kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ. "Золотое правило нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

  1.Организационный момент

   Организация деятельности учащихся.

 2. Мотивационный этап (Слайд 2)

   Звучит Караоке «Дорога добра» (фонограмма - 1куплет с припевом).

   Эмоционально – оценочная беседа:

 - Какова главная идея  строк, в исполненной песне?

     -Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….»,  выскажите свое предположение.

 3. Актуализация знаний.

-Что значит, по - вашему мнению, дорога добра?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать  добрые дела?

- Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки.

А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила?

- Что такое, по – вашему мнению, мораль? (Слайд 3)

- Как вы понимаете слово «нравственность»?

- Подберите эпитет к слову «правила». (Слайд 4)

- Что значит «золотые»? (Слайд 5)

- Подумайте и предположите (выскажите свою точку зрения) о чём пойдет  речь на уроке?

Попробуйте  сформулировать тему урока (учащиеся высказывают свою точку зрения).

4. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

5.Открытие нового знания. (Слайд 6)

- Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом нравственности», как основой моральной истины. (Слайд 7)

 Вы узнаете: почему появилось правило нравственности, как формулируется «Золотое правило нравственности» и как применять «Золотое правило нравственности».

- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравственности». Его стали называть так в XIII веке. Это правило, как способ управления поведением, встречается во множестве формулировок. Думаю и вы, ребята, попытаетесь выразить основной смысл формулировки «Золотого правила  нравственности», выполнив задание  в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ. "Золотое правило нравственности"»

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема урока: «Золотое правило нравственности»

Цель урока:  обеспечить усвоение учащимися золотого правила морали

Задачи урока:

Личностные:

развивать этические чувства как результата морального поведения, знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение, учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные:

формировать умение высказывать суждения, учить осуществлять поиск и обработку информации.

Предметные:

знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о христианской этике; учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Используемая методическая литература: 

«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». 4-5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2012 г.

Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска smart board, запись Д.Ласта «Одинокий пастух», разноцветные жетоны, белая бумаги и ручки.

Используемые ЦОР: презентация Power Point

Ход урока:

1.Организационный момент

Организация деятельности учащихся.

2. Мотивационный этап (Слайд 2)

Звучит Караоке «Дорога добра» (фонограмма - 1куплет с припевом).

Эмоционально – оценочная беседа:

- Какова главная идея  строк, в исполненной песне?

-Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….», выскажите свое предположение.

3. Актуализация знаний.

-Что значит, по - вашему мнению, дорога добра?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать  добрые дела?

- Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки.

А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила?

- Что такое, по – вашему мнению, мораль? (Слайд 3)

- Как вы понимаете слово «нравственность»?

- Подберите эпитет к слову «правила». (Слайд 4)

- Что значит «золотые»? (Слайд 5)

- Подумайте и предположите (выскажите свою точку зрения) о чём пойдет  речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока (учащиеся высказывают свою точку зрения).

4. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

5.Открытие нового знания. (Слайд 6)

- Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом нравственности», как основой моральной истины. (Слайд 7)

 Вы узнаете: почему появилось правило нравственности, как формулируется «Золотое правило нравственности» и как применять «Золотое правило нравственности».

- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравственности». Его стали называть так в XIII веке. Это правило, как способ управления поведением, встречается во множестве формулировок. Думаю и вы, ребята, попытаетесь выразить основной смысл формулировки «Золотого правила  нравственности», выполнив задание  в группах.

6. Работа в группах (Слайд 8)

Класс делится на три группы (для каждой группы заранее приготовлены листы бумаги и ручки).

  • Под фонограмму Д. Ласта «Одинокий пастух» учитель читает притчу.

Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.

Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если  мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, - решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся».

Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»

Задание № 1

1.Как вы поняли смысл этой притчи?

2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»

3.Какое «Золотое правило  нравственности» сформулируете вы?

На выполнение задания 1- 2 минуты. Ответ даёт та команда, которая быстрее всех успеет выполнить задание правильно. Другие команды могут дополнить ответ выступающих ребят. Оценка результатов вносится в оценочный лист. В конце урока подводится итог.

Прочтите стихотворение. (Слайд 9)

  • Подумайте, как можно инсценировать действия.

Выскажите свое мнение о конфликте двух ребят.

Расскажу вам про терпение.

В классе есть у нас Кириллка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое отношение!

Я б могла тебя, мучитель,

Очень больно отлупить.

Все терпение собрала и терплю. Может скоро я

Кириллку полюблю…..

Задание № 2

Какое «Золотое правило  нравственности» сформулирует ваша группа?

Задание № 3

  • Составьте эссе на тему: «Мое любимое слово» в соответствии  с основной идеей урока. Каждая группа формулируют свое «Золотое правило  нравственности» и делает вывод.

Давайте сравним ваши выводы о «Золотом правиле  нравственности»  с наиболее известными трактовками. (Слайд 10 - 15)

- Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен   решить сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. Надо подумать, каково было бы мне, если бы поступили так со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя. (Слайд 16)

(Слайд 17)

Полюби другого, сердцем чистым,
Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,
Засветись к другим добром лучистым,
Если хочешь, чтоб тебе светили.
Снизойди к другому в пониманье,
Если хочешь, чтоб тебя простили,
Окажи другому всё вниманье,
Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.
Дай совет в любви тому, кто рядом,
Если хочешь получить советы,
Посмотри на ближних добрым взглядом,
Если хочешь доброты и света.
Оправдай и радуйся за ближних,
Если хочешь быть вне осужденья,
Возноси молитвы к Богу в вышних
За других, коль ждёшь благословенья.
Есть святая заповедь у Бога,
Та, что душу от греха укроет:
Сколь к себе любви желаешь много,
Отдавай другим её с лихвою. 

7.Рефлексия (Слайд 18)

Применив «Золотое правило  нравственности», поиграем (на столах каждой команды заранее приготовлены разноцветные жетоны).

Игра «ДА-НЕТ-КА»  (предлагаются ситуации), дети сигнализируют свое согласие-зеленым жетоном, а несогласие-красным жетоном.

-В счастье зазнавайся.

-Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и словом, и делом.

-Избегай споров в пустых вещах.

-Помогай ближнему советом, примером, достатком.

-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.

-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.

-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.

-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.

-Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением…. Каким?  Как звучит «Золотое правило  нравственности»?

8. Тренинг: «Волшебное зернышко» (Слайд 19)

(Учащиеся становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель).

-В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым  правилам  нравственности». Сейчас я каждому раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко). (Звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)

-   А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее  душу настроение. Ребята, а теперь откройте глаза.

9. Физкультминутка (Слайд 20)

Ведущий просит участников в круге рассчитаться на 1-2, предлагает первым номерам сделать комплимент участнику под номером два, затем участники игры меняются ролями, те кто получил комплимент делает его в ответ.

10. Домашнее задание. (Слайд 21)

- Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо  записать добрые дела, которые вы совершите в течение недели. Оформите свои проекты в виде любимых цветов.  Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел».

Подумайте:

-Кому   нужна ваша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

-Чем вы можете помочь другим людям?

(Займите свои места.)

11. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 22)

-Что было главное в уроке?

Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль:

-над чем я задумался (лась)…

-чем я заинтересовался (лась)…

-что меня взволновало…

-что удивило….

- Спешите делать добрые дела, ребята. Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе. Какое настроение вызвал урок? Урок окончен. Спасибо за работу. (Слайд 23)

(В течение урока обучающиеся оценивали свою работу в оценочных листах, зарабатывали  жетоны).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по ОРКСЭ. "Золотое правило нравственности"

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 19.10.2016

Номер свидетельства: 350609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "182304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425488904"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка по предмету ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-po-priedmietu-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "201541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429085458"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396103"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конструкт   урока  по  ОРКСЭ "Золотое  правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(57) "konstrukt-uroka-po-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "125448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414995680"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "презентация к уроку "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-k-uroku-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "182311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425489676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства