kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке в 4 классе по теме «Светлый праздник Пасха!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке в 4 классе по теме «Пасха»

Тип урока: Урок творчества с применением групповых форм работы.

Цели: Познакомить учащихся с традициями русского народа, связанными с православным праздником Пасхи;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 4 классе по теме «Светлый праздник Пасха!»»

Конспект урока по музыке в 4 классе по теме «Пасха»

«Светлый праздник Пасха!»

Учитель: Кузнецов Марина Константиновна

Тип урока: Урок творчества с применением групповых форм работы.

Цели: познакомить учащихся с традициями русского народа, связанными с православным праздником Пасхи;

Задачи:

    • дать представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях, традициях праздника;

    • организовать совместную музыкально-творческую деятельность, применить музыку как средство коммуникации;

    • развивать творческие, музыкальные способности детей;

    • формировать исследовательские способности, познавательный интерес;

    • осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные

связи (изобразительное искусство, музыка, литература);

    • прививать бережное отношение к культурным традициям народа;

    • воспитывать любовь к русской народной музыке, приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к русскому музыкальному фольклору.

Оборудование:

    • Технические средства: компьютер, проектор, экран, магнитофон;

    • Слайды с портретом композитора С.Рахманинова; мультимедийная презентация «древа русской музыки» выполненная с помощью пакета презентационной графики PowerPoint

    • репродукция картины Б.Кустодиева «Христосование»;

Подготовительный процесс:

    • 1. Дети учат стихи о Пасхе;

    • 2. Готовят рассказы о праздновании Пасхи и традициях русского народа;

Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского « Подснежник», ученики входят в зал.

1.Организация начала урока Приветствие «Здравствуйте, ребята» учащиеся работают в группах: сопрано и альты.

2. Постановка цели занятия перед учащимися. вопросы



Учитель: Сегодня у нас, ребята, урок – творчества «Светлый праздник - Пасха!». Мы уже говорили с вами о многообразии содержания музыкальных произведений на музыкально - исторические, музыкально-патриотические и духовные темы. Музыка является универсальным средством выражения духовных ценностей и передачи их последующим поколениям. Музыка - это тоже язык, но у каждого народа он свой. Мы являемся носителями своего языка и культуры своего народа. Это выражается в интонации речевой, музыкальной, в ритме разговорной речи, в её длительностях, в движениях, костюмах, обычаях, религии.

3.1. Исполнение песни «Мама». Слайд №2

Учитель: Слайд №3

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней.

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому нашего народа.



5.Организация восприятия и осмысления новой информации

У.: Давайте представим себя деревенскими жителями, обратимся к традициям и обычаям и, конечно же, народным праздникам. Проникнемся духом того времени.

6. Первичная проверка понимания

Учитель: Пасха - самый любимый христианами праздник. С самого утра раздается радостный перезвон колоколов, улыбающиеся лица людей на улицах, и чем ярче, и радостнее этот день, тем тяжелее дни ему предшествующие - Страстная седмица - дни, когда Господь наш Иисус Христос принимал мучения и был распят.

Учитель: А что такое седмица? Кто знает? Слайд №4.5

6.1. Работа с терминами

Ученик: Страстная - от слова «страсти», мучения. Когда Христа схватили, мучили и издевались над Ним, а в пятницу, повели Его на распятие. Он нес крест и просил, чтобы пощадили мучителей Его, которые не знали, что творят... поэтому на Страстной седмице соблюдают строгий пост, вспоминают о Христовых мучениях.

Вслед за тем наступает светлое Воскресенье, Пасха то есть, когда воскрес Иисус Христос.

6.2. Слушание и музыкальное наблюдение. Слайд №6

Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе"

Учитель: Праздновать Пасху начинали в ночь с субботы на воскресение. Верующие и колеблющиеся,старые и молодые, приходили в храмы на молитву. Слайд №7

Учитель: Ребята, давайте, и мы побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении поют очень красивую молитву: “Ангел вопияше”.

6.3.Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова. Слайд №8,9

Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся:

Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыявоздвигнувый, людиевеселитеся.

Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе.

Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Учитель: Кто исполнял?

Ученик: Церковный хор, солист пели, а капелла.

Вопросы и задания. Слайд №10

1.Какое общее настроение господствует в музыке?

2.Какие интонации слышны в звучании хора?

3. Обратите внимание: иногда мажорное звучание сменяется минорным. С чем, по – вашему это связано? (ответы ребят)

Учитель: Самым простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Его исполняют все присутствующие в храме: священники и прихожане. В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.

Учитель: Давайте и мы сегодня постараемся исполнить эту молитву.Разучим 1-2 фразу тропаря. Задача: петь спокойно, тихо, напевно, с любовью.

7. Разучивание праздничного тропаря «Не шум шумит»

7.1.Работа с терминами. Слайд №11

Учитель: ТРОПА́РЬ (греч.τροπάριον, от τρόπος), и СТИХИ́РА (греч. στιχηρά, букв. "многостишие" — поворот, оборот, а также как музыкальный термин: тон, лад, мелодия) — в православной церкви — краткое молитвенное песнопение.

7.2. Чтение стихотворения Я. Полонского "Пасхальные вести".

Весть, что люди стали мучить Бога,

К нам на север принесли грачи...

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи...

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз...

И на камни стали капать слезы

Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На Кресте Распятый, всех прощая,

Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем...

Поднялись, морями стали реки,

И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:

Бог воскрес и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна...

И кругом леса зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И внимая трелям соловьиным

Ландыши и розы зацвели.





Учитель: Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты для двух фортепьяно С.В. Рахманинова, посвященную - светлой Пасхе.

7.3.Слушание и музыкальное наблюдение. Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов. Слайд №12



Учитель:

Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение оцепенения, застылости…Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. Соответствует ли характер музыки эмоциональному настроению стихотворения?

Ученик: Да соответствует. Мелодия вначале звучит сумрачно и печально, а потом в конце торжественно и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ ПАСХИ, которым открывался наш урок.

Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?

Ученик: Перезвон колоколов.

Спасо-Преображенский собор (Тольятти)

7.4.Чтение стихотворенияА.Хомякова.Слайд №13

Саша: И мощный звон промчался над землею,

И воздух, весь гудя, затрепетал.

Певучие серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

Учитель: А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно). Колокольная тема присутствует о многих произведениях С. Рахманинова. Он очень любил Россию, русскую песню и звон колоколов.

8. Работа в группах, шумовой оркестр

Учитель: Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?

Ученики: Да.

Учащиеся делятся на3 группы, каждый исполняет свой ритмический рисунок. Идет наслоение ритмов. Слайд №14

Учитель: Молодцы ребята. Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром».

8.1. Работа с терминами

Ученик: Слово «пасха» переводится как «прохождение, избавление». Для христиан это означает искупление Иисусом Христом грехов человеческих.

( на доске «Пасха - «песах»). Слайд №15

Учитель: Слово «Пасха» образовалась от древнееврейского слова «песах», что значит - «прохождение». На русском означает – освященная стопочка сыра, творога. Праздник Пасхи – самый почитаемый в народном календаре. Он всегда проходит весной, а весна связана со светлыми надеждами, ожиданиями.

Праздник Пасхи это не только молитвы. У крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они ходили по домам, пели песни, играли на русских народных музыкальных инструментах. Таких людей называли - волочебниками. Слово это означает «поющие под окном».

Слайд №16

Исполнение песни "Чудо выше всех чудес" Н.Арсеньева. Слайд №17

Дети слушают её с ритмическими движениями или элементами театрализации.

Учитель: Продолжите пословицу Слайд №18

Весна идёт - полна чудес – дети отвечают Христос воскрес, Христос воскрес!

10.Работа над песней «Пасха в гости к нам пришла»

Учитель: Похожа ли мелодия песни на молитвенный тропарь?

Ученик: У неё совсем другой характер.

Учитель: Какую мелодию легче запомнить?



Учитель: На Пасху было принято проводить семейные застолья, игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

11. Пасхальные игры.Слайд №19

1. «Катание яиц». Для игры нужно сделать деревянный «каток». Вокруг освободить ровное пустое место, на котором разложить крашеные яйца, или маленькие игрушки, конфеты. Все подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо, выигрывая тот предмет, который его яйцо тронет.

2. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Учитель: Существуют традиции и символы этого праздника.Слайд №21-22

Учитель: Конечно же, любимой традицией на Пасху была традиция красить яйца. Их называли крашенки, писанки.

12. Презентация «Пасхальные писанки и крашенки», выполненная с помощью пакета презентационной графики PowerPoint Слайды №23 - 33

13Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование».Слайд №34-35

Учитель: Тема Пасхи была близка не только композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции также отразились и в работе художника Б. Кустодиева «Христосование». Рассмотрите картину

Учитель: Что изобразил художник?

Ученик: Пасхальную традицию Христосование.

Учитель: Что вы слышали об этой традиции? Сохранилась ли она сейчас?

Ученик: «Христосование – поздравление с праздником воскресения Христова»

Учитель: Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?

Ученик: Настроение праздника. Краски сочные, яркие создали настроение праздника.

13.1. Презентация картин русских художников, выполненная с помощью пакета презентационной графики PowerPoint.Слайд №36-42

Учитель: Мы можем увидеть пасхальную тему на картинах Б.Кустодиева, Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха»,С.И.Блонской «Девочки. Вербное воскресенье», С. Жуковского «Пасхальный натюрморт»,Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха»,В.Е. Маковского «Молебен на Пасху».

14.Загадки

Учитель:

На полянках девчонки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках.

Ученики: Берёзки.

Учитель: Почему берёзка – это символ весны? Её символизируют с женским началом, она символ нашей Родины - России .

15. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Существует много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знакомы ли они вам? В старину верили:

« Если на Пасху погода теплая, то лето также будет теплым»

« Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину»

« На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове»

« Считалось, что, ежели девица встанет на топор на Пасху, будет она крепкой и ладной».

15.1. Пасхальная игра «Что в кулич положим мы»

Учитель: Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко кричите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно. Если нельзя – то еще громче кричите "Не!" (после каждой строчки делается остановка , для ответа детей).

Учитель:

Я в кулич кладу корицу,

Мед туда же будет литься

Ванилина порошок,

И овса большой мешок,

Огурцов насыплю я,

А вот бабушка моя

Сыпала туда муку,

Яйца будут наверху.

В куличе нужна вода,

Ром туда кладут всегда,

А еще изюм, цукаты,

Гвозди, молотки, лопаты,

Творог, масло, простоквашу,

А еще молитву нашу,

Соль и сахар, и цемент.

И кулич готов в момент!

16Подведение итогов.

Учитель: Из выше сказанного и увиденного на уроке можно сделать вывод, что русский человек прекрасно мог и трудиться, и отдыхать. Ребята, вы замечательно и работали и веселились.

16.1Творческая работа.

Учитель: На такой веселой ноте наш урок подходит к концу. Подумайте, красками какого цвета вы бы раскрасили этот праздник,

и закончите фразу « Пасха – это…»

16.2. Исполнение песни«Пасха в гости к нам пришла» музыка С. Крупа-Шушариной, И.Яворовской. Слайд №43

17. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам понравился урок? Перед вами лежат карточки.

Отметьте + те моменты урока. Которые вам были интересны. Спасибо.

18.Оценка знаний

Молодцы ребята! Хорошо подготовились к уроку, оцените работу друг друга на уроке. Кто были активными, кто отвечал правильно на уроке. Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по музыке в 4 классе по теме «Светлый праздник Пасха!»

Автор: Кузнецова Марина Константиновна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства