kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и жи­вущего, по сути, в плену ложных ценно­стей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потен­циалу классической литературы и с помо­щью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель сов­падает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литера­тура потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потреб­ность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Чи­тая одного только Толстого, «можно пре­восходным образом воспитать в себе чело­века».

В любом художественном произведе­нии цели жизни героев, стремления, реше­ния, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и анти­патии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя ав­торским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этиче­ский кодекс Л.Н.Толстого. Вспомним, с какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, оп­ределяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не на­до мужчинам, но женщинам можно, - что обманывать нельзя никого, но мужа мож­но, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Врон­ский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Ан­на Каренина любовь плотскую, физиче­скую, бездуховную предпочла всему: се­мье, сыну, обществу. Этой ложной ценно­сти в романе противостоит любовь Леви­на и Кити, тоже чувственная, земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь-семья. И в романе «Война и мир» семья — понятие ценностного ряда. Почему автор привел Наташу Ростову к материнству? У многих молодых читате­лей такой конец романтической героини вызывает разочарование. Но в том-то и дело, что женщина-мать, как и семейный очаг, — это высшие ценности для Л.Тол­стого (что подтверждается фактами био­графии писателя — Софья Андреевна Толстая родила 13 детей).

Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению лите­ратуры с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очеви­ден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия цен­ностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено... Иерархия ценностей определяется но принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине» (Бердяев Н.А.)

Это всеобщее нравственное помраче­ние отразилось и в современной литерату­ре, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ре­бенку». Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения — их на­ходить.

Ценностный подход в изучении лите­ратуры предполагает не только нахожде­ние в художественном произведении ав­торских ценностей высшего порядка в разных сферах человеческой жизни (ду­ховной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.

Идеал для Толстого – это итоговое совершенство человеческого рода. Идеал – высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования.

Творчество Толстого стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.

Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл -человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла:

  • исповедальный – “Исповедь” (1879–1881), “В чем моя вера?”(1884);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой»

Комитет администрации Зонального района по образованию

МОУ «ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Л.Н.Толстой

Игнатьева Елена Константиновна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Зонального района Алтайского края



с. Зональное

2014г.

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и жи­вущего, по сути, в плену ложных ценно­стей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потен­циалу классической литературы и с помо­щью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель сов­падает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литера­тура потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потреб­ность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Чи­тая одного только Толстого, «можно пре­восходным образом воспитать в себе чело­века».

В любом художественном произведе­нии цели жизни героев, стремления, реше­ния, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и анти­патии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя ав­торским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этиче­ский кодекс Л.Н.Толстого. Вспомним, с какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, оп­ределяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не на­до мужчинам, но женщинам можно, - что обманывать нельзя никого, но мужа мож­но, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Врон­ский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Ан­на Каренина любовь плотскую, физиче­скую, бездуховную предпочла всему: се­мье, сыну, обществу. Этой ложной ценно­сти в романе противостоит любовь Леви­на и Кити, тоже чувственная, земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь-семья. И в романе «Война и мир» семья — понятие ценностного ряда. Почему автор привел Наташу Ростову к материнству? У многих молодых читате­лей такой конец романтической героини вызывает разочарование. Но в том-то и дело, что женщина-мать, как и семейный очаг, — это высшие ценности для Л.Тол­стого (что подтверждается фактами био­графии писателя — Софья Андреевна Толстая родила 13 детей).

Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению лите­ратуры с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очеви­ден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия цен­ностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено... Иерархия ценностей определяется но принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине» (Бердяев Н.А.)

Это всеобщее нравственное помраче­ние отразилось и в современной литерату­ре, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ре­бенку». Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения — их на­ходить.

Ценностный подход в изучении лите­ратуры предполагает не только нахожде­ние в художественном произведении ав­торских ценностей высшего порядка в разных сферах человеческой жизни (ду­ховной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.

Идеал для Толстого – это итоговое совершенство человеческого рода. Идеал – высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования.

Творчество Толстого стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.

Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл -человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла:

  • исповедальный – “Исповедь” (1879–1881), “В чем моя вера?”(1884);

  • теоретический – “Что такое религия и в чем сущность ее?” (1884), “Царство Божие внутри вас” (1890–1893), “Закон насилия и закон любви” (1908);

  • публицистический – “Не убий” (1900), “Не могу молчать” (1908);

  • художественный – “Смерть Ивана Ильича” (1886), “Крейцерова соната” (1887–1879), “Воскресение” (1889–1899), “Отец Сергий” (1898).

Просмотр содержимого презентации
«Л.Н.Толстой»

Игнатьева  Елена Константиновна,  учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Зонального района Алтайского края с. ЗОНАЛЬНОЕ 2014 г.

Игнатьева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Зонального района Алтайского края

с. ЗОНАЛЬНОЕ

2014 г.

Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828 в усадьбе Ясной Поляны Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Лев Н.был еще совсем маленьким, чуть позже умер его отец. Толстой смутно помнил своих родителей. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести

Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828 в усадьбе Ясной Поляны Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Лев Н.был еще совсем маленьким, чуть позже умер его отец. Толстой смутно помнил своих родителей. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Николай Ильич Толстой (1794 — 1837) — отец Л.Н. Толстого Николай Ильич — старший из четверых детей гр. И.А. Толстого. Он имел все качества молодого человека хорошего тона. С 6 лет был зачислен на гражданскую службу, в17 лет перевелся на военную службу, принимал участие в заграничных походах против Наполеона. В 1822 г. женился на Марии Николаевне Волконской. После смерти жены жил в имении Ясная Поляна, незадолго до своей кончины перебрался с детьми в Москву. Скончался 21 июня в Туле, куда прибыл по делам. Лев Николаевич вспоминал: «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами»

Николай Ильич Толстой (1794 — 1837) — отец Л.Н. Толстого

Николай Ильич — старший из четверых детей гр. И.А. Толстого. Он имел все качества молодого человека хорошего тона. С 6 лет был зачислен на гражданскую службу, в17 лет перевелся на военную службу, принимал участие в заграничных походах против Наполеона. В 1822 г. женился на Марии Николаевне Волконской. После смерти жены жил в имении Ясная Поляна, незадолго до своей кончины перебрался с детьми в Москву. Скончался 21 июня в Туле, куда прибыл по делам. Лев Николаевич вспоминал: «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами»

Мария Николаевна Толстая (1790-1830) — мать Л.Н. Толстого Девичья фамилия – Волконская. Была единственная дочерью, поэтому получила прекрасное образование. Учителя и гувернантки обучали ее немецкому, английскому, итальянскому языкам и гуманитарным наукам. Точные науки преподавал ей отец. Мария Николаевна уделяла много времени занятиям музыкой, много читала. В 19 лет Мария Николаевна была представлена высшему свету Петербурга. Ко времени вступления в свет она стала девушкой рассудительной, живой и самостоятельной. Она не была красавицей, говорили, что самым замечательным в ее облике были выразительные, лучистые глаза. Мария умерла в 1830 году после рождения своей последней дочери.

Мария Николаевна Толстая (1790-1830) — мать Л.Н. Толстого

Девичья фамилия – Волконская. Была единственная дочерью, поэтому получила прекрасное образование. Учителя и гувернантки обучали ее немецкому, английскому, итальянскому языкам и гуманитарным наукам. Точные науки преподавал ей отец. Мария Николаевна уделяла много времени занятиям музыкой, много читала. В 19 лет Мария Николаевна была представлена высшему свету Петербурга. Ко времени вступления в свет она стала девушкой рассудительной, живой и самостоятельной. Она не была красавицей, говорили, что самым замечательным в ее облике были выразительные, лучистые глаза. Мария умерла в 1830 году после рождения своей последней дочери.

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился около двух лет: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета из-за здоровья, Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук,

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился около двух лет: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета из-за здоровья, Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук, "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи.

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Всё это отразилось в его личном дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Всё это отразилось в его личном дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

В 1851 старший брат Николай, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого, дали материал для автобиографической повести

В 1851 старший брат Николай, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), «Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904).Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что очень полюбил этот край. На Кавказе Толстой написал повесть "Детство". Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

"Детство"

  • Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. Повесть "Детство" четыре раза переделывалась. В июле 1852 года первое свое законченное произведение Толстой послал Некрасову в "Современник". Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важное достоинство его произведения-"простоту и действительность содержания". Повесть была напечатана в сентябрьском номере журнала.

"Отрочество"и "Юность"

  • "Отрочество"(1854) и "Юность" (1857) составили вместе с первой частью автобиографическую трилогию.
  • Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах обнажается внутренняя жизнь человека-сложный противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой раскрывает "диалектику человеческой души". В трилогии отразился процесс умственного и нравственного развития человека.
Нравственные уроки великого Толстого

Нравственные уроки великого Толстого

"Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью откликающейся на все. Что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?" - задает вопрос Н.Г.Чернышевский и этими словами определяет значение повести Толстого "Юность".

Действительно. Нет ничего нежнее и ранимее, чем душа юноши. И велика заслуга писателя, эту душу постигшего и раскрывшего, помогающего каждому из нас понять самого себя, предупреждающего о неизбежных ошибках, призывающего к самосовершенствованию.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы. Здесь он начал писать цикл

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы. Здесь он начал писать цикл "Севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех. Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души".

Толстой на лошади

"Севастопольские рассказы"

  • Свои первые севастопольские впечатления Толстой передал в рассказе "Севастополь в декабре" (в декабре 1854 года, через месяц после начала осады).
  • Толстой решил рассказать русскому обществу о гибельном положении Севастополя и всей русской армии, о бесчеловечности войны. Свое намерение Толстой выполнил, написав рассказ "Севастополь в мае" (1855).
  • Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей.
  • Третий из "Севастопольских рассказов" - "Севастополь в августе 1855 года" - посвящен последнему периоду обороны.
  • Уже не только формирование человеческой души, но и человек в его отношениях к народу, к родине, к истории, психология людей, втянутых в большие исторические события, занимают молодого писателя.
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника", где его встретили как "великую надежду русской литературы". Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82). Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.

Произведения Толстого конца 50-х годов - рассказы "Альберт", "Три сестры", "Три смерти, роман "Семейное счастье" - были довольно холодно встречены.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал. Он даже написал «Азбуку» для детей. Но в 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск его дома.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал. Он даже написал «Азбуку» для детей. Но в 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск его дома.

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс.  Софья родилась 22 августа 1844 г. Получив хорошее домашнее образование, она в 1861 г. сдала экзамен в Московском университете на звание домашней учительницы. Первые годы их супружеской жизни были самыми счастливыми. Она была хороша собою, очень умна, проста и нехитроумна, у неё был сильный характер.  Сразу после венчания Толстой увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. На протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа в его делах. Ее увлечениями были музыка, живопись, фотография. Софья Андреевна скончалась 4 ноября 1919 г.

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс.

Софья родилась 22 августа 1844 г. Получив хорошее домашнее образование, она в 1861 г. сдала экзамен в Московском университете на звание домашней учительницы. Первые годы их супружеской жизни были самыми счастливыми. Она была хороша собою, очень умна, проста и нехитроумна, у неё был сильный характер.

Сразу после венчания Толстой увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. На протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа в его делах. Ее увлечениями были музыка, живопись, фотография. Софья Андреевна скончалась 4 ноября 1919 г.

В 1883 году Толстой был захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название

В 1883 году Толстой был захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей Александровской эпохи, работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций, и в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира".

"Война и мир"

  • Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
  • Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

"Война и мир"

«Трудно остановить народ, ожесточенный всем, что он видел; народ, готовый жертвовать собой для Родины…»

М.И. Кутузов

"Война и мир"

Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль масс и отдельных людей в ходе исторических событий, понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов, - вот к чему стремился Толстой.

"Война и мир"

Петр Первый

Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой - надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый" всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVIII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере.

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, Толстой работал над романом о жизни современного общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина. Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам.  И лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Толстой за работой

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, Толстой работал над романом о жизни современного общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина. Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. И лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный.

Толстой за работой

"Анна Каренина"

Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но прозревшего в ходе работы над романом.

"Анна Каренина"

В произведениях писателя находит свое выражение возмущение и протест широчайших масс, страдающих от экономического и политического бесправия.

Последний роман Толстого, написанный в 1889-99гг., воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства. Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план

Последний роман Толстого, написанный в 1889-99гг., воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства. Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция", резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.

"Воскресение"

Основные мотивы романа: обличие несправедливо устроенного человеческого общества и тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души.

Великий художник Толстой со спокойным презрением относился к правительственным и церковным гонениям, к нападкам продажной печати. Великий художник продолжает жить

Великий художник

Толстой со спокойным презрением относился к правительственным и церковным гонениям, к нападкам продажной печати. Великий художник продолжает жить "вечно в тревоге и волнении". Дать благо людям, избавить их от страданий - вот что, по словам Толстого, ведет писателя, мыслителя и держит его в постоянном напряжении: как бы успеть сделать это, ведь может помешать смерть.

Великий художник К Толстому, как к художнику, мыслителю, педагогу, общественному деятелю, тянутся прогрессивные люди России и многих стран. Ясная поляна и московский дом Толстого становятся центрами, куда бесконечным потоком идут люди разных социальных слоев, разных возрастов, разных профессий.

Великий художник

К Толстому, как к художнику, мыслителю, педагогу, общественному деятелю, тянутся прогрессивные люди России и многих стран. Ясная поляна и московский дом Толстого становятся центрами, куда бесконечным потоком идут люди разных социальных слоев, разных возрастов, разных профессий.

В последние годы жизни, у Толстого были разлады с женой. Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Он умер 7 ноября. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

В последние годы жизни, у Толстого были разлады с женой. Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Он умер 7 ноября. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Значение произведений Толстого Великое творение Толстого, отразившее русскую действительность 60-х годов 19века, вышло далеко за пределы своего времени и своего национального значения. Толстой - писатель, потребность в котором чувствуют читатели всего мира. Каждая эпоха вносит нечто свое в читательское восприятие произведений Толстого. Сегодня Толстой помогает сотням миллионов читателей понять сложное. Драматическое развитие современного мира. Определить свое место в трудной борьбе за мир. Свободу, социальную справедливость. Толстой для всех прогрессивных писателей - высочайший авторитет и опора в защите принципов реализма от посягательств индивидуализма, бездуховности.

Значение произведений Толстого

Великое творение Толстого, отразившее русскую действительность 60-х годов 19века, вышло далеко за пределы своего времени и своего национального значения.

Толстой - писатель, потребность в котором чувствуют читатели всего мира.

Каждая эпоха вносит нечто свое в читательское восприятие произведений Толстого.

Сегодня Толстой помогает сотням миллионов читателей понять сложное. Драматическое развитие современного мира. Определить свое место в трудной борьбе за мир. Свободу, социальную справедливость.

Толстой для всех прогрессивных писателей - высочайший авторитет и опора в защите принципов реализма от посягательств индивидуализма, бездуховности.

Значение произведений Толстого

Все самое высокое и прекрасное, самое честное и доброе, что создается ныне русской, многонациональной советской, мировой литературой, — все связано так или иначе с традициями Толстого.

Завершая изучение жизни и творчества Л. Н. Толстого, подумаем еще раз о величии исполненного им труда. Прекрасно сказал об этом М. Горький:

«60 лет ходил он по России, заглядывал всюду: в деревню, в сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, этапы, в кабинеты министров, в канцелярии губернаторов, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристократических дам.

60 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и все; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература...

Толстой глубоко национален, он с изумительной полнотой воплощает в своей душе все особенности сложной русской пси­хики... Толстой — это целый мир. Человек глубоко правдивый, он еще потому ценен для нас, что его художественные произве­дения, написанные со страшной, почти чудесной силой, — все его романы и повести — в корне отрицают его религиозную философию...

Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век, и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой.

Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Вывод Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Читая одного только Толстого, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Вывод

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Читая одного только Толстого, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Государственный музей Л.Н.Толстого — один из старейших литературных музеев России. Идея его создания возникла в те дни, когда русское общество было потрясено уходом великого старца из Ясной Поляны и его смертью 7 ноября 1910г. на станции Астапово. Трагические события усилили интерес к личности писателя и его творческому наследию. Современники Толстого старались собрать и сохранить все, что было связано с его памятью. Необходим был центр, объединяющий общую работу. Таким центром стал музей Толстого. Он был основан на общественных началах, его коллекции — рукописи писателя, его портреты, фотографии, личные вещи, книги, картины, иллюстрации — составили дары родных и почитателей Толстого. Открытие музея Толстого в Москве в первую годовщину со дня смерти писателя стало событием в истории русской культуры.

Государственный музей Л.Н.Толстого — один из старейших литературных музеев России. Идея его создания возникла в те дни, когда русское общество было потрясено уходом великого старца из Ясной Поляны и его смертью 7 ноября 1910г. на станции Астапово. Трагические события усилили интерес к личности писателя и его творческому наследию. Современники Толстого старались собрать и сохранить все, что было связано с его памятью. Необходим был центр, объединяющий общую работу. Таким центром стал музей Толстого. Он был основан на общественных началах, его коллекции — рукописи писателя, его портреты, фотографии, личные вещи, книги, картины, иллюстрации — составили дары родных и почитателей Толстого. Открытие музея Толстого в Москве в первую годовщину со дня смерти писателя стало событием в истории русской культуры.

Используемая литература Г.Б.Курляндская. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого. М.

Используемая литература

Г.Б.Курляндская. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого. М."Просвещение" 1998

Русская критика 18-19 веков. Хрестоматия. М."Просвещение"1987

Журнал "Литература в школе"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Автор: Игнатьева Елена Константиновна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства