осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные
связи (изобразительное искусство, музыка, литература);
прививать бережное отношение к культурным традициям народа;
воспитывать любовь к русской народной музыке, приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к русскому музыкальному фольклору.
Слайды с портретом композитора С.Рахманинова; мультимедийная презентация «древа русской музыки» выполненная с помощью пакета презентационной графики PowerPoint
репродукция картины Б.Кустодиева «Христосование»;
Подготовительный процесс:
1. Дети учат стихи о Пасхе;
2. Готовят рассказы о праздновании Пасхи и традициях русского народа;
Ход урока
Звучит музыка П.И. Чайковского « Подснежник», ученики входят в зал.
1.Организация начала урока Приветствие «Здравствуйте, ребята» учащиеся работают в группах: сопрано и альты.
2. Постановка цели занятия перед учащимися. вопросы
Учитель: Сегодня у нас, ребята, урок – творчества «Светлый праздник - Пасха!». Мы уже говорили с вами о многообразии содержания музыкальных произведений на музыкально - исторические, музыкально-патриотические и духовные темы. Музыка является универсальным средством выражения духовных ценностей и передачи их последующим поколениям. Музыка - это тоже язык, но у каждого народа он свой. Мы являемся носителями своего языка и культуры своего народа. Это выражается в интонации речевой, музыкальной, в ритме разговорной речи, в её длительностях, в движениях, костюмах, обычаях, религии.
3.1. Исполнение песни «Мама». Слайд №2
Учитель: Слайд №3
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому нашего народа.
5.Организация восприятия и осмысления новой информации
У.: Давайте представим себя деревенскими жителями, обратимся к традициям и обычаям и, конечно же, народным праздникам. Проникнемся духом того времени.
6. Первичная проверка понимания
Учитель: Пасха - самый любимый христианами праздник. С самого утра раздается радостный перезвон колоколов, улыбающиеся лица людей на улицах, и чем ярче, и радостнее этот день, тем тяжелее дни ему предшествующие - Страстная седмица - дни, когда Господь наш Иисус Христос принимал мучения и был распят.
Учитель: А что такое седмица? Кто знает? Слайд №4.5
6.1. Работа с терминами
Ученик: Страстная - от слова «страсти», мучения. Когда Христа схватили, мучили и издевались над Ним, а в пятницу, повели Его на распятие. Он нес крест и просил, чтобы пощадили мучителей Его, которые не знали, что творят... поэтому на Страстной седмице соблюдают строгий пост, вспоминают о Христовых мучениях.
Вслед за тем наступает светлое Воскресенье, Пасха то есть, когда воскрес Иисус Христос.
6.2. Слушание и музыкальное наблюдение. Слайд №6
Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе"
Учитель: Праздновать Пасху начинали в ночь с субботы на воскресение. Верующие и колеблющиеся,старые и молодые, приходили в храмы на молитву. Слайд №7
Учитель: Ребята, давайте, и мы побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении поют очень красивую молитву: “Ангел вопияше”.
Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся:
Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыявоздвигнувый, людиевеселитеся.
Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе.
Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Учитель: Кто исполнял?
Ученик: Церковный хор, солист пели, а капелла.
Вопросы и задания. Слайд №10
1.Какое общее настроение господствует в музыке?
2.Какие интонации слышны в звучании хора?
3. Обратите внимание: иногда мажорное звучание сменяется минорным. С чем, по – вашему это связано? (ответы ребят)
Учитель: Самым простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Его исполняют все присутствующие в храме: священники и прихожане. В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.
Учитель: Давайте и мы сегодня постараемся исполнить эту молитву.Разучим 1-2 фразу тропаря. Задача: петь спокойно, тихо, напевно, с любовью.
Учитель: ТРОПА́РЬ (греч.τροπάριον, от τρόπος), и СТИХИ́РА (греч. στιχηρά, букв. "многостишие" — поворот, оборот, а также как музыкальный термин: тон, лад, мелодия) — в православной церкви — краткое молитвенное песнопение.
7.2. Чтение стихотворения Я. Полонского "Пасхальные вести".
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На Кресте Распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...
Поднялись, морями стали реки,
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным
Ландыши и розы зацвели.
Учитель: Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты для двух фортепьяно С.В. Рахманинова, посвященную - светлой Пасхе.
7.3.Слушание и музыкальное наблюдение. Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов. Слайд №12
Учитель:
Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение оцепенения, застылости…Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. Соответствует ли характер музыки эмоциональному настроению стихотворения?
Ученик: Да соответствует. Мелодия вначале звучит сумрачно и печально, а потом в конце торжественно и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ ПАСХИ, которым открывался наш урок.
Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?
Ученик: Перезвон колоколов.
Спасо-Преображенский собор (Тольятти)
7.4.Чтение стихотворенияА.Хомякова.Слайд №13
Саша: И мощный звон промчался над землею,
И воздух, весь гудя, затрепетал.
Певучие серебряные громы
Сказали весть святого торжества.
Учитель: А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно). Колокольная тема присутствует о многих произведениях С. Рахманинова. Он очень любил Россию, русскую песню и звон колоколов.
8. Работа в группах, шумовой оркестр
Учитель: Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?
Ученики: Да.
Учащиеся делятся на3 группы, каждый исполняет свой ритмический рисунок. Идет наслоение ритмов. Слайд №14
Учитель: Молодцы ребята. Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром».
8.1. Работа с терминами
Ученик: Слово «пасха» переводится как «прохождение, избавление». Для христиан это означает искупление Иисусом Христом грехов человеческих.
( на доске «Пасха - «песах»). Слайд №15
Учитель: Слово «Пасха» образовалась от древнееврейского слова «песах», что значит - «прохождение». На русском означает – освященная стопочка сыра, творога. Праздник Пасхи – самый почитаемый в народном календаре. Он всегда проходит весной, а весна связана со светлыми надеждами, ожиданиями.
Праздник Пасхи это не только молитвы. У крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они ходили по домам, пели песни, играли на русских народных музыкальных инструментах. Таких людей называли - волочебниками. Слово это означает «поющие под окном».
Слайд №16
Исполнение песни "Чудо выше всех чудес" Н.Арсеньева. Слайд №17
Дети слушают её с ритмическими движениями или элементами театрализации.
Учитель: Продолжите пословицу Слайд №18
Весна идёт - полна чудес – дети отвечают Христос воскрес, Христос воскрес!
10.Работа над песней «Пасха в гости к нам пришла»
Учитель: Похожа ли мелодия песни на молитвенный тропарь?
Ученик: У неё совсем другой характер.
Учитель: Какую мелодию легче запомнить?
Учитель: На Пасху было принято проводить семейные застолья, игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
11. Пасхальные игры.Слайд №19
1. «Катание яиц». Для игры нужно сделать деревянный «каток». Вокруг освободить ровное пустое место, на котором разложить крашеные яйца, или маленькие игрушки, конфеты. Все подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо, выигрывая тот предмет, который его яйцо тронет.
2. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Учитель: Существуют традиции и символы этого праздника.Слайд №21-22
Учитель: Конечно же, любимой традицией на Пасху была традиция красить яйца. Их называли крашенки, писанки.
12. Презентация «Пасхальные писанки и крашенки», выполненная с помощью пакета презентационной графики PowerPoint Слайды №23 - 33
13. Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование».Слайд №34-35
Учитель: Тема Пасхи была близка не только композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции также отразились и в работе художника Б. Кустодиева «Христосование». Рассмотрите картину
Учитель: Что изобразил художник?
Ученик: Пасхальную традицию Христосование.
Учитель: Что вы слышали об этой традиции? Сохранилась ли она сейчас?
Ученик: «Христосование – поздравление с праздником воскресения Христова»
Учитель: Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?
Ученик: Настроение праздника. Краски сочные, яркие создали настроение праздника.
13.1. Презентация картин русских художников, выполненная с помощью пакета презентационной графики PowerPoint.Слайд №36-42
Учитель: Мы можем увидеть пасхальную тему на картинах Б.Кустодиева, Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха»,С.И.Блонской «Девочки. Вербное воскресенье», С. Жуковского «Пасхальный натюрморт»,Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха»,В.Е. Маковского «Молебен на Пасху».
14.Загадки
Учитель:
На полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
Ученики: Берёзки.
Учитель: Почему берёзка – это символ весны? Её символизируют с женским началом, она символ нашей Родины - России .
15. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Существует много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знакомы ли они вам? В старину верили:
« Если на Пасху погода теплая, то лето также будет теплым»
« Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину»
« На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове»
« Считалось, что, ежели девица встанет на топор на Пасху, будет она крепкой и ладной».
15.1. Пасхальная игра «Что в кулич положим мы»
Учитель: Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко кричите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно. Если нельзя – то еще громче кричите "Не!" (после каждой строчки делается остановка , для ответа детей).
Учитель:
Я в кулич кладу корицу,
Мед туда же будет литься
Ванилина порошок,
И овса большой мешок,
Огурцов насыплю я,
А вот бабушка моя
Сыпала туда муку,
Яйца будут наверху.
В куличе нужна вода,
Ром туда кладут всегда,
А еще изюм, цукаты,
Гвозди, молотки, лопаты,
Творог, масло, простоквашу,
А еще молитву нашу,
Соль и сахар, и цемент.
И кулич готов в момент!
16. Подведение итогов.
Учитель: Из выше сказанного и увиденного на уроке можно сделать вывод, что русский человек прекрасно мог и трудиться, и отдыхать. Ребята, вы замечательно и работали и веселились.
16.1Творческая работа.
Учитель: На такой веселой ноте наш урок подходит к концу. Подумайте, красками какого цвета вы бы раскрасили этот праздник,
и закончите фразу « Пасха – это…»
16.2. Исполнение песни«Пасха в гости к нам пришла» музыка С. Крупа-Шушариной, И.Яворовской. Слайд №43
17. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вам понравился урок? Перед вами лежат карточки.
Отметьте + те моменты урока. Которые вам были интересны. Спасибо.
18.Оценка знаний
Молодцы ребята! Хорошо подготовились к уроку, оцените работу друг друга на уроке. Кто были активными, кто отвечал правильно на уроке. Выставление оценок.