс: « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы светской этики». Разработка занятия "Этикет" "
    ["seo_title"] => string(133) "komplieksnyi-uchiebnyi-kurs-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki-razrabotka-zaniatiia-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "229337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441707526"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса. Модуль «Основы светской этики» "
    ["seo_title"] => string(101) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-orkse-dlia-obuchaiushchikhsia-4-klassa-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "128203"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1415455870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства