Цель: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба»,
представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
показать ценность и необходимость дружбы;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями.
формировать умение аргументировать свою точку зрения;
воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей;
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ресурсы: словарь Ожегова, песня «Дружба», ладошки ребят, учебник А. Я. Данилюк «ОСЭ».
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: Добродетельные отношения, дружба,
избирательность, бескорыстность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок №14 "Дружба" »
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г.Орска»
«Основы религиозных культур и светской этики»
по модулю «Основы светской этики»
Урок 14. Дружба
Учитель: Фёдорова Елена Сергеевна
2013 г.
Тема: Дружба
Цель: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба»,
представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
показать ценность и необходимость дружбы;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями.
формировать умение аргументировать свою точку зрения;
воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей;
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ресурсы: словарь Ожегова, песня «Дружба», ладошки ребят, учебник А. Я. Данилюк «ОСЭ».
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: Добродетельные отношения, дружба,
избирательность, бескорыстность.
Ход урока
Орг. момент.
– Добрый день дорогие ребята! Я думаю, что сегодня урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, посмотрите своему соседу в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
Подготовка к восприятию нового материала.
А теперь послушайте песню. (звучит песня «Дружба», группы «Барбарики»)
Вспомните, о чем говорилось в песне?
Чтение притчи. Обсуждение содержания притчи.
–Ребята сейчас мы познакомимся с притчей. Прослушав внимательно содержание притчи, вспомните пословицу, которая очень часто употребляется в речи.
Чтение учителем притчи:
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего.
Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.»
- О какой пословице шла речь в притчи?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Сообщение темы урока
- Как вы понимаете смысл пословицы? Приведите примеры.
Помогите сформулировать тему нашего урока.
– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске).
– Сегодня мы с вами мы выясним:
Что такое дружба?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Какие отношения существуют между людьми?
Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?
4. Работа над понятием «дружба».
а) беседа
Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
(Дети высказывают свои размышления, приводят примеры: что такое дружба и
зачем она нужна людям?)
б) работа с карточками ( работа в парах)
– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
работа с учебником.
Откройте учебник на стр.32 - 33
Сейчас мы с вами должны понять, чем же дружеские отношения
отличает от других отношений?
Итак, что такое дружба?
Какие отличительные черты мы теперь знаем? (избирательность, бескорыстность)
Что объединяет друзей?(взаимная симпатия и общность интересов)
Правильно ли вы ответили на поставленный вопрос в начале урока?
Работа с иллюстрацией на стр. 32
Что вы можете рассказать по этой иллюстрации?
«Шагни» сам в иллюстрацию. Что ты слышишь?
Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?
А теперь посмотрите на картинку на стр.33. С кем дружит мальчик?
Как вы догадались, что они друзья?
Кого видим на иллюстрации справа? Что вы можете рассказать о детях? Можно ли назвать их друзьями? Почему?
Работа с мудрыми мыслями стр.33
Давайте обратимся к жемчужинам народного творчества.
Что же говорил народ о дружбе и о друзьях?
Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам. Д. Аддисон
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Л.А. Сенека Мл.
Игра «Собери пословицы» (работа в парах)
А теперь мы с вами поиграем, игра называется« Собери пословицу»
На карточках начало и конец пословицы. Нужно правильно подобрать карточки, чтобы получилась пословица
Друга ищи….. а найдёшь - береги.
Друг познается ……. в беде.
С хорошим товарищем веселее при удаче, …… легче в беде.
Недруг поддакивает, …… а друг спорит.
Дружба и братство …….. дороже богатства
Взаимное доверие - ……. основа дружбы.
5. Работа над понятием «друг».
а) беседа
А сейчас мы поговорим: что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
б) проблемная ситуация
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик)
Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок – Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт.
– Каким не должен быть настоящий друг?
3.Сейчас мы проверим, как вы поняли тему урока. Контроль за усвоением знаний учащихся.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснели Маша и Таня?
Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
6. Работа в группах
Очень важно по – доброму относиться к своим товарищам, уметь дружить. Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы, какие правила нужно соблюдать, чтобы у тебя всегда было много друзей. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Правила записываются на цветных клейких полосках и прикрепляются
на доске на «дерево Дружбы»)
Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы. Посмотрите внимательно, что вы видите на стволе дерева? Это волшебная кнопка. Вы можете загадать желание, оно исполнится, но одно важное условие: вы должны сами выполнять правила, которые написаны на «листочках». Если что-то в отношениях с друзьями у вас не так, то следует над собой поработать. А потом вы можете подойти к дереву, чтобы ваше желание исполнилось
«Чтобы у тебя было много друзей»
Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
Не старайся кого – нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
Если ты за что – либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую – нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя
7. Итог урока. Рефлексия
- Закончить наш урок я хочу стихотворением о дружбе:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Так что- же такое дружба ?
Задание на дом
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что дружба – это волшебный цветок с разноцветными лепестками. Запиши в лепестках составляющие настоящей дружбы.