kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РОД и СЕМЬЯ - исток нравственных отношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основная идея урока: Мой дом, мои родные – это самое дорогое, что у меня есть.

Основная проблема урока: Что значит для моей жизни моя семья? Какие отношения должны складываться между членами моей семьи? В процессе обсуждения жизненных историй и ситуаций, литературных и художественных произведений педагог вместе с учениками должен найти ответы на эти вопросы.

Просмотр содержимого документа
«урок однк нр род и семья»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЕЛЬСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Урок по ОДНКН НР

тема «РОД и СЕМЬЯ - исток нравственных отношений»



Подготовила учитель истории и обществознания МОБУ СОШ с. Бельское

Гирфанова Лилия Магаяновна













«Дерево держится корнями, а человек семьей»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

Предметные планируемые результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей семьи и её традиций;

- формирование первоначальных представлений о семье, её роли в обществе;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

-Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную ценность.

— Дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

— Сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению; научить различать степени родства.

Метапредметные планируемые результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные планируемые результаты:

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам членов семьи;

- развитие личной ответственности за свои поступки;

-- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально — коммуникативных навыков.

- Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в парах, строить отношения с товарищами по классу,

- Уважать мнение своих одноклассников, воспитывать умение преодолевать конфликты.

Основная идея урока: Мой дом, мои родные – это самое дорогое, что у меня есть.

Основная проблема урока: Что значит для моей жизни моя семья? Какие отношения должны складываться между членами моей семьи? В процессе обсуждения жизненных историй и ситуаций, литературных и художественных произведений педагог вместе с учениками должен найти ответы на эти вопросы.

Оборудование: проектор мультимедиа, карточки с текстом, листы для изображения герба своей семьи, карточка «Моё родовое древо», модель цветка ромашки.

Основные понятия, представления: семья, род, родичи, родственные отношения.

Методы:

• словесный

• частично – поисковый

• элементы исследования

Формы организации познавательной деятельности:

• коллективная

• групповая

• фронтальная

Ход урока

  1. Вступление.. Организация деятельности учащихся.



- Подарите улыбку друг другу. Прикоснитесь друг к другу ладошками.

- Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Действия и ответы детей.)

Учитель: Сейчас вы почувствовали тепло человеческого тела, есть тепло человеческой души, существуют слова, которые дают тепло.

- Подумайте, какие это могут быть слова.

- Это слово - доброе, тёплое, согревающее душу каждого человека. А ещё - это слово важное.











-Какова же тема нашего урока?

- О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Ответы детей) слайд 1

Учитель: Мы будем говорить о значении семьи в жизни человека.

Решение учебной задачи.

- А что такое в вашем понимании семья? Какие чувства возникают у вас, когда вы произносите это слово?

- Давайте выясним значение слова « семья», обратившись к словарю.

Задание выполняется по группам.

1-я группа – словарь Ожегова С.И.

2-я группа – словарь Ушакова Д.Н.

3-я группа – словарь Даля В.И.

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине».

- Как понимаете эту пословицу?

А сейчас мы с вами проведем конкурс знатоков пословиц (групповая работа)

КОНКУРС ПОСЛОВИЦ «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ … »(собрать пословицы)

1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ — НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

2.СВОЯ ХАТКА — РОДНАЯ МАТКА.

3. ТВОЙ ДОМ — ТВОЯ ВОЛЯ.

4.В ГОСТЯХ ХОРОШО — А ДОМА ЛУЧШЕ.

5.ДОМА И — СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

6. МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ.

7.СЕМЬЯ В КУЧЕ — НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ — ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

9. НА ЧТО И КЛАД, — КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.

10. ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ И ЗЕМЛЮ ПРЕВРАЩАЕТ В КЛАД. (проверка по слайду2)

2.РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ( слайд 3)

- Посмотрите на экран. Что видите? (Дерево) В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?

- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

- Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

- Давайте поговорим о ближних.

- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

- Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

- Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. (слайд 4)

Эта традиция возвращается в современные семьи. Сегодня к нам на урок пришла ученица 7 класса Арсланова Лейла. Она расскажет вам как нужно работать над родословной своей семьи. (презентация )(слайд 5-6)

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ В УЧЕБНИКЕ.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.39 «Родословная Пушкина».

- Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно рассмотреть и просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много.

- О чем говорит этот факт?

– Домашним заданием для вас будет такое: составить генеалогическое дерево своей семьи. Будет оцениваться оригинальность, аккуратность работы и знание генеалогии семьи, т.е. чем больше колен вы укажите, тем лучше. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве будет 16-20 листочков, у кого больше.

Самостоятельная работа: соедини соответствующие понятия Работа с карточкой «мое родовое древо» ( слайд 7 проверка)

Двоюродный брат Папин брат

Прадедушка Сын твоей тети

Бабушка Мама твоего дедушки

Тетя Дочь твоего дяди Двоюродная сестра Папа твоего папы

Дядя Дедушка твоего отца

Прабабушка Мама твоей мамы Дедушка Мамина сестра

3.Беседа о традициях. ИМЕНА И ФАМИЛИЯ (слайд 8)

Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах.)

- А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не «жевать» имя, а произнести его так, чтобы все видели — вы им гордитесь.

- Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.

Учитель:. Род и семья – это первые объединения людей. Они возникли много тысяч лет назад и по-прежнему имеют большое значение для человека. Давным-давно возникли разные символы рода, например, фамилии.

Возникновением фамилий связано огромное число легенд и преданий.

Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Как же появились фамилии.

В старину, однако, таких вопросов не возникало, потому что фамилий у людей не было. И все-таки надо было их как-то отличать одного от другого, одних имен было недостаточно, и они часто совпадали.

Этот вопрос решался просто: каждому человеку придумывали прозвище, или прозвание. Они-то и служили тогда фамилиями.

Впервые вполне официально в России фамилии появились во времена Петра I, когда царь своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, «по именам с отцы и с прозвища», т.е. по имени, отчеству, Применялись самые разные способы образования фамилий: и по имени отца и матери (Иванов, Петров, Марьин и т.п.), и по названию ремесла или промысла, которым занимался глава семейства (Плотников, Столяров и т.п.), по уличному прозвищу (Худяков, Кривоносов, Рыжов)



Вывод: Фамилия — это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история.

Учитель: А еще у рода были свои символы. Символом рода могли быть и родовая земля, и родовые духи-покровители, и родовые имена, флаги, гербы. На родовых и семейных гербах символически изображается всё, чем особенно гордится род и семья. А чем гордится ваша семья? Ответы детей:

Посмотрите на Арину. Ей было задано опережающее задание – изобразить герб семьи. Это задание Арина выполнила вместе со своей мамой Еленой Анатольевной. Что вы можете сказать об этой семье, глядя на герб?

(слайд 9)

Ответы детей:

Учитель: Вспомните, что любят в вашей семье, чем увлекаются ваши родные.

Творческое задание: Придумай и изобрази герб своей семьи вместе с родителями.

Учитель: Родство бывает не только по рождению. Чтобы сказать чужому человеку, что он близкий, его называют братом. Это – побратимство. Иногда семьи усыновляют или удочеряют чужих детей. Тогда приёмные дети и приёмные родители становятся близкими родственниками .Строятся родственные отношения, чаще всего, на любви, на взаимной любви родителей к детям и внукам. В семье любовь бывает требовательной и жертвенной, заботливой, сочувствующей и сострадающей. Всякая любовь хороша, потому что позволяет людям по-разному чувствовать свою ценность. В настоящее время в нашей стране отмечается праздник «Любви, семьи и верности и символом этого праздника является Ромашка.

-Почему именно ромашка стала символом семьи?

-Посмотрите внимательно на цветок. Пока есть сердцевина и листья все вместе, а если убрать сердцевину, что произойдет?(Листья рассыпаются)

Учитель: Ромашка на ваших столах символизирует семью. Возьмите ее и подумайте, какое ключевое слово объединяет всех членов вашей семьи, напишите его в середине ромашки.

- На столах у вас есть модель дома, а у вас есть брёвнышки со словами. Давайте построим из брёвнышек дом, о котором вы мечтаете.

Дом моей мечты:

- где живёт надежда

- где живёт улыбка

- где живёт вера

- где живёт тепло

- где живёт любовь

- где тебя ждут

- где радуются

-где уважают

- где понимают

- Помните, что самое дорогое для человека – семья, дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно. Вы члены семьи. Дарите тепло, внимание, любовь своим родным и близким.(слайд 10)

Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы считаете, насколько было важным то, о чем говорили на уроке?



- Придумайте смайлик, отображающий настроение, возникшее у вас на этом уроке.

И в конце нашего урока я прошу вас всех встать в круг.

- Много-много лет назад люди жили племенами. Общий костёр объединял их. Возле него они обсуждали важные вопросы, планировали свою жизнь. Но проходили годы, людям стало легче охотиться и добывать себе пропитание, поэтому они стали жить отдельными семьями, унося с собой от общего костра частичку огня ( учитель зажигает свечу и зажигает маленькие свечи детей).

Итог занятия: Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие здесь стали семьёй. Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы берегли и приумножали семейные ценности.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
РОД и СЕМЬЯ - исток нравственных отношений

Автор: Гирфанова Лилия Магаяновна

Дата: 17.12.2020

Номер свидетельства: 567442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Род. Семья исток нравственных отношений"
    ["seo_title"] => string(39) "rodsiemiaistoknravstviennykhotnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "267669"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450436311"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Род и семья - исток нравственных отношений. "
    ["seo_title"] => string(48) "rod-i-siem-ia-istok-nravstviennykh-otnoshienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "166820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422990173"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Проект урока ОРКСЭ "Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества.Ценность родства и семейные ценности" "
    ["seo_title"] => string(137) "proiekt-uroka-orkse-rod-i-siem-ia-istok-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva-tsiennost-rodstva-i-siemieinyie-tsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "134633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416764295"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapotiemierodisiemiaistoknravstviennykhotnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "308648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458637798"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:  «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-tvorchieskogo-proiekta-rod-i-siem-ia-istoki-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "124639"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414757147"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства