1. Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | Добро и зло |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности | П.Сравнение и классификация по заданным критериям.Установление аналогий Р. Умение ставить коллективную цель и организовывать деятельность.Умение планировать и контролировать способ решенияК. Согласование принятых решений друг с другом. Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование ценности добра, вред зла. Формирование своего образа, как человека несущего добро. Формирование ценностн. отношения к доброте. Развитие доброжелательности и эмоционально-нрав-ной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Цель урока | Знакомство с понятиями добро и зло |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, насилие, зависимость, свобода |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Проектор, интерактивная доска, ноутбук |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | К. И. Чуковский. Доктор Айболит. В. Шаинский. «Если добрый ты». Песня из мультфильма «Кот Леопольд» Ю. Шмидт. О добре и зле. Толковый словарь С. Ожегова (определение добра и зла) Притча. Два волка Репродукции: В.Г. Перов «Тройка», Н.В. Неврев «Торг», В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», В.В. Верещагин «Шипка-Шейново» |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
11 минут | Диагностика и коррекция эмоционального состояния. Проверка домашнего задания. Создание проблемной ситуации: Учитель читает отрывок из стихотворения «Добрый доктор Айболит»… Беседа: -Почему он добрый? -Если посадить под это же дерево Бармалея, будет ли он добрым? Работа со словарем Ожегова: найти определения добра и зла. | П:извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; К:слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; Р: определять цель деятельности на уроке; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
5 минут | Групповая работа. Учитель предлагает следующие репродукции: В.Г. Перов «Тройка», Н.В. Неврев «Торг», В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», В.В. Верещагин «Шипка-Шейново». Каждая группа должна обсудить и ответить на вопросы: - Что вы видите на картине? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - То, что изображено на картине, является добром или злом? - Как чувствуют себя люди на картине? - О чем хотел нам сказать художник? | Регулятивные УУД: сбор информации. |
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
8 минут | Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся | К. умение работать в команде, умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
12 минут | Создание таблицы: зло | добро | война | мир | смерть | жизнь | убийство | помилование | - Закончите предложение: Я могу простить другого человека, если… и т.д. | П: строить речевое высказывание в устной форме;
К:слушать и понимать других |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
7 минут | - Послушайте стихотворение Ю. Шмидта о добре и зле. - Какова главная мысль стихотворения? (Добро и зло все время рядом, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит.) Звучит песня В.Шаинского. «Если добрый ты» (из мультфильма «Кот Леопольд») | П:извлекать инф-цию из текста; делать выводы на основе анализа объектов; К:слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Р: понимать цель выполняемых действий; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Домашнее задание 2 минуты | Выписать из текста параграфа 2-3 предложения, которые показались самыми важными; написать эссе «Это добро» или «Это зло» по выбору. |
1. Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | Добро и зло |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности | П. Способность поставить учебные цели и задачи. Развитие понятий «Я добрый, я злой».Р. Принятие и сохранение учебной задачи.Умение вносить коррективы в выполнение учебной задачи на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельностиК. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы. |
Цель урока | Формирование у учащихся способности делать осознанный нравственный выбор между добром и злом |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, насилие, зависимость, свобода |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Проектор, интерактивная доска, ноутбук |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Сборник русских народных пословиц и поговорок. В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек» Песня М. Минкова на слова Э. Энтина «Дорогою добра» Учебник: М.Т. Студеникин «Основы светской этики», 4 класс, М., «Русское слово», 2012 |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
15 минут | Диагностика и коррекция эмоционального состояния. Проверка домашнего задания. Работа с высказываниями.«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.)«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».(Древнекитайское изречение.) В следующие высказывания предлагается вставить пропущенные слова. Ни один … человек не бывает счастлив. Жизнь … людей полна тревог. Добро помни, а … забывай. Зачитывание и анализ домашних эссе. | Регулятивные УУД: рефлексия своих чувств. П:-строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; К:слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме Р: -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
2 минуты | Самостоятельное чтение В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». Подготовить ответ на вопрос, почему так назван рассказ? | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы. |
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
5 минут | Самостоятельное чтение текста. | Познавательные УУД: «Прием информации» (навык смыслового чтения). |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
11 минут | Ответы учащихся. Вывод: доброе поведение, продиктованное любовью к людям, это не доблесть и не заслуга, это норма для человека. Работа с учебником (с. 45-47). Чтение сказки «Богатырь Добрыня Никитич». -Почему богатыря прозвали Добрыней? -Какой подвиг совершил Добрыня Никитич? -Вспомните сказки, в которых рассказывается о добре и зле. -Рассмотри рисунки, найди в тексте предложения, которые они иллюстрируют. Составь рассказ по рисункам. | Коммуникативные УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия. |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
10 минут | - Итак, давайте уточним понятия добра и зла. Что они означают, и какими примерами вы можете это подтвердить? Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.-Пойду погуляю с братом.-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.- Почему вы выбрали именно этот вариант? Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей? -Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.-Желающим тянуть жребий.-Пусть решат сами участники спектакля.-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»? Подведение итогов в форме устной рефлексии: 1. Сегодня я узнал(а). 2. Я понял(а)… 3. Я смог(смогла)…4. Меня удивило…5. Мне захотелось… По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека. Прослушивание песни М. Минкова на слова Э. Энтина «Дорогою добра». | Познавательные УУД: развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; помочь выделить и сформулировать познавательную цель; Коммуникативные УУД: помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других); |
Домашнее задание 2 минуты | Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках). Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло». |
1. Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | Дружба |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание дружбы как ценностной ориентации | П. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления Р. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачейК. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации | Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний |
Цель урока | Осознание личной ответственности за поддерживание дружеских отношений |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Проектор, интерактивная доска, ноутбук |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Песни: «Улыбка» сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского, «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича муз. В. Шаинского. Стихотворение «Что такое дружба?» Толковые словари С. Ожегова и В.И. Даля. Притча Учебник: М.Т. Студеникин «Основы светской этики», 4 класс, М., «Русское слово», 2012 |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
7 минут | Вводное слово учителя (обращает внимание на разнообразие взаимоотношений в обществе). (Демонстрация слайдов, иллюстрирующих различные виды взаимоотношений в обществе – родственные, деловые, соседские. Уч-ся отгадывают и называют каждый вид.) - Вопрос к классу: Какие еще отношения мы не назвали?(На слайде появляются картинки, иллюстрирующие дружбу и звучит фонограммы«Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича муз. В. Шаинского, : «Улыбка» сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского. Уч-ся отгадывают – дружеские отношения). | Регулятивные УУД: «Сбор информации» (проблемный вопрос)
Познавательные УУД: Прием информации и работа со словарем |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
12 минут | Беседа склассом. - Начнём с лингвистического исследования слова «дружба».- Разберите слово дружба по составу. Выделите корень слова.- Найдите значение слова дружба в толковом словаре.- Найдите значение слова друг в толковом словаре.- Назовите близкие по смыслу слова.-Найдите значения слов в толковом словаре.- Что значит, по-вашему, дружить?- Что значит, настоящая дружба, прочная дружба?- Каждый из нас хочет, чтобы у него был друг. Нет такого человека, который смог бы всю жизнь жить один. | Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую»
Познавательные УУД: «Визуализация понятия»
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение |
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
10 минут | Чтение и работа над притчей Рисунок мандалы (рисунок в окружности) после прочтения притчи | Познавательные УУД: рисунок (мандала) |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
5 минут | Чтение стихотворения «Что такое дружба?» -Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говорится, и мысленно отвечайте на вопросы Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение? | Коммуникативные УУД: распознание эмоций |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
9 минут | Давайте подведем итоги. Для этого выполним небольшое творческое задание по теме урока. - Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящую из 5 нерифмованных строк. - Это стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна 2 строка – два прилагательных, выражающие главную мысль 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение в форме сущ-ого | Познавательные УУД: «Синквейн»
Личностные: работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание 2 минуты | Написать сочинение на тему «Кого я могу назвать настоящим другом…» Придумать и нарисовать символ дружбы |
1. Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | Честь и достоинство |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание чести и достоинства как важнейших качеств человека, как нравственных ценностей | П. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданийР. Развитие осознания и проявления своего эмоционального состояния. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результатаК. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Формирование чувства собственного достоинства. Формирование чувства уважения к себе и окружающим. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Цель урока | Формирование представления о чести и достоинстве как важнейших человеческих качествах |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Честь, достоинство, репутация, кодекс чести |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Проектор, интерактивная доска, ноутбук |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Пословицы. Стихотворение Б. Окуджавы «Чувство собственного достоинства…» Притча. Вода, Ветер, Огонь и Честь. Репродукция Ф. Решетников «Опять двойка» Мультфильм по мотивам индийских сказок «Золотая антилопа». |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
10 минут | Диагностика и коррекция эмоционального состояния. Проверка домашнего задания Давайте вспомним и уточним задачи (чем мы занимаемся на занятиях “Основы светской этики”) - А сейчас я предлагаю вспомнить и расшифровать понятия в виде анаграммы, которые мы рассматривали на занятиях «Основы светской этики» Олз, анив, идотвонсост, робод, дыст, нотьневсвстарн, стьеч(Зло, вина, достоинство, добро, стыд, нравственность, честь) Мы знаем тысячи в истории примеров, Как Честь мужчины защищали, твёрдо веря, Что Честь порой дороже даже Жизни, Когда идёт речь о семье или Отчизне. - Ребята, попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и для чего? - Попробуйте дать определение понятию «Честь» (ответы детей) | Познавательные УУД: развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
5 минут | Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать. На доске карточки, соотнесите ихтак, чтобы мы смогли увидеть словесную картину Человека чести и Достойного человека Учащиеся на доске составляют схему: Человек чести:Умение сдержать своё слово. Прийти на помощь слабым. Не предать друзей, Родину. Не изменить своим моральным принципам.Достойный человек:Честно живёт. Отличает добро от зла. Не совершает безнравственных поступков. Способен быть справедливым. Репродукция Ф. Решетникова «Опять двойка» - Ответьте на вопрос, что же хорошего в честности? | Коммуникативные УУД: помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других) |
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
8 минут | Притча. Вода, Ветер, Огонь и Честь. Рисунок мандалы (рисунок в окружности) после прочтения притчи | Познавательные УУД: рисунок (мандала) |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
12 минут | Мультфильм по мотивам индийских сказок «Золотая антилопа». В произведении “Золотая антилопа” крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа. | Регулятивные УУД: анализ и синтез полученной информации |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
3 минуты | Хочется завершить наш урок строками из стихотворения “Человек” Редьярда Киплинга. Останься прост, беседуя царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. | Личностные компетенции: «позитивная установка» |
Домашнее задание 2 минуты | Изобразите героя, который соответствует понятиям честь и достоинство или подберите 2–3 пословицы о чести и достоинстве |