II.Проверка домашнего задания. 1.Опорные понятия. 2.Работа по толковому словарю. 3.Работа в мини- группах. Составление словесного портрета нравственно-го человека. Игра «Ромашка» (предметный, метапредметный рез-ты) III.Сообщение темы и цели урока. (личностный, метапредметный рез-ты) IY.Ознакомление с новым материалом. 1.Работа с текстом по учебнику. 2.Постановка вопросов. 3. Исследовательская работа с текстом с показом демонстрации. (личностный, предметный рез-ты) | -Начнём наш урок с проверки домашнего задания. -Что вам было задано на дом? (толкование понятия « нравственность») -Где вы смогли найти данную информацию? Слайд 1 Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность- это личностная характеристика, объединяющая такие качества, и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. -Давайте попробуем проанализировать данные определения и ответить на вопрос: - Какого человека можно назвать нравственным? - Работаем в парах. (На доске прикреплена сердцевинка цветка с надписью «Нравственный человек». Каждая пара должна записать на лепестке одно качество, которое характеризует нравственного человека, и прикрепить на доску. -Возникли ли у кого-нибудь споры? -Давайте составим словесный портрет нравственного человека. Слайд 2( для проверки). -Пожмите друг другу руки те, кто справился с работой. Вывод учителя: Нравственный человек- это добронравный, добродеятельный, мудрый. Он сопереживает, сочувствует другим, уважительно относится к людям. Люди уважительно относятся к такому человеку. -Что необходимо делать, какие поступки совершать, для того чтобы стать нравственным человеком? (Ответы детей) Вывод учителя: Чтобы все тебя уважали, хорошо к тебе относились- надо совершать хорошие поступки, творить добро, соблюдать определённые правила. Сегодня мы познакомимся с очень важным правилом нравственности и будем учиться применять его в жизни. Наши задачи: выяснить, почему оно появилось, учиться применять золотое правило нравственности в жизни. -Откройте учебник на с. 42 и прочитайте название темы урока. -Почему правило назвали золотым? -Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые мы постараемся ответить в течение урока: (Прочитаем их вслух) - Почему появилось золотое правило нравственности. - Как формулируется золотое правило нравственности. - Как применять золотое правило нравственности в жизни. -Давайте выясним, почему появилось золотое правило нравственности, а для этого прочитаем отрывок из статьи на с.42 -Прочитайте ещё одну часть учебной статьи и найдите в тексте формулировку золотого правила нравственности. Слайд -Здесь даны две трактовки - положительная и отрицательная. Какая трактовка вам ближе и понятнее? -Найдите в тексте ответ на вопрос: - «Какие философы и учёные помогли сформулировать это правило?» (Ответы детей) Вывод учителя: Мудрецы, жившие в разные времена,в разных землях, искали это правило на протяжении многих веков. | Познавательные -поиск информации; -анализ объектов с целью выделения признаков; -знаково-символическая модель; Коммуникативные -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли; -умение строить взаимодействие. Личностные -моральный выбор, нравственно- этическая ориентация; Регулятивные -осуществление контроля. Личностные - личностное самоопределение, нарвственно-этическая ориентация. Регулятивные -целеполагание, планирование. Познавательные -поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; -анализ, синтез, установление причинно- следственных связей. |
Y.Закрепление изученного материала. 1.Работа в группах. (личностный, метапредметный рез-ты) | Групповая работа (дети работают в 5 группах по 5 человек). -Каждой группе дан текст притчи. -Прочитайте притчу. -Оцените слова и поступки героев с точки зрения «золотого правила нравственности». -Как бы ты поступил в данной ситуации? (Дети работают в группах по 5 человек) Притча “Яма” “Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”. Задания к притче 1.Прочитайте притчу. 2.Оцените слова и поступки героев с точки зрения «золотого правила нравственности». 3.Как бы ты поступил в данной ситуации? (Дети работают в группах по 5 человек) Задание 1 группе: проинсценировать притчу. Задание 2 группе: какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности: -Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. -Люби людей, как самого себя. -Худа та мышь, которая одну лазейку знает. -Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает. Задание 3 группе: группе выданы разрезные карточки, восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать притчу. Задание 4 группе. Перескажите притчу по вопросам: Назовите действующих лиц притчи. Почему человек решил вырыть яму? Какова главная мысль притчи? Чему она учит? Как вы поняли притчу «Яма»? Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? 7.Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности: страх, жалость, восторг, уважение. 8.Что необходимо сделать, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни: 1.Любить людей, как самого себя, 2.Задумываться о своих поступках, 3.Любить самого себя, 4.Все варианты верны. -Есть вопросы к группе? -Кто согласен с утверждением ,похлопайте в ладоши. | Личностные -личностное самоопределение, ценностно- смысловая ориентация; Регулятивные - саморегуляция Познавательные - постановка и решение проблем; Коммуникативные -участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли; -умение строить взаимодействие. |
2.Составление алгоритма применения золотого правила нравственности (личностный, предметный, метапредметный рез-ты) | -Как применять это правило в жизни? -Можно ли составить алгоритм применения этого правила? - Продолжим нашу работу в группах (каждой группе я выдаю разрезные карточки,восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать алгоритм-памятку: Учимся применять золотое правило нравственности . (Дети обсуждают последовательность составления алгоритма) - Прочитайте полученную памятку.Проверка. (Слайд) Учимся применять золотое правило нравственности. 1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. 2.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие. 3.Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили? 4.Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя. | Познавательные -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Регулятивные планирование |