kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по предмету ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету Основы религиозных культур и светской этики по теме "Золотое правило нравственности" знакомит учащихся с великими мудрецами мировых культур, учит следовать в жизни их примеру и напутствию.Золотое правило нравственности - это правило существования в обществе. в коллективе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" »

Учитель высшей категории МБОУ НОШ 17 г.Красногорска Сергеева Наталья Алексеевна

Золотое правило нравственности


  1. Настрой на урок

-Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, одарите его своей улыбкой, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

  1. Введение в тему:

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.


- Как вы понимаете фразу мамы: Он сам себя наказал? Почему мальчик остался один?

- Какая же проблема в поведении героя? По отношению к другим мальчик поступил плохо. Все от него отвернулись. Он не умел общаться. Общение- одна из главных потребностей человека..

Какие ещё потребности присуще человеку(нам с вами)? (отдых, увлечения, еда, сон,….)

-Что нужно для общения? Понимать друг друга.

-Как этого достичь? Надо быть добрым по отношению друг к другу.

-Как надо было поступить мальчику? Как надо поступать людям в подобных ситуациях?

Давайте попробуем им помочь.


  1. Работа по группам .Решение проблемных ситуаций.

  1. Лена ни за что не хотела сидеть с Ваней за одной партой, потому что он плохо учится.

Права ли Лена? Что чувствует Ваня? Дайте совет Лене- что ей делать.


  1. На школьных соревнованиях по футболу ты с одноклассником оказался в разных командах. Вы оба играли с огромной отдачей сил. Награду получил твой одноклассник. Как ты будешь реагировать на это?


  1. Максим пришел из школы после 7 урока. Он устал и очень хотел пообедать. Бабушка уже привела из садика младшую сестренку Наташу. В саду был утренник, и у Наташи в кармашке осталась конфета. Девочка выбежала навстречу брату и протянула конфету ему:

- На, съешь, она вкусная!

-Я не хочу конфету, я хочу пообедать!

Наташа ничего не ответила, зажала конфетку в кулачке и ушла обиженная к бабушке.

Как бы вы поступили на месте Максима?


  1. В разговоре с новеньким одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите в этой ситуации?


  1. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?


  1. По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.


- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.


- Какие правила не усвоил мальчик?

  1. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?



  1. «Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки» и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона стали смеяться над ним и говорить некрасивые слова. Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».



– Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано? Как бы вы поступили?



  1. Свете в автобусе  подружка случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу. Что бы вы сделали на месте Светы?



-Легко ли вам было найти выход из ситуаций? Но в жизни не всегда бывает так легко, бывают ситуации очень сложные и люди не могут найти ответ на вопрос- как поступить, как найти правильный выход?


Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали ответ на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».


Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».


В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В нашей культуре тоже были мудрые люди. Свою мудрость они отразили в пословицах.


  1. Работа над пословицами( найди окончание пословицы) (пословицы разбиты на части, дети собирают в группах )


Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнешь.

Кто добру учится, добром и живёт

Каков привет, таков и ответ

Чего в другом не любишь – того и сам не делай!


- Чему учат эти мудрые мысли? Что их объединяет?» (Быть добрым. Творить добро в жизни. Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Учат правильно жить.)


- Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно, правило нравственности, которое сделало бы жизнь людей радостнее, счастливее. (Слайд с правилом)

-Попробуйте разгадать ребус и вы узнаете как оно называется.

Это правило названо золотым правилом нравственности. -Почему же это правило золотое (главное)?

-Прочитаем его ещё раз (запишем в тетрадь)


Человеку очень часто приходится решать, как поступить в той или иной ситуации, какое принять решение. Иногда сделать выбор в конкретной ситуации бывает трудно. Вот тогда и приходит на помощь золотое правило нравственности.

А теперь я вам предлагаю осмотреть отрывок из мультфильма. Просмотр мультфильма Крошка Енот.

- А Крошка Енот знал , что есть золотое правило нравственности ? И вот что из этого вышло.

ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты замахнулся на него палкой – и он на тебя тоже , ты не сердишься – и он не дуется, ты улыбнулся – и он улыбнулся,: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».



- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро? А что нужно еще? (это правило применять в жизни, совершая поступки)

-Были ли у вас в жизни ситуации, в которых вы пытались поступать по этому правилу? Не у всех есть пока такой опыт, поэтому совершая поступки, помни:

Первое: говори добрые слова и улыбайся

Второе: делай добрые дела.

Третье: накапливай опыт добрых дел.

(под песню «Улыбка» записывают в тетрадь)


В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь ты сам


Возьмите листочек с изображением человечка.

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, желтым кружочком покажите это у человечка.

Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.


— Что у вас получилось? Ваш человечек засветился своими положительными качествами, как будто золотой. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше желтых кружочков и тогда его сияние будет еще ярче. Но ведь есть качества, которые мешают человеку совершать добрые поступки.


Подумайте, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. Например, «Я не буду, говорить плохие слова товарищам, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду …., так как …. . (драться, кривляться, обижать слабых, обзываться)


ак научиться применять золотое правило нравственности в жизни? (солнышко с лучиками)


1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

2. Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.

3. Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?».

4. Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

Слайд человечек и солнышко сияют. Дети читают по одной строчке.


Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.


Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими, какое удивительное чувство согреет сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.


Кто помог Еноту постичь науку жизни, кто научил его правильно, мудро поступить? (мама)

Нельзя забывать о близких людях, которые нас окружают ежедневно, ежечасно, ежесекундно….

Кто эти люди? Как мы скажем о них одним словом? (семья)

Притча с сосудом («Полон ли сосуд?» Представьте, что этот сосуд – это ваша жизнь, и наполняется она постепенно. Растете вы , взрослеете, мудреете. А жизнь наполняется и обогащается. Давайте заполним сосуд (крупные) скажите. Полон ли сосуд? Да….

  1. Семья. Родные, близкие. 2. Потребности, окружение вне семьи. 3. Суета )

  2. Умейте применять Золотое правило в жизни, начиная с близких вам людей.




IV. Итог

- Сегодня на урок я принесла «Шкатулку мудрости», в которой находятся билеты с номером вопросов. Обсудите свои вопросы в группе и дайте ответ.


1)Сформулируйте золотое правило нравственности.

2) Почему надо следовать золотому правилу?

3)Чему учит золотое правило нравственности?

4)Когда приходит на помощь это правило? ( Когда не знаешь, как себя вести)

.

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.


-Спасибо вам за урок!







8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по предмету ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Автор: Сергеева Наталья Алексеевна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства