Проект урока ОРКСЭ "Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества.Ценность родства и семейные ценности"
Проект урока ОРКСЭ "Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества.Ценность родства и семейные ценности"
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности»
Количество часов: 1 час
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Целевая установка урока:
Познакомить обучающихся с понятием семьи, с правилами семейной этики; выработать у обучающихся представление о роли семьи в обществе; сформировать понимание себя как члена семьи; сформировать мотивацию на создание в будущем хорошей, крепкой семьи; развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела; воспитывать ответственность за благополучие близких и семьи в целом.
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей семьи и её традиций;
- формирование первоначальных представлений о семье, её роли в обществе;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные планируемые результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные планируемые результаты:
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам членов семьи;
- развитие личной ответственности за свои поступки;
- формирование гражданской идентичности.
Основная идея урока: Мой дом, мои родные – это самое дорогое, что у меня есть.
Основная проблема урока: Что значит для моей жизни моя семья? Какие отношения должны складываться между членами моей семьи? В процессе обсуждения жизненных историй и ситуаций, литературных и художественных произведений педагог вместе с учениками должен найти ответы на эти вопросы.
Оборудование: интерактивная доска, медиа-проектор, презентация, на листе ватмана изображение дерева, памятка «Заповеди семьи», индивидуальные карточки с заданиями.
Структура урока:
Этапы
Формы и методы
Время, мин
Организационный момент
Работа с классом, беседа
1
Адаптация к теме урока и вхождение в проблему
Работа с классом, выполнение творческого задания, беседа
3
Формулирование темы и цели урока
Проблемная ситуация, беседа
2
Изучение нового материала
1. Работа с понятиями род, семья, родословная, генеалогическое дерево.
Работа с классом, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, группах
Работа с классом по формированию понятия сущности понятия «семья». Стимулирование поступков, в которых ответственность за благополучие семьи находит конкретное воплощение
20
Подведение итогов. Обобщение
Ответы на вопросы, составление синквейна, самостоятельная работа
5
Рефлексия
Беседа
2
Домашнее задание
Монолог учителя
2
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока ОРКСЭ "Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества.Ценность родства и семейные ценности" »
10
ПРОЕКТ УРОКА
Казначеева Виктория Васильевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Буланова Наталья Петровна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности»
Количество часов: 1 час
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Целевая установка урока:
Познакомить обучающихся с понятием семьи, с правилами семейной этики; выработать у обучающихся представление о роли семьи в обществе; сформировать понимание себя как члена семьи; сформировать мотивацию на создание в будущем хорошей, крепкой семьи; развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела; воспитывать ответственность за благополучие близких и семьи в целом.
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей семьи и её традиций;
- формирование первоначальных представлений о семье, её роли в обществе;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные планируемые результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные планируемые результаты:
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам членов семьи;
- развитие личной ответственности за свои поступки;
- формирование гражданской идентичности.
Основная идея урока: Мой дом, мои родные – это самое дорогое, что у меня есть.
Основная проблема урока: Что значит для моей жизни моя семья? Какие отношения должны складываться между членами моей семьи? В процессе обсуждения жизненных историй и ситуаций, литературных и художественных произведений педагог вместе с учениками должен найти ответы на эти вопросы.
Оборудование: интерактивная доска, медиа-проектор, презентация, на листе ватмана изображение дерева, памятка «Заповеди семьи», индивидуальные карточки с заданиями.
Структура урока:
Этапы
Формы и методы
Время, мин
Организационный момент
Работа с классом, беседа
1
Адаптация к теме урока и вхождение в проблему
Работа с классом, выполнение творческого задания, беседа
3
Формулирование темы и цели урока
Проблемная ситуация, беседа
2
Изучение нового материала
1. Работа с понятиями род, семья, родословная, генеалогическое дерево.
Работа с классом, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, группах
Работа с классом по формированию понятия сущности понятия «семья». Стимулирование поступков, в которых ответственность за благополучие семьи находит конкретное воплощение
20
Подведение итогов. Обобщение
Ответы на вопросы, составление синквейна, самостоятельная работа
5
Рефлексия
Беседа
2
Домашнее задание
Монолог учителя
2
Конспект урока
Дружная семья гору сдвинет.
Народная мудрость
Папа, мама, я – это дружная семья.
Ход урока:
Организационный момент (выразить уверенность, что у каждого все получится, пожелать удачи)
Адаптация к теме урока и вхождение в тему. Формулирование темы, цели урока
Отгадайте ребусы
У.: Тему нашего урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на слайде презентации. (Слайд 2)
1)
(род)
2)
(семья)
У.: – О чем же мы сегодня будем говорить? (Формулирование темы, цели, задач урока). (Слайд 3). Мотивационный компонент (значение данной темы для обучающихся) - Как сегодня будет звучать тема нашего урока? (Ответы детей) - Давайте определим план работы на сегодняшний урок. (Ответы детей) - А как вы понимаете значение слова «семья»? – Как образовано это слово? – Что такое род? – Существует ли сегодня понятие рода? – Какое понятие шире?
III. Изучение нового материала
1. Работа с понятиями род, семья, родословная, генеалогическое дерево.
У.: -Используя тексты на карточке №1, выделите главное и сформулируйте, что входит в понятие семья.
(Слайд 5.)
Самостоятельная работа обучающихся в группах по карточкам (Карточки №1, 2) Приложения 1, 2
Карточка №1
1. Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.
2. А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена? Каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший свою семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж. Народная мудрость поучала: « Живы родители – почитай, умерли – поминай!» Существует много пословиц и поговорок о семье.
3. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.
Обсуждение результатов самостоятельной работы
У.: Так кого же можно назвать членом семьи? (Ответы учащихся) Слайд 5)
У.: Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь. А что же такое « род»?
Карточка №2
1. В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.
2. В словаре В.И. Далячитаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника.Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем». (Слайд 5)
Обсуждение результатов самостоятельной работы
2. Коллективная работа
У.: – Какие однокоренные слова можно подобрать к слову РОД? (Учащиеся 3-х рядов по цепочке записывают слова на доске, кто быстрее и правильно, 2 минуты). (Проверяем себя по слайду 6)
3. Работа по учебнику. Чтение названия и толкования важных терминов.
4. Работа в тетрадях. Запись понятий род, семья в словарики.
5. Работа в группах (парами). Используется интерактивная доска. (Дети карандашиком должны соединить нужные комбинации слов на листочках, а затем верный ответ перенести на доску, если нет доски можно выполнять задание на карточках)
А)
Бабушка Сын твоей тёти или дяди
Тётя Дочь твоей сестры или брата
Двоюродный брат Дедушка твоего отца или мамы
Племянница Мама твоей мамы или папы
Прадедушка Мамина или папина сестра
Б) Укажи последовательность родственных связей в семье:
4 3 2 1
Сын мать бабушка прабабушка
6 5
правнук внук
(Слайд 8)
6. Фронтальная работа
У.: А от какого слова произошло слово «Родина»? (Ответы детей). Действительно, это слово имеет исторический корень «род» то единое, что соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут. «Родина» и «родословная» – тоже имеет родственные слова. – А что такое родословная?
Выступления обучающихся
Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.
Генеалогия – историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом! В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи! (Слайд 9)
Рассматривание иллюстраций – родового древа в презентации и в учебнике (генеалогического древа семьи А.С. Пушкина). (Слайд 10)
7. Беседа с учащимися по вопросам
– Что должно включать в себя родовое древо?
- Почему для людей важно знать своих предков?
8. Групповая работа
Учитель: У вас на столах карточки, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните ее смысл ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ (Слайд 11) («Вся семья вместе – так и душа на месте»).
У.: Ребята, сегодня провожали вас в школу мамы, папы, бабушки и дедушки. Каждый из них, наверное, говорил вам добрые напутственные слова. Вы чувствовали заботу своих близких. Ведь рядом с вами ваша семья. И сегодня мы поговорим о самых дорогих для вас людях, о тех, кто живет с вами вместе в одном доме, в одной квартире.
9. Осмысление обучающимися понятий «семья» и «благополучие семьи»
Приложение 4
У.: А теперь послушайте сказку «О двух домовых».
В одном маленьком городе, в небольшом красивом домике жила очень счастливая семья. Мама, папа, сын, дочь и бабушка. Одного домового звали Ладя, а другого Вредя, ладя делал так, чтобы в семье был лад и спокойствие, чтобы все были дружны и помогали друг другу. Если кто-то терял какую-либо вещь, то Ладя тут же помогал быстро ее найти, если у кого-то появлялась грустинка, то ладя старался сотворить такое, чтобы он повеселел.
Вредя, наоборот, радовался всякой ссоре в семье и делал все, чтобы раздуть ссору до скандала. Домовята постоянно ссорились. Чтобы разделить свое влияние на жизнь в доме, они договорились, что будут хозяйничать через день. Один день Ладя, другой день Вредя.
Так и жили в этой семье: один день были мир и лад, на другой – все ссорились по пустякам.
И вот однажды дети долго играли на улице, не обращая внимания на ветер и дождь. А ночью у них поднялась температура, заболело горло, появился кашель.
Утром наступил день, который принадлежал Вреде. И он собирался уже ссорить между собой домочадцев. Но Ладя стал уговаривать его не делать этого, ведь в семье и без этого тяжело. Однако Вредя упирался и не соглашался с Ладей.
Вся семья в это утро была взволнована болезнью детей. Мама отпросилась с работы и вызвала врача, папа еще перед работой сбегал в дежурную аптеку и купил лекарства, Бабушка все время была с детьми и читала им сказки.
Вредя сначала пытался спрятать бабушкины вещи, уронить и разбить посуду. Но в семье как будто не замечали этого. Никто не ссорился, а наоборот, все были озабочены одной целью: помочь выздороветь детям. И тогда Вредя сказал Ладе: «Знаешь, я тоже сегодня не хочу вредить, мне хочется, чтобы в семье были мир и любовь».
Ребята выздоровели, и все были рады этому и жили дружно.
С тех пор домовые стали вместе помогать всем членам семьи и даже подружились с ребятами.
У.: Почему Вредя не смог поссорить домочадцев в тот момент, когда заболели дети?
Отвечая, ребята приходят к выводу, что общая забота в семье важнее мелочных ссор.
У.: Правильно, никакие домовые не могут разрушить отношения в семье. Все зависит от самих членов семьи. Ведь хорошо, когда в семье друг друга любят и уважают, когда праздник одного члена семьи становится праздником всех, а радость и горе каждого переживают все вместе.
У.: Что же нужно для того, чтобы в семье жило счастье?
(Слайд 14, 15)
Физкультминутка (Слайд 16)
Учитель: Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо. 26 ноября – День матери. Мама – самое светлое слово на земле! Для каждого из нас своя мама самая лучшая! Берегите их, не огорчайте, радуйте своими успехами. Помните свои корни! Не забывайте своих предков, почаще заглядывайте в свой семейный альбом. Рассказ учащихся о своих семейных альбомах.
10. Обсуждаем сказку (Приложение 5)
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? – спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
У.: - Почему погиб Лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
Вывод: В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему. (Слайды 18, 19)
Приложение 6
ПАМЯТКА
Заповеди семьи
Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.
Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступайте в пререкания с взрослыми.
Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
Не делайте того, что осуждают старшие, – ни на глазах, нигде – либо еще.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.
Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг, родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле. (Слайды 20, 21)
IV. Закрепление основных понятий урока. Обобщение.
Учитель: Предлагаю составить СИНКВЕЙН. Главное слово СЕМЬЯ. Напоминаю, вам нужно подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение (пословицу) и 1 существительное, которое обобщит все сказанное.
(Слайд 22)
V. Рефлексия
На листе ватмана изображено дерево. Вам нужно его оживить. Нарядите его листочками, чтобы он зашептались, залепетали и весело засмеялись оттого, что обрели свою семью. Если вам было на уроке: – очень интересно, возьмите красный лист, – хорошо, не скучно – зеленый, – не понравилось – желтый. (Слайд 24)
Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи зависит счастье в доме.
(Слайды 25, 26)
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
14. Домашнее задание
1) Составить генеалогическое древо своей семьи или собрать альбом своей семьи. 2) Выучить понятия, записанные в тетради. 3) Ответить на вопросы учебника (слайд 27).
Список литературы:
Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд. – М..: Амрита-Русь, 2009. – 176 с. – (Серия «Семейное воспитание»)
Рожков М.И. Конспекты уроков для учителя 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки социальности / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 71 с. – (Серия «Конспекты уроков»).
Основы светской этики. Учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2012 г.