Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений
Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.
Задачи урока:
- Образовательная: знакомство с ключевыми понятиями урока: род, семья, фамилия, родословная, с основными правилами составления родословной.
- Воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям.
- Развивающая: развитие эмоциональной сферы младшего школьника
Ожидаемые результаты:
- учащиеся узнают, что такое род, семья, как возникли некоторые фамилии, имена, отчества, что такое родословная, правила её построения;
- познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
- будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;
- будут совершенствовать умения в области ответов на учебные вопросы;
- продолжат совершенствовать опыт работы в парах и группах;
- обретут опыт в роли артистов и зрителей.
Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, истории.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация “Род и семья – исток нравственных отношений”, образцы родословных, карточки с заданиями, костюмы и декорации для инсценирования притчи Л.Н.Толстого«Старый дед и внучек».
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Психологический настрой.
2. Актуализация знаний учащихся
- Рассмотрите фотографии на слайде
- Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», они отражают? (Добро, дружба, забота, любовь, свобода, внимание и т.д.)
-Что, по-вашему, объединяет все эти фотографии? (на всех изображены семьи)
3. Знакомство с темой урока.
Учитель: Тему нашего урока я пока не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А помогут вам в этом ребусы
Разгадывание ребусов учащимися(семья, род)
Запись на доске темы урока «Род и семья – исток нравственных отношений»
Обсуждение с учащимися темы урока:
– О чем же мы сегодня будем говорить?
4. Работа с понятиями «род» и «семья»
УчительВо все времена тема семьи была важна для всех народов. К ней обращались и писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Аксаков и др.), и художники Боровиковский, Ван Эйк, Рубенс. Больше всего жанр семейного портрета известен по работам голландских живописцев Нового времени. Многие русские художники также обращаются к семейному портрету. «Если в картине удается передать связь между изображаемыми людьми, между матерью и ребенком, между друзьями, родственниками, – это большое достижение и успех, – говорит художник Александра Ласкаржевская. – Передать в картине не только индивидуальность, неповторимый характер, но еще и тонкие отношения, теплоту, дружественность чувств, особенные черты семьи – вот в чем задача художника».
– А как вы понимает:е значение слова «семья»?
– Что такое род?
– Какое понятие шире?
–Давайте сравним наши предположения с объяснениями авторов толковых словарей.
5. Самостоятельная работа учащихся по словарям
Учитель: Ваши одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, поработали самостоятельно с толковыми словарями и вот, что они обнаружили (выступления детей)
Совпали ли наши предположения?
- Другие ребята получили задание подготовить короткое сообщение на тему «Семья».
6. Выступления обучающихся на тему «Семья»
7. Обсуждение результатов самостоятельной работы
Учитель: Так кого же можно назвать членом семьи?
8. Изучение нового материала
Учитель: С первых дней своего рождения, каждый ребёнок в России получает свой первый официальный документ – свидетельство о рождении. Кто из вас знает, какую информацию о его обладателе в нём можно найти? (личные данные, дата рождения, данные о родителях).
А как ребёнок получает свои фамилию, имя, отчество? А откуда они появляются?
ИМЯ –
даётся родителями при рождении
ОТЧЕСТВО –
присваивается по имени отца
ФАМИЛИЯ –
переходит от родителей
Имя ребёнку дают родители по своему желанию, это может быть имя, которое им просто понравилось, или в честь какого-то уважаемого ими человека, или оно сейчас в моде. А вот в старину имена давались по особым приметам.
Например:
- в порядке появления детей в семье: родился первым – Первой, родился третьим – Третьяк.
v в связи с природными явлениями: Пурга, Мороз
v за внешний вид: светловолосая – Светлана, если смуглая – Чернава.
v С появлением хрестианства на Руси –имена стали давать по имени святых, день памяти которых приходился на ближайшую к рождению дату.
А вот право иметь ОТЧЕСТВО в старину имел не всякий.
Ø Знатные да богатые люди получали отчество с суффиксом - ВИЧ.Например:
Середа + вич = Середович
Иван + вич = Иванович
Ø Небогатые, но уважаемые люди получали отчество с суффиксами - ИН, - ОВ, - ЕВ
Блохин, Орлов, Черняев Что напоминают вам эти отчества?
Ø Остальных людейназывали просто по имени. Отчества им иметь не полагалось.
ФАМИЛИЙ в старину на Руси у людей вообще не было.
Представьте себе, что много-много лет назад в одной из русских деревень жило с десяток мальчиков по имени Ваня. «Ваня, - говорила одному из них мать - сбегай к Ване, пусть он позовёт своего дружка Ваню да соседа Ваню. Возьмите корзинки побольше, да сходите в лес по грибы». Правильно ли поймёт её сын? Того ли дружка да соседа позовёт мальчик? Немудрено запутаться. Вот и придумали тогда различать людей по прозвищу, а те, в свою очередь, могли стать фамилиями.
Занимался, к примеру, человек кузнечным делом, значит, давали ему прозвище по названию ремесла – Кузнец, а впоследствии дети его стали Кузнецовы. Или имел человек весёлый характер – прозвище ему дали Веселой, а потомкам его досталась фамилия Веселовы. Также прозвища появлялись по времени рождения: весной –Вешняк,а фамилия детей –Вешняковы. Или просто по имени родителей – дети у Марии – Марьины, а у Семёна – Семёновы.
Но не только прозвище становилось фамилией. Это могли быть названия тех владений, которые принадлежали князьям да боярам: Тверской, Вяземский, Торговые и служилые люди в основном получали фамилии по названиям тех мест, откуда они были родом: Москвин, Астраханцев.
Словом, способов образования русских фамилий очень много.
9. Проверка понимания обучающимися нового материала
А сейчас попробуйте сами определить, от чего образовалась та или иная фамилия. Работая в парах, соедините стрелками соответствующие строчки левого и правого столбиков (дети работают в парах, затем – проверка).
Иванов
рыбак
Тихонов
сын Ивана
Удочкин
спокойный по характеру
Копейкин
пастух
Овечкин
бедняк
Тверской
родившийся осенью
Есенин
родом из города Тверь
-Вы также сможете узнать происхождение своей фамилии, фамилии своих родственников или друзей, если обратитесь к «Словарю русских фамилий», который есть и в нашей школьной библиотеке (демонстрация книги) и в других библиотеках города. Это будет очень увлекательное занятие не только для вас, но и для всей вашей семьи Физкультминутка.
11. Работа в группах с терминами ближайшего родства.
Названия всех ли родственников вы знаете. Сейчас проверим. Работать предлагаю в группах, чтобы помочь тем, кто не знает эти понятия или сомневается в их точном определении.
1
Папин брат
2
Сын твоей тёти
3
Мама твоей мамы
4
Папа твоего дедушки
5
Мама твоей бабушки
6
Дочь твоего дяди
7
Мамина сестра
8
Отец твоего отца
-Какие однокоренные слова можно подобрать к слову родственники.
12. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся( с.38 - первый и последний абзацы)
13. Самостоятельная работа учащихся по теме родословная
Учитель:
– А что такое родословная? Над этим вопросом работал Хайров Р.(выступление)
Учитель:Некоторые ребята,вместе со своими близкими ,попробовали создать своё генеалогическое древо. Мы просим их поделиться своим опытом с нами. И ответить на вопрос «Что нового узнали о своей семье, когда выполняли задание?
Подготовленный рассказ учащихся о генеалогическом древе своего рода.
Рассматривание иллюстраций – родового древа.
– Что должно включать в себя родословное древо? - Почему для людей важно знать своих предков?
-Чтобы сохранить память о своих предках, во многих семьях заведена традиция – собирать и хранить семейные фотографии. У кого в семье уже существует эта традиция? И вы тоже собирайте фотографии , а затем передадите их своим потомкам – своим внукам и правнукам.
- Как вы думаете, по каким законам должна жить семья, чтобы все её члены жили в мире и согласии? (ответы детей
14.Инсценирование притчи Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Много примеров таких законов дошло до нас через поучительные произведения.
Группа ребят нашего класса подготовила инсценировку притчи Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Посмотрите её и ответьте на вопрос: «Какой семейной заповеди учит эта история?»
15. Групповая работа с пословицами.
Некоторые правила и законы семейного воспитания дошли до наших дней через пословицы и поговорки. Сейчас каждая группа получит по несколько пословиц, которые нужно будет восстановить и затем объяснить их значение.
(команды получают задания, совместно выполняют,а затем выступают со своим результатом работы)
- В дружной семье и в холод тепло.
- Мир и лад – доброй семьи уклад.
- Семья в куче – не страшны и тучи.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом вести не рукавом трясти.
- В родной семье и каша гуще.
- Без корня и полынь не растёт.
- Когда семья вместе и душа на месте.
- Семейное согласие всего дороже.
16. Знакомство с семейными заповедями.
Предлагаю вам ещё несколько заповедей семьи. Попробуйте объяснить их значение.
Заповеди семьи
l Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.
l Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
l Не вступайте в пререкания с взрослыми.
l Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
l Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно, если у него никого нет, кроме тебя.
17. Рефлексия
- Эмоциональнаясамооценка (посредством цветных смайликов)
- Содержательная самооценка:
Ø Сегодня я узнал…
Ø Было интересно…
Ø Было трудно….
Ø Я понял, что….
Ø Меня удивило….
Ø Я выполнял задания…
Ø Я попробую…
Ø Я научился….
- Кто по вашему сегодня на уроке работал лучше других?
18. Домашнее задание (по выбору)
1) Определить способ образования своей фамилии, происхождение и значение своего имени.
2) Составить своё родословное древо.
3)Прочитать текст на стр.38 -39.