Цель: знакомство с понятием, милосердие как совокупности добрых качеств человека; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых дел и поступков.
Задачи:
Раскрыть понятие «милосердие»;
Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;
Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,
используя современные технические средства;
Формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся;
Планируемые результаты учебной деятельности
Предметные:
-формирование на базе имеющейся информации правильного представления о милосердии;
Личностные учебные действия:
- осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим,
- формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена-формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.
Регулятивные учебные действия:
- умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).
Познавательные учебные действия
- выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, моделирование, построение цепи логических рассуждений;
-развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные учебные действия:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ИКТ-компетентности
-овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;
-нахождение главного в собранной информации;
-осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).
Используемые методы:
словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод презентации.
Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая работа.
Методические комментарии:
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося— знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.
Целевая аудитория 4 класс
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Баганская средняя общеобразовательная школа № 2
Баганского района Новосибирской области
Урок по предмету «ОРКиСЭ»
модуль «Основы светской этики»
Урок милосердия
Автор:
Курганкина Наталья Петровна
2015 г
Тема урока: «Урок милосердия»
Цель: знакомство с понятием, милосердие как совокупности добрых качеств человека; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых дел и поступков.
Задачи:
Раскрыть понятие «милосердие»;
Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;
Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,
используя современные технические средства;
Формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся;
Планируемые результаты учебной деятельности
Предметные:
-формирование на базе имеющейся информации правильного представления о милосердии;
Личностные учебные действия:
- осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим,
- формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена-формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.
Регулятивные учебные действия:
- умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).
Познавательные учебные действия
-выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, моделирование, построение цепи логических рассуждений;
-развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные учебные действия:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ИКТ-компетентности
-овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;
-нахождение главного в собранной информации;
-осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).
Используемые методы:
словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод презентации.
Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая работа.
Методические комментарии:
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося— знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, толковые словари.
Ход урока.
Орг. момент.
В жизни по – разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
- давайте подарим друг другу и нашим сегодняшним гостям наш урок.
Мотивация учащихся, игра – тренинг.
- Доброе утро ребята. Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбнитесь, ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.
Рефлексия.
Нарисуйте смайлик, настроение которого совпадает с твоим. 3 минуты.
Введение в тему.
Ребята, я хочу рассказать вам о случае, свидетелем которого я стала. ( девушка помогла инвалиду).
Беседа по услышанному:
- как поступила девушка?
- как оценить поступок? Каким словом?
- так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)
5.Выдвижение гипотезы.
Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.
- а насколько важна эта тема? Заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (ответы детей)
Просмотр видеоролика
- Так что же такое «Милосердие»? кто- нибудь может объяснить?
6. Работа с понятием.
- Но что написано об этом словаре?
- Предлагаю вам обратиться к толковым словарям и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.
- читают определения.
- Выразите цветом своё отношение к милосердию.
- Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра».
«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?
- Давайте выделим корни в слове «милосердие»
- Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?
- Какие еще человеческие качества близки милосердию? 7. Работа в группах. (Группам дается список качеств, дети должны выбрать, какие качества близки милосердию). Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Задание 1. Выбрать, какие качества близки милосердию.
Милосердие – это одно из главных качеств русского народа. Наши мудрые предки сложили множество пословиц о милосердии и доброте.
Задание 2. Соберите пословицы и объяснить значение одной из них.
(Пословицы и поговорки о милосердии и доброте).
“Доброе слово лечит, злое калечит”
“Злой не верит, что есть добрый”
“Добрая слава лежит, а худая бежит”
“Доброго чтут, а злого жалуют”
Добрые вести прибавят чести.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают да дела их живут.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе братство лучше богатства.
Живи добрее, будешь всем милее.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло
• Добрый человек в добре живет век. • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром
8. Пауза
- На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных
- Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? ( так говорят, когда просят о чем-то).
- Я предлагаю вам проверить, на сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!
- Будьте добры поднимите руку.
- Хлопнете в ладоши.
- Повернитесь налево.
- Будьте добры улыбнитесь.
- Будьте добры присаживайтесь.
- Спасибо, ребята вы очень внимательны.
9. Работа над понятиями.
А сейчас послушайте одну притчу:
Если ты такой милосердный, то забирай даром
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
- О чём эта притча?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Кто нуждается в милосердии?
10. Работа в группах.
В каких ещё ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия?
У вас на столах задания. Вам нужно найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
1.Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка…
2. заболел твой товарищ..
3. Вы увидели на ступеньках магазина маленького котенка…
4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка…
5. Ты услышал, что дразнят твоего одноклассника…
6. В соседнем доме случился пожар…
11. Работа над понятиями
Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
О чем притча?
Ребята, а в наше время есть такие отзывчивые и добрые люди? (слайд )
А себя вы можете отнести к таким людям?
12. Игра «Ромашка Доброты»
Перед вами на парте лепестки ромашки. Подумайте, что вы сделали хорошее, доброе вчера , а может быть уже и сегодня. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к середине нашего цветка. А цветок прикрепите на нашу поляну.
Посмотрите, у нас получился целый цветник добрых дел.
13. Рефлексия.
- Составить синквейн на тему милосердие (если останется время).
Пример:
милосердие
бескорыстный, добрый
помогает, спасает, утешает,
где тяжело, будь там
ответственность
милосердие
добрый, переживающий
проявлять, поддерживать, любить
помогать нуждающимся в помощи
забота
любящий, отзывчивый
сочувствовать, переживать, помогать
мы должны проявлять сострадание
необходимо.
Вот и подошёл к концу наш урок (Дети читают стихотворение).
С помощью смайлика оцените свое настроение на уроке. Поднимите руку те учащиеся, которым было скучно, у кого настроение так себе? У кого отличное настроение?
14. Итог урока
Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас.
15. Задание на дом.
Задание на дом: подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.