Цель: сформировать понятие учащихся об истинных ценностях человека, подвести к пониманию радости в христианском мировоззрении, показать роль православного поста в достижении такой радости путем преодоления жизненных искушений.
Учебная литература:
Учебник: Л.Л. Шевченко «Православная культура», 8 год обучения, книга вторая, 3-е издание, издательство: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 год.
Дополнительная литература: Архиепископ Вениамин «Священная библейская история», Санкт-Петербург, Владивосток, 2008 год. (стр. 387-392); Священник Тимофей «Желаемый всеми народами» изд. Паломник, Москва, 2005 год. ( стр. 188-190),
Основные понятия: человек-потребитель, материальные ценности, духовные ценности, стяжание, искушения, цель жизни, пост, радость о Господе.
Используемые репродукции русских художников:
Н. Крамской «Христос в пустыне»
Портрет молодой купчихи. Художник неизвестен
В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»
В. Маторин «Пять хлебов»
П. Пясецкий «Триумфальная арка в Реймсе»
А. Рослин «Портрет Екатерины II»
Используемые стихотворения В. Соколовой: «Так говорит Господь», «Мы перед Богом все равны»
Подробный конспект с приложениями в предлагаемом файле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ценности жизни современного человека »
Занятие №1
Тема: Ценности жизни современного человека.
Цель: сформировать понятие учащихся об истинных ценностях человека, подвести к пониманию радости в христианском мировоззрении, показать роль православного поста в достижении такой радости путем преодоления жизненных искушений.
Учебная литература:
Учебник: Л.Л. Шевченко «Православная культура», 8 год обучения, книга вторая, 3-е издание, издательство: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 год.
Дополнительная литература: Архиепископ Вениамин «Священная библейская история», Санкт-Петербург, Владивосток, 2008 год. (стр. 387-392); Священник Тимофей «Желаемый всеми народами» изд. Паломник, Москва, 2005 год. ( стр. 188-190),
Основные понятия: человек-потребитель, материальные ценности, духовные ценности, стяжание, искушения, цель жизни, пост, радость о Господе.
Используемые репродукции русских художников:
Н. Крамской «Христос в пустыне»
Портрет молодой купчихи. Художник неизвестен
В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»
В. Маторин «Пять хлебов»
П. Пясецкий «Триумфальная арка в Реймсе»
А. Рослин «Портрет Екатерины II»
Используемые стихотворения В. Соколовой: «Так говорит Господь», «Мы перед Богом все равны»
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Начало урока: чтение стихотворения Валерии Соколовой «Так говорит Господь» Во время чтение демонстрация картины В. Максимова «Все в прошлом» (Приложение 1.1). Какое название вы бы дали картине?
Актуализация
Современная цивилизация настраивает человека на постоянное потребление благ. Чем больше потребляет человек, тем более благополучной считают страну его проживания. Поэтому и называют современное общество обществом потребления. Хорошо или плохо быть потребителем?
Существуют сегодня даже общества защиты прав потребителя. Что же потребляет современный человек?
Человек приучен жить современной цивилизацией с чувством того, что ему обязаны обеспечить эти необходимые условия для жизни.
Какое место в этом понимании жизни занимает окружающий мир, красота которого нерукотворна? Что это значит?
Православное учение обращает внимание на то, что в душе каждого человека есть добрые и недобрые качества. Какие? Как они называются?
Недобрые качества души разрушительны не только для самого человека, но и для окружающего мира. Христиане стараются преодолеть страсти и украсить свою душу добродетелями. Для чего это делается?
Для христианина цель жизни определяется как?
И эта радость стала возможна, в результате Искупительного Подвига Иисуса Христа.
Это значит, что человек не должен уничтожать эту красоту, убивать живое.
Страсти и добродетели
Это путь к спасению, наследованию Царства Небесного.
Как путь блаженной жизни с Богом, к совершенной радости.
Формирование новых понятий
Игра. Предложенные понятие разделить на две группы: те, которые принесут человеку кратковременную радость и те, которые будут радовать его всегда.
Какие выводы можно сделать?
В христианской культуре есть особое слово – «стяжание», означающее обретение не материальных благ, но христианской радости.
Радость, как материальную вещь, в руки взять нельзя и для ее стяжания требуется великий труд, труд духовный, направленный на украшение добродетелями своей души.
Вывод: христианская радость совмещает в себе Крест и Воскресение. Без Креста (труда) нет Пасхальной радости. Это было определено Самим Господом: «В мире скорби будете». Нелегко плотскому человеку осмыслить необходимость крестного пути.
И поэтому Церковью были мудро устроены периоды подготовки к великим праздникам, как периоды постов.
Пост – это ограничение человеком своих земных потребностей для преимущественного служения вечным ценностям.
Сколько всего постов в Православной Церкви? Какие?
Каким праздникам предшествуют названные посты?
Приобщение к радости великого православного праздника Пасхи становится возможным через прохождение путем Великого Поста.
На карточках понятия:
(работа в парах)
дорогой модный костюм, повышение по должности, автомобиль, изысканная еда, воспитанный сын, любование природой, похвала начальника, забота о друге, помощь пострадавшим, заботливая и любящая жена и.т.п.
Примерные ответы: что материальные ценность несут временную радость, а нематериальные долгую или даже вечную. Все это невозможно приобрести
материальными средствами.
Работа ученика:
Христианская радость
Обязанность жизни
Выполнение Заповедей Божиих
Крестный путь
Путь к спасению
Пасхальная радость
Воскресение
Радость о Господе
Работа с учебником: найти определение поста (стр. 109). Пост – время строго воздержания, время особого внимания к своей душе, время духовного труда над преодолением страстей и совершения добрых дел…
Рождеству Христову, Пасхе, дню Петра и Павла, Успению Богородицы.
Новая тема
Великий Пост установлен в напоминание нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне.
Демонстрация картины И.Крамского «Христос в пустыне» (Приложение 1.2)
После какого события Христос пошел в пустыню?
Работа с картиной.
Кого вы видите на картине: Бога или Человека?
Почему так? Что произошло с Христом в пустыне? Сколько он там находился времени и почему?
Найдите ответы на эти вопросы в учебнике, прочитав «Искушение в пустыне».
После Своего Крещения.
Ученики описывают картину, обращают внимание на состояние Христа.
Всевозможные ответы детей, приходящие к тому, что больше Крамской изобразил Человека (т.к. усталый и изможденный вид. Но при этом во всем облике Христа спокойствие, непоколебимость)
Самостоятельное прочтение «Искушение в пустыне» (стр. 110)
Задание: используя текст, вставить пропущенные слова.
Иисус Христос пробыл в пустыне … дней.
Когда Иисус Христос был в пустыне, Он молился и …
Иисус Христос сказал сатане, что Он будет … только Богу.
После того как прошло время испытания, Иисус Христос был готов … Богу и людям.
сорок
постился
поклоняться
служить
Групповая работа.Класс поделить на три группы. Каждой группе разобрать духовный смысл одного из трех искушений и связать с действительностью. При подготовке использовать дополнительную литературу. (указана в списке)
I группа: искушение материальными благами.
II группа: искушение славой.
III группа: искушение властью.
Каждая группа строит свои ответ по примерному плану:
Чем искушал сатана?
Что и почему ответил Христос?
В чем выражается подобное искушение в мире? (Ответить на этот вопрос, комментируя предложенные репродукции русских художников)
Примерные ответы групп.
I группа. Сатана внушал Христу, что самое главное в жизни – это хлеб для питания, а все остальное второстепенно (любовь, вера, добродетель…). Что все это возможно только тогда, когда человек сыт, что материальные ценности выше духовных, именно на этом основано развитие всего человечества. Духовная свобода должна подчиниться физической необходимости. Также дьявол хотел посеять в душе Христа сомнение о Его Мессианском достоинстве.
Христос ответил: «… не хлебом единым жив будет человек…». Т.к. никаким вещественным хлебом нельзя насытить духовную природу человека, ибо душа человеческая жаждет Слова Божия и без него умирает. Он знал, что люди, которые из-за куска хлеба последуют за Ним, не благонадежны для Царства Любви и Добра.. В человеке должно господствовать не материальное, а духовное начало.
Комментарии о состоянии с мира (с материальной точки зрения), опираясь на репродукции: художник неизвестен «Портрет молодой купчихи» (Приложение 1.3), В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» (Приложение 1.4), В. Маторин «Пять хлебов» (Хорошо, если дети вспомнять как Христос накормил 5000 человек пятью хлебами) (Приложение 1.5).
II группа.
Искушение сатаны «Если Ты этот ожидаемый Избавитель, если Ты Сын Божий, то ты должен явиться Своему народу, окруженный небесными силами, Ангелами, явиться прямо с неба, как Бог!.. Докажи, что Ты Сын Божий, бросься вниз! Не лучше ли без всяких страданий, в славе небесных сил явиться Израилю и всему миру?»
Христос ответил: «Так же написано, не искушай Господа Бога твоего». Т.к. Христос пришел на землю не для того, чтобы силою очевидных фактов и чудесами поработить свободную волю, ум и сердце человека. Он пришел собрать людей воедино не силой принуждения, а Жертвенной любовью.
Комментарии о состоянии с мира (искушение славой), опираясь на репродукции: П. Пясецкий, «Триумфальная арка в Реймсе» (Приложение 1.6). (Доп. Вопросы к картине: как относился к славе Николай II?)
III группа.
Искушение сатаны: «… яви Себя в блеске земного величия, как Царь Вселенной!.. Смотри, вот у ног Твоих все царства мира!.. Кто правит им?.. ..меня все чтут, все делают то, чего я хочу; все порабощены мне. Здесь власть моя! Но я готов разделить с Тобой эту власть, … если Ты будешь служить не Богу, а мне… Все царства Вселенной, все будет твоё! Только подчинись мне! Поклонись…»
Христос ответил «Отойди от Меня, сатана. Ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Христос непоколебимо избрал жертвенный путь, ток, что вся земная жизнь Христа была путем, ведущим к Голгофе.
Комментарии о состоянии с мира (искушение властью), опираясь на репродукции: А. Рослин «Портрет Екатерины II» (Приложение 1.7).
Выводы
Давайте вернемся в тем предложениям, которые раскрывали суть пребывания Христа в пустыне. А теперь я предлагаю вам другие предложения, а вам снова вставить слова.
Великий пост продолжается … дней.
В конце Великого поста мы можем оглянуться назад и сказать, что мы молились и … с усердием
Церковь часто призывает нас: «Приидите и … Богу»
Когда мы по-настоящему стараемся соблюдать великий пост, мы становимся лучше и готовы … Богу и людям.
Значит, Иисус Христос, находясь в пустыне и терпя и преодолевая искушения от дьявола, готовился с Своему служению, и нам нужно готовиться к служению Богу.
Как Христос, будучи совершенным Человеком, победил все искушения, значит это возможно и любому человеку с Божьей помощью.
сорок
постились
поклонитесь
служить
Знакомство с творчеством Саратовской поэтессой Валерией Соколовой
На нашей Саратовской земле жил замечательный человек, поэтесса Валерия Соколова. В 2010 году (в год ее кончины) в свет вышел трехтомник «Да любите друг друга». Сегодняшний урок начался именно ее стихами, которые помогли нам определиться с вопросами нашей сегодняшней встречи. И в заключении занятия еще одно ее стихотворение «Мы перед Богом все равны» (Приложение 1.8).
Учащиеся по желанию могут высказать свои мнения и впечатления.
Домашнее задание
Учебник: Тема 17 (стр109-113), прочитать из истории христианской Церкви «Плод поста» (стр. 111),ответить на вопросы. Определиться с темой проекта, начало работы над проектом.