МОУ «Щетиновская СОШ»
Предмет: ОРКСЭ
Тема урока: Добро и зло. Возникновения зла.
Класс:4
Учитель православной культуры
Ганиева Татьяна Александровна
Первая квалификационная категория
Класс:4
Тема урока: Добро и зло. Возникновения зла.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель:
Планируемый результат:
Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к теме урока; положительно относятся к двигательной активности; демонстрируют представления о нравственных нормах; проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; демонстрируют развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; демонстрируют воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; демонстрируют чувство сопереживания, умеют анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.
Метапредметные:
регулятивные (умеют оформлять свои мысли в устной форме; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводят под понятия, выделяют следствия поиска средств ее осуществления)
познавательные (волевая саморегуляция; умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют внесение в алгоритм изменений; умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умеют слушать и слышать других, способны к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
Предметный: имеют представления о понятиях: добро, зло, грех, видят различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях.
Задачи:
Воспитательная: создать мотивацию к учебной и творческой деятельности; сформировать интерес к теме урока; создать условия для положительного отношения к двигательной активности; сформировать представление о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитывать чувство сопереживания, умение анализировать и оценивать свои поступки и слова.
Развивающая:
познавательные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить под понятия, выделять следствия поиска средств ее осуществления)
регулятивные УУД (волевая саморегуляция; уметь осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск и внесение в него изменений; уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, уметь слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем).
Образовательная: формирование представлений о понятиях: добро, зло, грех, прослеживание различий трактовки возникновения добра и зла в разных религиях.
Ход урока
Организация деятельности учащихся.
Я очень рада видеть вас на уроке. У нас сегодня гости. Поприветствуем их улыбкой.
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
Я прошу вас, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
(Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка в свое сердце.
Актуализация знаний
Ситуация.
- Сегодня я дам вам необычное задание. Не удивляйтесь. Познакомьтесь, это Лиза (Кукла, вырезанная из бумаги). Давайте представим, что куклу обидели, сказали грубые, злые слова. Обижая, даже словом, мы причиняем боль. Загните по очереди край бумаги, представляя, что это обидное слово. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему? Можем ли мы как – то исправить ситуацию?
(Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
А как оценить то, что мы сделали с куклой? Это хорошо или плохо?
Мы сейчас, по моему заданию сделали зло. Человек в жизни вольно или невольно совершает такие поступки.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Задачи урока
- Что такое добро?
- Что такое зло?
- Когда зло появилось на Земле?
- Как понятие добра и зла трактуются в разных мировых религиозных культурах?
- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
Выберите высказывание, которое больше нравится, поясните
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
(Л.Н. Толстой)
3. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
(В. Гюго)
4. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(Марк Твен)
5. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям.
(Л.Н.Толстой)
6. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.
(Эразм Роттердамский)
Работа над новым материалом
Учитель. Поработайте в группах, приведите примеры добрых и злых поступков, обоснуйте свой выбор.
Обсуждение высказываний представителей групп.
Учитель. Как бы вы сами определили, что такое добро, а что такое зло?
Учащиеся дают определения.
Учитель. Достаточно у нас знаний, чтобы дать определение, что такое добро и что такое зло?
Работа со словарём русского языка С.И.Ожегова
Физкультминутка
По тропинкам доброты вместе мы шагаем,
И про добрые дела никогда не забываем.
Всем всегда поможем дружно,
Потому что это нужно.
Добрым быть веселей,
Улыбнись нам скорей.
Мы в ладошки хлопаем раз, два, три.
На наши добрые дела посмотри.
Учитель. В начале урока вы поставили задачу выяснить, как понятия добра и зла освещаются в мировых религиях.
Существуют разные точки зрения на возникновение зла в мире.
- Вопросы добра и зла, как я уже отмечала, издревле волновали людей, и разные религии отвечали на них по-своему. Например, на Древнем Востоке считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно вместе с сотворением мира. Древние греки считали, что беды, горе и несчастья, то есть зло, пришли в этот мир, вырвавшись из ящика, который из любопытства открыла женщина по имени Пандора (Ящик Пандоры). Совсем по - другому трактуется происхождение добра и зла в Библии. (Посмотрите на экран.) Вы помните историю? (Учащиеся вспоминают первое грехопадение)
- Какой поступок совершили Адам и Ева? (непослушание)
- Как стали называть нарушение Божией воли?
- Это нарушение, непослушание стали называть грехом, а первое нарушение назвали грехопадением.
Учитель. Мы читали притчу о блудном сыне
1. Почему сын ушёл из дома?
2. Что с ним произошло?
3. Как вы думаете, почему сын вернулся в отчий дом?
4. Посмотрите на репродукцию с картины Рембрандта и скажите, почему отец простил сына? (сын раскаялся, покаялся)
Как вам кажется, кто изображен на картине? В какой момент жизни изображены два человека? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая. Знаете ли вы, как называется картина? «Возвращение блудного сына» прощальная картина Рембрандта. Какой сюжет лёг в её основу? Назовите путь спасения человека от греха и восстановление его связи с Богом. Покаяние – путь спасения.
Учитель. Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть грубым, злым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлением внимания и заботы. Почему же не у каждого получается быть добрым.?
(Ответы детей)
Учитель. Ребята, образуйте круг. Сейчас мы поиграем в игру «Торопись обрадовать». У меня есть волшебный предмет, и вы передаёте его из рук в руки. По моему сигналу тот, у кого оказался предмет, говорит доброе слово рядом стоящему игроку. Игра продолжается до следующего сигнала.
Учитель. Только ли хорошие слова нужно говорить, чтобы быть добрым?
Ответы детей. Добрыми должны быть и поступки.
Учитель. Ребята, назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?
(ответы детей)
Работа в парах «Учитесь делать добрые дела»
Учитель. Ребята, выберите вариант правильного доброго поступка в ситуации если:
«Друг просит у тебя списать задание»
Дам списать, чтоб выручить товарища.
Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.
« Твой друг (подруга) обзывают другого ученика, унижают его»
Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.
Поддержу друга.
« Приятель в компании беззастенчиво врёт»
Скажу всем, что это неправда.
Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.
Учитель. Путь к доброте нелёгкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы. Давайте посмотрим еще раз на нашу гостью Лизу. Вы помните, по моему заданию вы сделали зло. Легко исправить зло, которое нанесено человеку. (Ответы детей). Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. И помните золотое правило нравственности
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Подведём итог нашего урока. Закончите фразы:
1. Сегодня я на уроке узнал(а)…
2. Сегодня я на уроке решил(а)…
Д/З
Я дарю вам свою ладошку с пословицей «Жизнь дана на добрые дела».
С обратной стороны напишите, что доброго вы сделали.
Спасибо за урок.
1. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой) 3. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго) 4. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен) 5. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. (Л.Н.Толстой) 6. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский) | Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой) 3. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго) 4. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен) 5. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. (Л.Н.Толстой) 6. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский) |
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой) 3. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго) 4. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен) 5. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. (Л.Н.Толстой) 6. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский) | Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой) 3. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго) 4. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен) 5. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. (Л.Н.Толстой) 6. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский) |
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой) 3. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго) 4. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен) 5. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. (Л.Н.Толстой) 6. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский) | Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 2. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л.Н. Толстой) 3. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В. Гюго) 4. Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен) 5. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. (Л.Н.Толстой) 6. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский) |