kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Добро в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал урока будет полезен учителям, преподающим предмет ОРКиСЭ, в частности модуль ОПК. 

Просмотр содержимого документа
«"Добро в жизни человека"»



Урок православной культуры 4 класс.

Тема: « ДОБРО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».

Цели и задачи:

введение детей в проблему добра и зла;

воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния;

формирование умений согласовывать свои действия с коллективом;

создание мотивации для дальнейшей работы по данной теме.


Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости, коллеги. Я рада видеть всех вас у себя в гостях. А как принято , гостей надо встречать с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение своим одноклассникам, подарите улыбки нашим гостям. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
слайд 1

Мне хотелось, чтобы вы сегодня сами определили тему урока. Послушайте отрывок песенки и скажите, о чем мы будем сегодня говорить .

Звучит отрывок песни «Добрым быть совсем непросто».

-Скажите, о чем пойдет речь на уроке?

-О добре. Тема нашего урока : « Добро в жизни человека»

Слайд 2

По- вашему мнению, добро это важное слово? Добро…добрые дела, добрые мысли, добрые поступки. Довольно часто мы слышим эти слова в обыденной речи. Но всегда ли глубоко задумываемся над смыслом сказанных слов, совершенных поступков, выполненных дел?

Слайд 3

Так ли необходимо добро в нашей жизни? Что оно для нас значит? Кто стоит у истоков добра? Чему оно противостоит. Вот это мы и попытаемся выяснить на сегодняшнем уроке.

Сначала я хотела спросить у вас, что такое добро?

(добрые дела: помогать старшим , защищать младших, помогать в беде ближним , быть вежливым, уметь утешить, бережно относится к природе, проявлять милосердие, сострадание к окружающим

Мысли: думать о родителях,

-Какие человеческие качества можно назвать добрыми? ( любовь, нежность, ласка, радость, забота…)

Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля дано следующее определение добра.

Слайд 4

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.


-Ваши высказывания близки с определением Даля, только он говорит о добре более обобщенно.

-От корня добро в русском языке образовалось много слов, помогите мне их назвать. слайд



Человека, который желает другим только добра, называют…. доброжелательным...

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…добродушным

Человека, у которого доброе сердце, называют…добросердечным



Как красиво и ласково звучат эти слова.


-Кто учит вас добру? (мама , папа, родственники, учитель…)

-Кто пришел в мир, чтобы учить добру все человечество?

Эту миссию взял на себя Иисус Христос.

Слайд 5

Я бы хотела привести вам цитату из книги Шатрова «Золотые зерна мудрости» :

Иисус Христос разумел делать добро и делал. Каждый шаг Его жизни, каждое слово Его святых уст, каждый взгляд Его лучезарных глаз творили добро, неся людям радость и блаженство.

Иисус Христос пытался донести до людей мысль о том, что человек должен совершать на Земле только добрые поступки. Через кого, через что он пытался это сделать? (через своих учеников, через заповеди, своим примером). Откуда можем узнать об этом?(притчи) Где они записаны?библ

Давайте вспомним, как Он учил относиться к другим? Как звучит золотое правило этики?

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Слайд 6

Какого отношения к себе вы ждете от людей? А как относитесь сами? К сожалению , в жизни не всегда получается так. В мире существует много противоположностей. Давайте вместе назовем их : белый - черный, умный -глупый, плохой – хороший, печаль – радость, …а какое слово противоположно слову добро? (зло)

-Что , по-вашему зло?

Слайд 7

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

Какие качества человека можно отнести к злым, нехорошим?

(зависть, злоба, злорадство, ненависть, равнодушие, корысть, грубость

Приходилось ли вам встречать зло в своей жизни?…


Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?


Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает нам Зиновьева София и скажите, какая главная мысль этого стихотворения.


Слайд 8

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.


Какова главная мысль стихотворения?

Добро и зло находятся в постоянной борьбе. Они живут среди нас.

Есть ли вы считаете, что у вас есть те качества, которые мешают вам в жизни, подумайте , запишите их на облачко, лежащее на ваших партах и сложите в сундук. Я очень крепко закрою его и мы вместе постараемся, чтобы не одно из этих качеств не попало в нашу жизнь.

Слайд 9

МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИМ О ГЛАВНЫХ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА- О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ИМЕННО ЭТИМИ КАЧЕСТВАМИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ЛЮДИ, СОВЕРШАЯ ПОСТУПКИ И ОЦЕНИВАЯ ИХ.

ПУТЬ К ДОБРОТЕ НЕЛЕГОК И ДОЛОГ. НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ДОБРЫМ – ТРУДНО. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ И РАЗМЫШЛЯТЬ О СВОИХ СОВЕРШЕННЫХ ПОСТУПКАХ..Так случилось с нашим главным героем Петей.

Вашему вниманию предлагаем сценку:

ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа

АВТОР: День прошедший догорает.
Вечер тихий наступает.
Только слышно там и тут
Птички весело поют.
Солнце яркое устало,
Поработало немало.
И теперь спешит опять
Поскорей умчаться спать.
На крыльце сидит старушка,
Перед ней лежит игрушка.
За игрушкой внук стоит
И старушке говорит.
ПЕТЯ: Дал машину я Сергею,
А теперь и сам жалею.
И зачем я только дал?
Всю машину он сломал.
И теперь стоит, смеется,
Да еще не сознается.
Говорит, была такая,
Будто я его не знаю.
Не прощу ему я это.
Ты мне только посоветуй,
Что мне делать? Как мне быть?
Как Сергею отомстить?

АВТОР: Смотрит бабушка на внука.
Говорит ему
БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе.
Я ведь, знаешь, плохо вижу.
Сядь со мною на крылечко
Успокой свое сердечко.
Мы сейчас поговорим,
Как Сергею отомстим.
Помнишь, я тебе, мой милый,
Об Иисусе говорила?
Как Он по земле ходил,
Как Он грешников любил.
Как, горя святой любовью,
Он больным давал здоровье.
Как несчастных утешал,
Как обиды всем прощал.
И слова его звучали,
Чтобы мы врагов прощали,
Чтобы как друзей любили,
Чтоб добром за зло платили.
Хочешь ты, как Он любить?
На Него похожим быть?
АВТОР: Внук кивает
ПЕТЯ: Да, конечно.
АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно,
А потом сказал, робея
ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем?
АВТОР: Молвит бабушка тогда
БАБУШКА: И учил Христос всегда,
Если голоден враг твой,
Накорми его, родной.
Если враг твой хочет пить,
Постарайся напоить.
АВТОР: Петя молча это слушал.
Молча пил и молча кушал.
И потом , в постели лежа,
Долго думал о Сереже.
А на утро, встал с постели,
Только петухи пропели.
Солнце красное встает,
Петя завтракать идет.
Он в веселом настроенье
Молока попил с печеньем.
Что-то думает, сидит
И на бабушку глядит.
Кто-то бабушку позвал,
Внук со стула сразу встал.
Быстро принял он решенье.
Положил в карман печенье,
Взял он кружку с молоком
И во двор бежит бегом.
Как чудесно солнце греет!
Увидал Он там Сергея.
И кричит ему
ПЕТЯ: Сергей! Подойти ко мне скорей!
Да не бойся подходить, я тебя не буду бить.
АВТОР: Подошел Сергей к порогу.
На Петра глядит с тревогой.
Тот с приветливым лицом
Держит кружку с молоком.
Говорит ему
ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может?
АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал
СЕРГЕЙ: Да вроде, нет…
АВТОР: Петя смотри с сожаленьем
Ах, как жалко!
И с волненьем говорит
ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить?
Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое!
АВТОР: И Сергею прямо в рот
Кружку с молоком сует.
А Сергей стоит невесел,
Низко голову повесил.
Прямо под ноги глядит
И тихонько говорит.
СЕРГЕЙ: Петя, где твоя машина?
Мы ее сейчас починим.
АВТОР: Помолчал, потом сказал
СЕРГЕЙ: Это я ее сломал .

-Что хотел сделать Петя сначала? Почему он изменил свое решение? Кто ему в этом помог?

Как бабушке удалось убедить внука? Какие нравоучения Иисуса Христа она привела в пример? (платить добром за зло, любить друзей и врагов своих, прощать обиды)

-Помогло ли это Пете?

Как повел себя Сергей? (признал вину)

-Какой можно сделать вывод? Что помогла сделать бабушка?

Можно ли сказать, что бабушка помогла сохранить дружбу?

-Часто взрослые люди учат жизни молодое поколение. Многовековой опыт заложен людьми в мудрых высказываниях –в….пословицах и поговорках.

Сейчас вам предстоит поработать в группах. Задание : собрать пословицы, объяснить 1 из них на выбор.

Пословицы.


За Христом пойдёшь, добрый путь найдёшь.

Добрые слова дороже богатства.


Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму человеку Бог прибавит веку
Доброе слово лечит, а злое калечит.


Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

-Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.


-Давайте и мы поделимся друг с другом и с нашими гостями этим замечательным качеством. Предлагаю всем встать и отдохнуть под мелодию одной детской замечательной песенки.

Слайд 10

Физпауза.

-В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И помышляя о чуде.

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

Слайд 11

У каждой группы на партах лежит солнышко, но чтобы оно засветило, необходимы…лучики. У каждой группы задания разные, но все ответы вы должны написать на лучиках сами или выбрать и записать из предложенных слов. Лучики приклейте с помощью клеевого карандаша. Распределите обязанности в группе: один пишет, один клеит, не теряйте драгоценное время. Подготовьте отчет группы. При отчете прикрепите свое солнышко на доску.

1 группа. Задание: Запишите синонимы ( слова близкие по смыслу) к слову добрый. (5)

2 группа. Задание :Напишите, что никогда не сделает добрый человек. (Используйте частицу не) (5)

3 группа. Задание: Запишите добрые поступки.(5)

4 группа .Задание. выберите 5 слов, которые на ваш взгляд наиболее подходят добрым людям.

Развязный, аккуратный ,доброжелательный ,вежливый ,грубый, неучтивый ,умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый, скромный ,общительный ,ласковый ,веселый ,счастливый , наглый  , внимательный жадный .

Вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам очень внимательно посмотреть видеоролик и подумать, что хотел донести до нас автор?

-Какое чувство овладело водителем сначала?

-почему маленький мальчик вынужден был бросить камень в машину?

Как он это объяснил?

Когда водитель почувствовал себя по-настоящему счастливым человеком?

- Что вы поняли для себя ? Задумайтесь, всегда ли мы внимательны друг к другу?

Не проходим ли мимо чужой беды?

-Какое чувство испытывает человек, когда совершает добрые поступки?

Когда человек совершает добрые поступки, ему самому становится радостно. Творить добро, это значит, прежде всего, испытывать радость самому и дарить ее окружающим. Это главный принцип настоящего христианина. Чтобы вам легче было работать на следующем уроке и глубоко вникнуть в смысл темы, я предлагаю дома прочитать очень интересный рассказ Бунина « Лапти» и ответить на вопрос после текста.

Наш урок подходит к концу. Скажите, какой вывод вы сделали для себя?

Итог: Добро и зло – это составляющие жизни. Мне хочется, чтобы в вашей жизни было больше добра, ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра, а добро правит жизнью.

Рефлексия.

Если вам понравился наш урок, возьмите себе сердечко красного цвета , если вы что-то недопоняли и у вас есть сомнения, возьмите желтое сердечко, а если урок не понравился, вам было скучно и неинтересно, возьмите белое сердечко. А закончить наш урок мне бы хотелось песней «Быть человеком». На слайде есть слова, если вам нравится эта песня, можете подпевать . Спасибо за урок.


ЛАПТИ

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

  


-Как вы оцениваете поступок Нефеда?



.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Добро в жизни человека"

Автор: Бунькова Наталья Николаевна

Дата: 13.11.2020

Номер свидетельства: 563308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Сценарий литературной гостиной "Твори добро""
    ["seo_title"] => string(46) "stsienarii_litieraturnoi_ghostinoi_tvori_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "465791"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1523432671"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Роль семьи в жизни человека и общества "
    ["seo_title"] => string(46) "rol-siem-i-v-zhizni-chielovieka-i-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "162489"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422362252"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме: "Значение живых организмов в природе и жизни человека""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_znachenie_zhivykh_organizmov_v_prirode_i_zhizni_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "509175"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557057895"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Улыбка и ее роль в жизни человека "
    ["seo_title"] => string(38) "ulybka-i-ieie-rol-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "193025"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427554726"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока окружающего мира на тему "Домашние животные, их значение в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemudomashniiezhivotnyieikhznachieniievzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "325796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463044189"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства