Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.
Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.
Познавательный материал подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, оперировать жизненными ситуациями. Большое значение придаётся знанию и применению понятия милосердие.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств.
Предмет ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Милосердие и сострадание» »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 С. ТАХТА
ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Лучшая методическая разработка по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Конспект урока и презентация по теме:
«Милосердие и сострадание»
Светлана Михайловна Стурза
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №8 с.Тахта
квалификационная категория первая
2015 г.
Аннотация.
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.
Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.
Познавательный материал подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, оперировать жизненными ситуациями. Большое значение придаётся знанию и применению понятия милосердие.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств.
Предмет ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры».
4 класс
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель урока: познакомить с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «любовь к врагам», «ближний».
Задачи урока:
Обучающая: познакомить детей с понятиями милосердия и жестокосердия; рассказать им, кто такой «ближний» – в евангельском понимании этого слова;
Развивающая: способствовать развитию у детей нравственных качеств и умения жить по Евангелию в современном мире, в собственной семье; научить детей не проходить мимо чужой беды, ученики должны понять, как должен относиться христианин к личным врагам.
Воспитывающая: воспитывать понимание того, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, для кого они совершаются.
Формируемые УУД:
личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин, сестры милосердия.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, групповая исследовательская работа, самостоятельная работа с источником информации.
Планируемые предметные результаты:
Ученик понимает что такое “милосердие и сострадание”, знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным; понимает необходимость быть милосердным и уметь сострадать; умеет определять милосердные поступки людей, рассказывает о милосердных поступках и своими делами помогает другим людям.
Ученики аргументировано доказывают, что этические (нравственные) качества такие как: доброта, гуманность, человечность, милосердие, сегодня так же необходимы, и без которых человек не может называться человеком.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнитесь друг другу!
Слайд 4 (Эпиграф) «Счастье человека в милосердии и сострадании»
- Эпиграфом нашего урока послужат слова «Счастье человека в милосердии и сострадании».
2. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 5
1.Андрей Первозванный
2.Сергий Радонежский
3.Серафим Саровский
4.Иоанн Креститель
-Ребята, скажите что объединяет этих святых? (Это святые, которые являются примером служения Богу.)
-Какими они были? (Добрыми, благочестивыми, милосердными, великодушными, трудолюбивыми…)
-Что их связывает с нами, людьми, живущими в 21 веке? (Их заступничество проявляется и сейчас, они пример для подражания…)
- Встречали ли вы в современном мире людей, которые обладают хотя бы одним качеством, присущим святым? (Такие люди есть, это наши близкие.)
- Почему вам хорошо с ними? (Они нас любят…)
Слайд 6
- Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей противоречивы)
- Иисус Христос учил учеников любить всех людей и даже врагов своих.
- Кто уже догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви) Слайд 7
- Прочитайте тему урока: «Милосердие и сострадание».
Слайд 8
- На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
На слайде: Вы узнаете:
-Что такое «милосердие».
- Кого называют «ближним».
-Как христианин должен относиться к людям.
Цель: Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: что такое милосердие и сострадание и нужны ли эти качества сегодня в нашей жизни.
- Скажите, ребята, кого христиане считают своим Учителем? – (Иисуса Христа.)
- А что в учении Иисуса Христа является самым главным? – ( Возлюбить Бога и своего ближнего.)
3. Решение проблемы урока
Слайд 9
1) Работа с учебником (с. 42-43)
- Давайте прочитаем отрывок из Священной истории и попытаемся понять, кто же такой ближний и что такое милосердие?
Чтение учащимися притчи о милосердном самарянине.
2) Работа по вопросам к тексту, которые ученики самостоятельно задают классу.
- Подготовьте и задайте свои вопросы по этому тексту.
-Какой вопрос был задан Христу?
-Как ответил Христос?
-Кто шёл по той же дороге?
-Что сделал каждый из них?
-Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- А кто такой ближний?
- Да, правильно, ближние – это не только твои родные, а люди, которые нуждаются в твоей помощи.
Вывод.
- Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде.Ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи.
- Если человеку больно, даже если этот человек виноват лично перед тобой, в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
3) Знакомство со значением слова «милосердие».
Слайд 10
-Как вы понимаете значение слова «милосердие», от каких слов оно образовалось? (МИЛОСЕРДИЕ – от слов милое сердце)
- Рассмотрим два стихотворения.
Двое учащихся по очереди выразительно читают стихотворения.
Слайд 11
НИЩИЙ
НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
М. Ю. Лермонтов
-Одинаковые ли по смыслу стихотворения? (Нет.)
-Какие человеческие качества проявляются в этих стихотворениях? (В одном стихотворении проявляется – доброта, милосердие, в другом – жестокосердие.)
Вывод. Помните, ребята, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
4) Работа в группах
- Сейчас мы поработаем в группах. Посовещайтесь в группах и объясните, как вы понимаете значение слова «милосердие». Подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие», запищите эти слова на листочках.
Дети советуются, учитель подходит к каждой группе, слушает мнение ребят. Во время работы в группах звучит спокойная музыка. У каждой группы на партах лежит памятка "Правила работы в группах", которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе.
Вывод. Каждая группа зачитывает слова, которые помогают раскрыть смысл слова «милосердие». Эти слова отражаются на слайде.
-Скажите, ребята, с какой интонацией мы произносим слово «милосердие»?
-С тёплотой, с нежностью так как у этого слова два корня: мил- и –серд. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
- А вот как объясняется это слово словарём С. И. Ожегова:
Слайд 13
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
С.И.Ожегов.
6) Знакомство с понятием «милостыня».
Слайд 14 - Одно из дел милосердия – это милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.
Слайд 15
Работа по учебнику (с.45 последний абзац )
Комментированное чтение учениками истории про святую Ульяну.
-Что вы узнали из этой истории о Святой Ульяне?
-Чему учит нас эта история?
Слайд 16
4.Физминутка. Звучит тихая музыка (Релаксация)
-Давайте и мы попробуем наполнить наши сердца добром. В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.)
5.Работа с песней-притчей «Окно» Светланы Копыловой.
Слайд 17
1)Прослушивание песни-притчи «Окно».
- А сейчас мы внимательно прослушаем песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумаем о её смысле.
2)Беседа, выявление смысла притчи.
-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.(Хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей.)
-Что можно сказать о слепом человеке?(Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)
-Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?
-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? (Зависть, злоба, ненависть, равнодушие, жестокость, бессердечность.)
Вывод.
-Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?
3) Осмысление понятия «Сострадание»
-Чего не хватило человеку, который не помог слепому больному? (сострадания)
- Правильно, сострадания. Он не помог человеку, который нуждался в его помощи, хотя мог бы это сделать…
Слайд 18
- Сострадание это по - вашему что? ( Жалость, участие в делах другого, помощь нуждающемуся.)
-Давайте будем помнить о том, как важно порой людям наше участие в их судьбе. Человек, который сострадает - совершает добрые поступки.
6.Релаксация (музыка). Упражнения на расслабления мышц.
Слайд 19
-Закройте глаза. - Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Посмотрите, какая красивая у нас поляна и такие же красивые цветы лежат у вас на партах.
12. Самостоятельная работа
Работа в парах. Исследовательская работа.
-А сейчас, ребята, мы с вами будем работать в парах. Нам предстоит провести небольшое исследование на тему: «Качества личности милосердного человека».
- Вашему вниманию предлагается план исследования.
Слайд 20
План исследования
1. Прочитайте предложенный текст: Притча “Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей”.
2. Самостоятельная работа.
Заполнить на лепестках “Качества милосердного человека”.
Прикрепить цветок на доску.
3. Обсуждение результатов работы.
Ученики выполняют работу по плану.
- В чём смысл притчи? (Рос красивый цветок и радовался жизни, но его сорвал мальчик и выбросил, цветку было обидно, что его вот так без всякой пользы и смысла лишили солнечного света. Но и в этот самый плохой момент своей жизни цветок думал не о себе, а о том мальчике, который погубил его. Он сказал: «Как хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик обжёг бы себе руку».) Вывод. - Так какими же какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным? Прочитайте. (Доброта, сострадание, умение радоваться жизни, думать о других.)
- Прикрепим цветы на нашу полянку, пусть они порадуют нас своими качествами милосердия. (Дети прикрепляют цветы к доске)
2.Понятие «сестра – милосердия»
- Нужно ли милосердие сегодня? (Да. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милого и доброго сердца).
- А можно ли научиться милосердию? (Да)
- Каким образом? (Делать добрые дела)
- Посмотрите наэкран.
Слайд 21
-Кто эти женщины на фотографиях? Как их называют?
-Существует такое словосочетание – «сестра милосердия». Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.
Слайд 22
- Вот княгиня Елизавета Фёдоровна – ухаживала за ранеными солдатами в 1915 году. Она была сестрой русской императрицы. Как вы думаете, она ухаживала по обязанности или по своему выбору? (По своему выбору, так как была милосердной).
-У человека, сердце которого наполнено любовью, есть одно желание: помочь людям, сделать Мир прекрасным, чтобы все, живущие в нем, были счастливы. И самое главное, такой человек, отдавая себя людям, никогда не ждет благодарности, у него даже мысль такая не возникает. Наша жизнь, наша история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви.
Слайд 23
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
-А что делается в нашем селе, чтобы помочь нуждающимся, обездоленным? (У нас в селе работает социальная помощь, которая помогает старикам, проводится акция «Стань донором»)
- А что делается в нашей школе? ( Проводятся акции милосердия «День добра и уважения», «Покормите птиц зимой», бесплатное питание детей из многодетных семей, посещение и поздравление ветеранов войны и так далее.)
Вывод.
- Ребята, делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И тогда ваше сердце будет гореть ярким светом.
13. Подведение итогов занятия
- Вот и подходит к концу наш урок. О чём мы сегодня с вами говорили? (О добре, милосердии и сострадании)
Слайд 24 Метод незаконченного предложения.
Повторим основные понятия урока. Закончите предложения.
Милосердие это……..
Ближний это тот, кто …………..
Милостыня это …………………..
Сострадание это………………
Сестра милосердия это……
Слайд 25 Учиться милосердию.
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
- Да, действительно, человек может научиться милосердию. Если мы будем совершать дела милосердия: ухаживать за больными, младшими или за животными, бескорыстно предлагать свою помощь, то эти дела со временем изменят сердце каждого из нас, сделают нас милосерднее.
Слайд 26 Звучит песня «Только добротой сердец»
Учитель раздает ученикам памятки «Как выработать у себя доброе отношение к людям?»
14. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Слайд 27
-Я прошу вас, ребята
1)Постараться дома, в школе и на улице, да где угодно делать как можно больше добрых и полезных дел;
2) Спросить у родителей об их добром, милосердном поступке, совершенном в жизни (детстве). Вспомнить свой добрый поступок.
3)Подобрать стихотворения и пословицы о добре и милосердии.
15.Рефлекия Слайд 28
Дети встают в круг в виде сердечка. Каждому на ладонь учитель ставит маленькую зажженную свечку.
-Огонь-это символ тепла, доброты, уюта.
- Совсем скоро вы закончите начальную школу, разойдетесь по разным классам и мне очень хочется, чтобы эти тропинки милосердия, которые мы протаптываем сейчас вместе с вами, не зарастали, а наоборот - становились все шире и шире. Чтобы вы не сворачивали с дороги милосердия, а шли по ней твердо и уверенно, оказывая поддержку и помощь нуждающимся. Любите и делайте добро тем, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Задуйте вашу свечу и пусть легкий дымок от свечи укажет вам правильную тропинку в жизни.
Список используемой литературы:
1. Дудко Дмитрий, священник. Притчи и их истолкование. М., 1997
2. Евангельские уроки доброты. М.: «Благо», 2001.
4. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М. : Просвещение, 2012.
7. Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).
8. Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. / А.Я. Данилюк. Москва: Просвещение.2010.
9. Соколов А. Библия для детей.
10. Простые беседы о нравственности. М., 1994.
11. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Незабудка притча о милосердии и любви к природе для детей
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
Памятка «Как выработать у себя доброе отношение к людям?» Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближним.
Будьте добрым и милосердным человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.