Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пасха"»
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс
Теме «Пасха»
Цель урока: создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с традициями и обычаями православного праздника;
2.Раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;
3.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, карточки, музыкальный материал (главный пасхальный гимн). Ход урока:
1.Актуализация знаний.
1.1.Организационный момент. Приветствие.
1.2.Психологический настрой на урок.
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее. Начнем наш урок. (Слайд 1)
2.Проверка домашнего задания по теме «Христос и его крест».
Вспомните что мы изучали на прошлом уроке.
Проверим ваши знания по этой теме. Возьмите карточку с тестом. На ней записано 6 вопросов и несколько вариантов ответов. Выберите по каждому вопросу один ответ из предложенных.
Вопросы к тесту.
От какого события началось новое летоисчисление?
Каково было имя судьи, который допрашивал Иисуса Христа?
Почему христиане носят нательный крест?
Как называлась гора, на которой находилось место казни Христа?
С какой стороны от Христа находился преступник, который перед смертью покаялся и принял Бога?
Сколько поперечных перекладин на православном кресте?
(проверка теста по эталону.) (Слайд 2)
3.Постановка темы и целей урока.
Посмотрите видеофрагмент, послушайте стих. О каком празднике пойдет речь на уроке. (Звучит видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=72bEe-NIdPQ)
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как вы догадались, что речь пойдет о Пасхе?
Мы сегодня вспомним, что такое Пасха, с каким событием связан этот праздник, как люди празднуют Пасху. (Слайд 3)
4.Изучение нового материала.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. (Слайд 4)
Иисуса осудили на смертную казнь. История Христа не заканчивается Его казнью.
Ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».
- Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете? (Воскресенье)
Воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.
- Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели связано со словом “воскресение”
Работа в группе (Слайд 5)
Прочитаем текст в учебнике на с. 28-29 . Ознакомьтесь с вопросами на слайде. Ответы обсудите в группе.
1.Что означает слово воскресение? (Воскресение- день возобновления жизни) (Слайд 6)
2. Почему Иисус Христос именуется Спасителем? (Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спас), потому что на крест Он пошел ради спасения людей.) (Слайд 7)
4. От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью, уважением, добром.) (Слайд 8)
Продолжение изучения нового материала.
- В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово “пасха” в переводе с древнееврейского языка означает “переход”, “избавление”).(Слайд 9)
Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
Соблюдая Пост и вспоминая святых и события, предшествующие Пасхе, христиане как бы поднимаются вверх по лестнице, приближаются к Богу, уподобляют свою душу и жизнь Божественному образу.
- За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения.
Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы.
В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу для освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова. (Слайд 10)
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Многократно звучат «Христос Воскресе!»-«Воистину Воскресе». Совершается крестный ход вокруг церкви.Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю
В особые торжественные дни звучат перезвоны- торжественный церковный звон. В музыке пасхальный перезвон называют благовест- благая весть.
Пасха – это семейный праздник,. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом и после длительного поста наслаждаются главными Пасхальными угощениями – Пасхальным куличом и крашенными яйцами. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Что еще делают в этот праздник, узнаете из учебника.
5.Физкультминутка.
Самостоятельная работа. Чтение текста. Работа в парах.
Работа в парах (Слайд 11)
Прочитайте текст в учебнике на с. 30-31 и выполните задание в парах на карточке. Соедините вопросы с рисунками ответами..
1.Что значит похристоваться?
2.Какие слова говорят друг другу в этот праздник?
3 Главный подарок этого праздника.
Проверка по эталону. (Слайд 12)
Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами узнаем какие были игры. (Слайд 13)
(Заранее подготовленные ученики рассказывают коротко про игру и демонстрируют ее)
1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.
2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.
3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.
-Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости, помогают больным и бедным. Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния, большой популярностью пользовались качели. Любимые игры - игры с пасхальными яйцами: катание и битьё яиц, подвижные игры.
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
6.Закрепление знаний
Решим кроссворд на тему «Пасха» (Слайд 14)
7. Подведение итогов урока. (Cлайд 15)
- Что было для вас новым на уроке?
- О чем вы расскажете дома родителям?
- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?
Праздник Пасхи утверждает победу над смертью, избавление от греха. Каждое воскресенье это малая Пасха. В этот день мы особо должны проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям.
8. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
-У каждого на карточке нарисовано пасхальное яйцо . Раскрасьте его, выбрав определенный цвет. Красный – урок понравился, было интересно, узнал новое, расскажу дома и своим друзьям. Жёлтый – всё понял, но это мне не интересно. Зелёный – на уроке было неинтересно, много непонятного. (Слайд 16)