kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль женщины в современном мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 11 классе

Дискуссия

Тема:   Роль современной женщины в семье и обществе

Разработала учитель русского языка и литературы

Лазарева Е.В.

Троицкокраснянская средняя школа

Цель:

  1. Применить на практике такой публицистический жанр как дискуссия.

 

  1. Способствовать умению высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, правильно выстраивать  собственные суждения.

 

  1. Вырабатывать  коммуникабельность.
  1. Воспитывать интерес к языку.

Оборудование и материалы:

  1. На доске записано название дискуссии: «Роль современной женщины в семье и обществе»

 

  1. Парты в классе располагаются буквой «П»

 

  1. Дополнительная литература: книга Т. М. Афанасьевой «Семья», журнал «Лиза» №48 2006 г.

Ход дискуссии:

Учитель:

        Ребята, вы, конечно, уже поняли, что публицистика очень интересна и разнообразна в жанровом отношении. Вы знаете многие жанры публицистики: очерки, устные речи, интервью, репортажи, доклады, дискуссии.

        И сегодня мы с вами попытаемся применить на практике такой жанр публицистики как дискуссия.

-  Давайте вспомним, что же такое дискуссия? (дается определение дискуссии)

    Сегодня на уроке мы затронем очень интересную тему: поговорим о роли современной женщины в семье и обществе; попытаемся определить положительные и отрицательные черты современной женщины; сравним современных дам с женщинами прошлых веков; выясним, насколько изменились женщины за последние несколько лет и идет ли им это изменение на пользу.

      И начать нашу дискуссия хочется с прочтения замечательного стихотворения Халимат Байрамукова ( карачаевского поэта) «Некрасивых женщин не бывает»:

«Некрасивых женщин не бывает!»-

Заявляю скептикам иным.

В женщине мужчина открывает

То, что незаметно остальным.

Время обороты набирает,

Как мотор на взлетной полосе…

Некрасивых женщин не бывает,

Жаль, бывают счастливы не все.

В переливах радуг и росинок

На земле, под небом голубым

Не бывает женщин некрасивых

Среди тех, кто любит и любим.

Годы, вы над женщиной не властны-

И, конечно, это не секрет.

Для детей все матери прекрасны,

Значит, некрасивых женщин нет!

Пусть дожди звенят на тротуарах,

Пусть снежинки кружатся, дразня-

Знаю, не бывает женщин старых,

Если есть их юности друзья.

Женщина и в горе забывает

Подвести любви своей черту…

Некрасивых женщин не бывает,

Только нужно видеть красоту!

- О какой красоте говорит поэт в своем стихотворении, внешней или внутренней?

- Что значит внутренняя красота женщины?

Несомненно, внутреннюю красоту нужно в себе воспитывать, а для этого надо прилагать усилия, без такой красоты человек превращается в пустышку.

Одна из самых красивых женщин мира - Оксана Федорова - на вопрос: «Обращаете ли вы внимание на внешность при знакомстве с человеком?» - ответила так:

(Цитата) « Мы, женщины, стремимся к возвышенным отношениям, а для этого нужны чувства и знания. Что касается внешности… Приятная внешность- это замечательно, но я всегда задаюсь вопросом: а что за ней скрывается, какие ценности жизни?

- Какие же ценности жизни культивировали, по вашему мнению, представительницы прекрасного пола 19 века?    ( На первое место женщины ставили семью)

-  Принижалось ли, на ваш взгляд, достоинство женщины 19 века в семье? Ущемлялись ли ее интересы, ведь она должна была сидеть дома, вести хозяйство, воспитывать детей и угождать своему мужу…

- Как вы думаете, какие плюсы можно выделить в характере женщин 19 века, чего, по вашему  мнению, не хватает девушкам современности?

- Как же изменилась женщина к началу 21 века? Какой она стала? Изменились ли ее жизненные принципы?

- Строгость нравов, скромность, совестливость, чувство стыда,- все эти свойства- часть общечеловеческой духовной культуры, которую мы обязаны беречь.

- Так значит, некоторые из вас считают, что девушки начала 20 века должны вести себя по образу и подобию их сверстников из 19 столетия, когда они не смели поднять взоры на молодых людей?

-Послушайте, что написал о женской эмансипации австрийский исследователь Отто Вайнингер :

«В некоторых регионах западного цивилизованного мира появляется движение феминисток, сторонниц так называемого женского равноправия. В их поведении

наряду с мужскими достоинствами- решительностью, твердостью характера, бесстрашием- появляются и чисто мужские пороки: склонность к пьянству, распущенность в словах, манерах и поступках, безответственное отношение к потомству.

Даже во внешности женщины словно бы отрекаются от всего женского: стягивают грудь,

затягивают фигуру так, чтобы не бросались в глаза бедра. Они берут пример с мужчин во всем- в одежде, обуви, повадках. В какой-то момент движение феминисток доходит до крайности: начинает сокращаться рождаемость, общественные нравы падают. Приходит понимание: нравственность нации прежде всего пестуется женщиной. И если уж она откажется быть стойкой и порядочной- прощайте, моральные устои».

- Вы согласны с утверждением о том, что нравственность общества прежде всего зависит от женщины?

- А вот член- корреспондент АМН СССР Н.П. Напалков утверждал, что женщины, курящие во время беременности, подвергают будущего ребенка риску заболеть раком. Пьющая девушка( будущая мать) несет несчастье своему потомству до седьмого колена. То же самое и в отношении беспорядочных половых связей. Каждая девушка- потенциальная мать, а ее тело- высшее творение природы- не должно служить орудием минутного и мутного желания, орудием сомнительного развлечения.

- Как вы относитесь к эмансипации женщины? Повлияло ли это на развитие общества?

- Сегодня женщины нашей страны составляют большую часть трудового населения. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщины у нас составляют 59 %. В некоторых сферах общественного производства, науки и культуры они вообще занимают доминирующее положение: например, в торговле, общественном питании, здравоохранении, народном образовании, в сфере отдыха, развлечений и т. д.

- Как вы думаете, доказала ли современная женщина то, что она может быть самостоятельной?

- Сейчас многие современные женщины предпочитают семье карьеру. Как вы относитесь к  такому выбору?

- Одно время раздавались голоса о необходимости вернуться к традиционному распределению ролей в семье: муж- кормилец, жена- хозяйка, воспитательница потомства. Некоторым молодым людям, не очень-то осведомленным в истинном положении вещей в прежние времена казалось, что этот шаг назад развяжет все конфликтные узлы в отношениях между супругами.

   В прежние времена не только мужчина был кормильцем семьи. Женщина из бедных, трудовых слоев и прежде сочетала работу для прокормления семьи с чисто домашними делами, была вторым кормильцем семьи. Часть женщин возглавляли «семейное дело», вроде известной Кабанихи. Российские крестьянки, жены ремесленников, мелких торговцев делили со своими мужьями все тяготы по добыванию средств к существованию. А жены рабочих нередко сами шли на заводы и фабрики либо пополняли штаты городской обслуги: становились прачками, кухарками, швеями.

 Не знали забот и труда лишь состоятельные аристократки, и то не все, а с определенным отношением к жизненным ценностям и радостям. Домом они не занимались, детей не рожали, а если и производили на свет одного- двух, то целиком передавали их на попечение наемным воспитателям и учителям.

- Считается, что самое главное предназначение женщины- быть матерью. Как вы думаете, почему многие женщины в наше время отказываются рожать детей?

- Как вы относитесь к одному из национальных проектов государств : производить денежные выплаты за второго и последующего ребенка? Исправит ли это положение в стране?

-Как вы считаете, способна ли современная женщина стать матерью ради денег?

- Сейчас ни у кого не вызывает сомнений преимущества крепкой семьи в воспитании детей, в ведении хозяйства, даже в профессиональных достижениях. Долгие века женщины смирялись с моральным неравенством во имя блага детей, кА это не покажется странным. Потому что без науки осознавали: поведение матери в большей мере отзывается на благополучии потомства, чем поведение отца. Оттого и дочек воспитывали в большей строгости, чем сыновей.

  Моральные нормы, правила не были чем-то данным всем людям от начала и навеки. Существуют разные обычаи у разных народов: есть приверженцы многомужества, многоженства, даже приверженцы безбрачия. Но именно наличие упорядоченных связей указывает на то, вышел ли народ из состояния дикости или находится в нем.

- В 19 веке не существовало в России многоженства, сейчас встречаются подобные браки, правда, неофициальные. Как вы относитесь к подобному явлению? Не противоречит ли это женской натуре? Неужели женское мироощущение изменилось?

- А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений написал:

Разврат, бывало, хладнокровный

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя,

Но эта важная забава

Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времен…

По этим строкам  можно судить о том, что моральные нормы нарушались и в 19 веке, они же нарушаются и теперь.

- Мужчины или женщины больше виноваты в подобном безобразии?

- Все - таки, как вы думаете, способен ли современный мир существовать без женщины?

- Какой вы видите идеальную женщину современности?

   Может быть, кто-то из известных людей современного мира соответствует идеалу?

- Как вы думаете, должна ли внешняя и внутренняя красота сочетаться в современной женщине или это не имеет принципиального значения?

- А есть ли, по вашему мнению, грань между современной деревенской девушкой и девушкой из города?

- Значит, цивилизация разрушает женскую природу? Что же нужно сделать для того, чтобы женщина оставалась женщиной при любых обстоятельствах?

- Женщина, как и мужчина, имеет право на полноценную жизнь. Она, конечно, не должна отставать от современного ритма жизни, но и в то же время не должна терять истинную женственность, данную ей природой. Современной женщине нужно постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, она обязана настороженно относиться к разного рода соблазнам, которые могут негативно повлиять на образ мыслей, способствуя, тем самым, разрушению истинной женственности.

Вывод:

-  Итак, наша дискуссия подошла к концу. Хочется сказать только одно: современная женщина должна быть прекрасна, а это возможно только в том случае, если она не будет забывать о своей женской сущности. Женщина должна, конечно, стремиться к идеалу и сохранять душевную красоту, ведь она-  главная хранительница человеческой нравственности и культуры.

Домашнее задание:

Написать отзыв о сегодняшней дискуссии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль женщины в современном мире. »

Урок развития речи в 11 классе






Дискуссия




Тема: Роль современной женщины в семье и обществе






Разработала учитель русского языка и литературы

Лазарева Е.В.














Троицкокраснянская средняя школа

Цель:

  1. Применить на практике такой публицистический жанр как дискуссия.


  1. Способствовать умению высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, правильно выстраивать собственные суждения.


  1. Вырабатывать коммуникабельность.


  1. Воспитывать интерес к языку.









Оборудование и материалы:


  1. На доске записано название дискуссии: «Роль современной женщины в семье и обществе»


  1. Парты в классе располагаются буквой «П»



  1. Дополнительная литература: книга Т. М. Афанасьевой «Семья», журнал «Лиза» №48 2006 г.























Ход дискуссии:



Учитель:

Ребята, вы , конечно, уже поняли, что публицистика очень интересна и разнообразна в жанровом отношении. Вы знаете многие жанры публицистики: очерки, устные речи, интервью, репортажи, доклады, дискуссии.

И сегодня мы с вами попытаемся применить на практике такой жанр публицистики как дискуссия.

- Давайте вспомним, что же такое дискуссия? (дается определение дискуссии)


Сегодня на уроке мы затронем очень интересную тему: поговорим о роли современной женщины в семье и обществе; попытаемся определить положительные и отрицательные черты современной женщины; сравним современных дам с женщинами прошлых веков; выясним, насколько изменились женщины за последние несколько лет и идет ли им это изменение на пользу.

И начать нашу дискуссия хочется с прочтения замечательного стихотворения Халимат Байрамукова ( карачаевского поэта) «Некрасивых женщин не бывает»:


«Некрасивых женщин не бывает!»-

Заявляю скептикам иным.

В женщине мужчина открывает

То, что незаметно остальным.

Время обороты набирает,

Как мотор на взлетной полосе…

Некрасивых женщин не бывает,

Жаль, бывают счастливы не все.

В переливах радуг и росинок

На земле, под небом голубым

Не бывает женщин некрасивых

Среди тех, кто любит и любим.

Годы, вы над женщиной не властны-

И , конечно, это не секрет.

Для детей все матери прекрасны,

Значит, некрасивых женщин нет!

Пусть дожди звенят на тротуарах,

Пусть снежинки кружатся, дразня-

Знаю, не бывает женщин старых,

Если есть их юности друзья.

Женщина и в горе забывает

Подвести любви своей черту…

Некрасивых женщин не бывает,

Только нужно видеть красоту!


- О какой красоте говорит поэт в своем стихотворении, внешней или внутренней?


- Что значит внутренняя красота женщины?


Несомненно, внутреннюю красоту нужно в себе воспитывать, а для этого надо прилагать усилия, без такой красоты человек превращается в пустышку.

Одна из самых красивых женщин мира - Оксана Федорова - на вопрос: «Обращаете ли вы внимание на внешность при знакомстве с человеком?» - ответила так:


(Цитата) « Мы, женщины, стремимся к возвышенным отношениям, а для этого нужны чувства и знания. Что касается внешности… Приятная внешность- это замечательно, но я всегда задаюсь вопросом: а что за ней скрывается, какие ценности жизни?


- Какие же ценности жизни культивировали, по вашему мнению, представительницы прекрасного пола 19 века? ( На первое место женщины ставили семью)


- Принижалось ли, на ваш взгляд, достоинство женщины 19 века в семье? Ущемлялись ли ее интересы, ведь она должна была сидеть дома, вести хозяйство, воспитывать детей и угождать своему мужу…


- Как вы думаете, какие плюсы можно выделить в характере женщин 19 века, чего, по вашему мнению, не хватает девушкам современности?


- Как же изменилась женщина к началу 21 века? Какой она стала? Изменились ли ее жизненные принципы?


- Строгость нравов, скромность, совестливость, чувство стыда,- все эти свойства- часть общечеловеческой духовной культуры, которую мы обязаны беречь.


- Так значит, некоторые из вас считают, что девушки начала 20 века должны вести себя по образу и подобию их сверстников из 19 столетия, когда они не смели поднять взоры на молодых людей?


-Послушайте, что написал о женской эмансипации австрийский исследователь Отто Вайнингер :

«В некоторых регионах западного цивилизованного мира появляется движение феминисток, сторонниц так называемого женского равноправия. В их поведении

наряду с мужскими достоинствами- решительностью, твердостью характера, бесстрашием- появляются и чисто мужские пороки: склонность к пьянству, распущенность в словах, манерах и поступках, безответственное отношение к потомству.

Даже во внешности женщины словно бы отрекаются от всего женского: стягивают грудь,

затягивают фигуру так, чтобы не бросались в глаза бедра. Они берут пример с мужчин во всем- в одежде, обуви, повадках. В какой-то момент движение феминисток доходит до крайности: начинает сокращаться рождаемость, общественные нравы падают. Приходит понимание: нравственность нации прежде всего пестуется женщиной. И если уж она откажется быть стойкой и порядочной- прощайте, моральные устои».


- Вы согласны с утверждением о том, что нравственность общества прежде всего зависит от женщины?


- А вот член- корреспондент АМН СССР Н.П. Напалков утверждал, что женщины, курящие во время беременности, подвергают будущего ребенка риску заболеть раком. Пьющая девушка( будущая мать) несет несчастье своему потомству до седьмого колена. То же самое и в отношении беспорядочных половых связей. Каждая девушка- потенциальная мать, а ее тело- высшее творение природы- не должно служить орудием минутного и мутного желания, орудием сомнительного развлечения.


- Как вы относитесь к эмансипации женщины? Повлияло ли это на развитие общества?

- Сегодня женщины нашей страны составляют большую часть трудового населения. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщины у нас составляют 59 % . В некоторых сферах общественного производства, науки и культуры они вообще занимают доминирующее положение: например, в торговле, общественном питании, здравоохранении, народном образовании, в сфере отдыха, развлечений и т. д.



- Как вы думаете, доказала ли современная женщина то, что она может быть самостоятельной?


- Сейчас многие современные женщины предпочитают семье карьеру. Как вы относитесь к такому выбору?


- Одно время раздавались голоса о необходимости вернуться к традиционному распределению ролей в семье: муж- кормилец, жена- хозяйка, воспитательница потомства. Некоторым молодым людям, не очень-то осведомленным в истинном положении вещей в прежние времена казалось, что этот шаг назад развяжет все конфликтные узлы в отношениях между супругами.

В прежние времена не только мужчина был кормильцем семьи. Женщина из бедных, трудовых слоев и прежде сочетала работу для прокормления семьи с чисто домашними делами, была вторым кормильцем семьи. Часть женщин возглавляли «семейное дело», вроде известной Кабанихи. Российские крестьянки, жены ремесленников, мелких торговцев делили со своими мужьями все тяготы по добыванию средств к существованию. А жены рабочих нередко сами шли на заводы и фабрики либо пополняли штаты городской обслуги: становились прачками, кухарками, швеями.

Не знали забот и труда лишь состоятельные аристократки, и то не все, а с определенным отношением к жизненным ценностям и радостям. Домом они не занимались, детей не рожали, а если и производили на свет одного- двух, то целиком передавали их на попечение наемным воспитателям и учителям.



- Считается, что самое главное предназначение женщины- быть матерью. Как вы думаете, почему многие женщины в наше время отказываются рожать детей?


- Как вы относитесь к одному из национальных проектов государств : производить денежные выплаты за второго и последующего ребенка? Исправит ли это положение в стране?


-Как вы считаете, способна ли современная женщина стать матерью ради денег?


- Сейчас ни у кого не вызывает сомнений преимущества крепкой семьи в воспитании детей, в ведении хозяйства, даже в профессиональных достижениях. Долгие века женщины смирялись с моральным неравенством во имя блага детей, кА это не покажется странным. Потому что без науки осознавали: поведение матери в большей мере отзывается на благополучии потомства, чем поведение отца. Оттого и дочек воспитывали в большей строгости, чем сыновей.

Моральные нормы, правила не были чем-то данным всем людям от начала и навеки. Существуют разные обычаи у разных народов: есть приверженцы многомужества, многоженства, даже приверженцы безбрачия. Но именно наличие упорядоченных связей указывает на то, вышел ли народ из состояния дикости или находится в нем.


- В 19 веке не существовало в России многоженства, сейчас встречаются подобные браки, правда, неофициальные. Как вы относитесь к подобному явлению? Не противоречит ли это женской натуре? Неужели женское мироощущение изменилось?


- А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений написал:

Разврат, бывало, хладнокровный

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя,

Но эта важная забава

Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времен…

По этим строкам можно судить о том, что моральные нормы нарушались и в 19 веке, они же нарушаются и теперь.


- Мужчины или женщины больше виноваты в подобном безобразии?


- Все - таки, как вы думаете, способен ли современный мир существовать без женщины?


- Какой вы видите идеальную женщину современности?

Может быть, кто-то из известных людей современного мира соответствует идеалу?


- Как вы думаете, должна ли внешняя и внутренняя красота сочетаться в современной женщине или это не имеет принципиального значения?


- А есть ли , по вашему мнению, грань между современной деревенской девушкой и девушкой из города?


- Значит, цивилизация разрушает женскую природу? Что же нужно сделать для того, чтобы женщина оставалась женщиной при любых обстоятельствах?


- Женщина, как и мужчина, имеет право на полноценную жизнь. Она, конечно , не должна отставать от современного ритма жизни, но и в то же время не должна терять истинную женственность, данную ей природой. Современной женщине нужно постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, она обязана настороженно относиться к разного рода соблазнам, которые могут негативно повлиять на образ мыслей, способствуя, тем самым, разрушению истинной женственности.


Вывод:

- Итак, наша дискуссия подошла к концу. Хочется сказать только одно: современная женщина должна быть прекрасна, а это возможно только в том случае, если она не будет забывать о своей женской сущности. Женщина должна, конечно, стремиться к идеалу и сохранять душевную красоту, ведь она- главная хранительница человеческой нравственности и культуры.


Домашнее задание:

Написать отзыв о сегодняшней дискуссии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль женщины в современном мире.

Автор: Лазарева Елена Васильевна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока " Дизайн одежды в современном мире"."
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_dizain_odezhdy_v_sovremennom_mire"
    ["file_id"] => string(6) "535456"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578887332"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Деловая игра для родителей на тему "Роль отца в формировании личности ребенка""
    ["seo_title"] => string(75) "dielovaiaighradliaroditielieinatiemurolottsavformirovaniilichnostiriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "298656"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456385463"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Образ Наташи Ростовой по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". "
    ["seo_title"] => string(58) "obraz-natashi-rostovoi-po-romanu-l-n-tolstogho-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113500"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410348429"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-istorii-drievniegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "229578"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441805755"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Внеклассное мероприятие на тему: Женщина – гордость России."
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-zhienshchina-ghordost-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "300196"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456676317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства