kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Светская этика» Конспект урока № 5 по теме «Добро и зло».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль «Светская этика»

Конспект урока № 5 по теме «Добро и зло».

Цель:формирование представлений об этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

личностные - воспитание доброты и доброжелательности, уважения друг  к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела.

метапредметные – развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием. Развивать коммуникативные навыки, а также навыки сотрудничества  в процессе работы в группе.

предметные – знакомство с этическими понятиями  «добро» и «зло». Формирование представлений о нравственных качествах добродетельного человека.

Основные понятия: «добро» и «зло».

Виды деятельности: беседа, словарная работа, работа с иллюстрациями, чтение текстов, обсуждение и анализ ситуаций, групповая работа.

Учебное оборудование: проектор, компьютер, раздаточный  материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме Добро и зло»

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль «Светская этика»

Конспект урока № 5 по теме «Добро и зло».

Учитель: Зайбель Н.Н.

МОУ Саранпаульская средняя общеобразовательная школа.

Цель: формирование представлений об этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

личностные - воспитание доброты и доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела.

метапредметные – развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием. Развивать коммуникативные навыки, а также навыки сотрудничества в процессе работы в группе.

предметные – знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло». Формирование представлений о нравственных качествах добродетельного человека.

Основные понятия: «добро» и «зло».

Виды деятельности: беседа, словарная работа, работа с иллюстрациями, чтение текстов, обсуждение и анализ ситуаций, групповая работа.

Учебное оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Ребята, я приглашаю вас в гости. А как вы думаете куда?

(Учитель показывает корону и волшебную палочку).

- А чтоб всё получилось, дарю вам сказочную горошину. Но помните: всё в ваших руках.

  1. Актуализация знаний.

- Путешествуя по сказочной дороге, догадайтесь, о чём мы будем говорить?

Поможет вам видеоклип. (Смотрят клип «Дорога добра»).

- Итак, по какой дороге мы будем путешествовать?

- Представьте себе слово «Добро».

- Какие ассоциации оно у вас вызывает?

- В народе говорят «Доброта - это солнце». Как вы это понимаете?

- Значит, доброта – это забота, тепло, внимание.

- На сказочной дороге встречаются герои, назовите добрых персонажей.

- Почему не выбрали …..- Это, какие герои?

- Скажите антоним к слову «добро». – (Зло)

- Значит, каким понятиям посвятим наше занятие?

3. Новая тема.

- А где чаще мы сталкиваемся с понятиями «добра» и «зла»?

В сказке добро и зло всегда рядом. Как вы думаете почему?

Попробуем охарактеризовать разницу между добром и злом.

а) Чтение и анализ учебного текста. Словарная работа. Работа в группе.

- Выполните задания, которые помогут понять значения слов «добро и зло». Ответы записывайте в рабочий лист.

  1. Задание: Используя текст учебника и словарь С. И. Ожегова, объясните значение слов «Что такое ДОБРО и ЗЛО»?

  2. Задание: Подберите пословицы со словом «добро».

Выступление групп.

- А один из известных философов Альберт Швейцер определил «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, Зло есть то, что уничтожает жизнь и препятствует ей». Следовательно, назначение человека - творить добро.

Итак, в чём же назначение человека?

- Подберите синонимы к слову «добро».

- Что значит добрый человек?

- Как относятся к нему люди?

б) Работа в группе.

- Приведите примеры добрых и злых поступков героев, открыв сказочную коробку.

- А вам какие герои нравятся злые или добрые?

- А почему?

- Во все времена люди ценили добрые поступки и поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З - «Земля», Л- «Люди», М - «Мысли», Д - «Добро». Азбука призывала: Люди, Земли, Мыслите и Творите Добро! Помните об этом, ребята.

в) Работа в группе по домашним заготовкам. Подготовка к выступлению «Поединок Добра и Зла» (две группы доказывают, что зло – хорошо, а две другие группы, что зло - плохо, с использованием домашних заготовок).

Итак, Добро – это бесценный подарок, а защищать зло очень сложно. Будьте ребята добрыми!

4. Закрепление.

а) Анализ поступков с позиции добра и зла.

- Посмотрите на экран. На сказочной дороге встречаются герои из жизни. Назовите их добрые дела. (Ветеран войны, Ю.Гагарин, М.Ломоносов, А.Невский, Пётр Первый, спортсменка паралимпиец по плаванию Олеся Владыкина).

б) Определение качеств доброго человека.

Игра «Солнышко»

- Поднимите руки те, кто из вас добрый.

- Поднимите руки те, кто считает, что он всегда совершает только добрые поступки.

- А кто считает, что жизнь под девизом: «Жизнь дана на добрые дела» это хорошо.

- Итак, к нашему солнцу соберём те качества, которые принадлежат только доброму человеку (Жадность, грубость, гнев, ложь, предательство, милосердие, гуманность, отзывчивость, добропорядочность, жестокость, тактичность, эгоизм, скромность, зависть, честность).

г) Игра «Чаша добра и зла».

- А чего на земле больше добра или зла?

- Те качества, которые мы не взяли для нашего солнца, я соберу на чашу зла.

- Посмотрите, чаша зла перевешивает. Вспомните добрые поступки одноклассников, расскажите о них, положив камешек в чашу добра.

(Учащиеся рассказывают о хороших поступках одноклассников).

- Взгляните, как в настоящих сказках добро опять победило зло.

в) Работа в группе с текстами произведений.

- В литературе много произведений, которые учат быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми.

- Прочитайте произведение. Обсудите его. Выполните задание. Дайте оценку поступкам героев. 1группа В. Осеева «Хорошее» Чтение по ролям.

2 группа В. Осеева «Просто старушка» Инсценирование.

3 группа Л. Толстой «Старик и яблоня» Устное иллюстрирование.

4 группа В.А.Сухомлинский. «Стыдно перед соловушкой» Чтение по ролям.

(Подготовка и выступление учащихся).

Дополнительно. Собрать пословицу: «Добро сеять – добро пожинать»

г) Просмотр притчи «Всё оставляет свой след».

- Чему учит притча. О чём нельзя забывать, совершая нехороший поступок?

5. Итог.

- Какие этические понятия мы рассмотрели?

- Поступки, каких людей являются ценными для нас? Почему?

6. Рефлексия.

- Закончилось путешествие по сказочной дороге «Добра».

- А в начале урока я вам сказала «Всё в ваших руках». И в наших с вами руках Планету сделать Добрее. Я сейчас предлагаю взять импровизированные ладошки рук и записать совершённые вами добрые поступки. Кому трудно, запишите свои мысли, выбрав высказывание с экрана. Желающие могут прочитать.

7. Домашнее задание:

На память я дарю лучик нашего солнца с пожеланием.

А на лучике домашнее задание.

Прочитайте

  1. Нарисовать рисунок «Добро и зло».

  2. Сочинить стихотворение о «Добре и зле».

  3. Вместе с родителями составить правила «Добрые советы».

  4. Написать сочинение «Что я могу сделать, чтобы мир стал добрее».



Приложение.

Презентация.

«Жизнь дана на добрые дела».

«Крепкую дружбу и водой не разольёшь».

«Земля освещается солнцем, а человек знанием».

«Где труд, там и радость»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела!»


Хорошее


Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

- Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

В. Осеева

Старик и яблони.

(Басня)

Старик сажал яблони. Ему сказали:

—Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

—Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

Л.Толстой

Просто старушка.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

В. Осеева




Стыдно перед соловушкой.



Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

В.А.Сухомлинский









Просмотр содержимого презентации
«презентация по теме Добро и зло»

Основы религиозных культур и светской этики.  Модуль «Светская этика»    «Добро и зло»  Учитель: Зайбель Н.Н. МОУ Саранпаульская средняя общеобразовательная школа.

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Светская этика»

«Добро и зло»

Учитель: Зайбель Н.Н.

МОУ Саранпаульская средняя общеобразовательная школа.

Цель:  формирование представлений, об этических понятиях «добро» и «зло».     личностные - воспитание доброты и доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела. метапредметные  – развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием. Развивать коммуникативные навыки, а также навыки сотрудничества в процессе работы в группе. предметные – знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло». Формирование представлений о нравственных качествах добродетельного человека.

Цель: формирование представлений, об этических понятиях «добро» и «зло».

  • личностные - воспитание доброты и доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела.
  • метапредметные – развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием. Развивать коммуникативные навыки, а также навыки сотрудничества в процессе работы в группе.
  • предметные – знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло». Формирование представлений о нравственных качествах добродетельного человека.

«Доброта - это солнце»

«Доброта - это солнце»

1. Задание: Используя текст учебника и словарь С. И. Ожегова, объясните значение слов «Что такое ДОБРО и ЗЛО»? 2. Задание: Подберите пословицы со словом «добро».

1. Задание: Используя текст учебника и словарь С. И. Ожегова, объясните значение слов «Что такое ДОБРО и ЗЛО»?

2. Задание: Подберите пословицы со словом «добро».

Добро - нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности и отношений между ними.   «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни» Зло  – противоположность добра, это что мораль стремиться устранить исправить.   «Зло есть то, что уничтожает жизнь и препятствует ей»

Добро - нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности и отношений между ними.

«Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни»

Зло – противоположность добра, это что мораль стремиться устранить исправить.

«Зло есть то, что уничтожает жизнь и препятствует ей»

Альберт Швейцер определил:
  • Альберт Швейцер определил:

«Добро-то, что служит сохранению и развитию жизни, Зло есть то, что уничтожает жизнь и препятствует ей» Следовательно, назначение человека творить добро.

З-«Земля», Л- «Люди», М- «Мысли», Д- «Добро». Азбука призывала Люди, Земли, Мыслите и Творите Добро! Помните об этом ребята.

З-«Земля», Л- «Люди», М- «Мысли», Д- «Добро». Азбука призывала Люди, Земли, Мыслите и Творите Добро! Помните об этом ребята.

Поединок  «Добра и Зла»

Поединок

«Добра и Зла»

Собрать пословицу:     Добро, пожинать, добро, сеять.       «Добро сеять – добро пожинать»

Собрать пословицу:

Добро, пожинать, добро, сеять.

«Добро сеять – добро пожинать»

Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… я приобрел… я научился… У меня получилось … Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Прочитайте

Прочитайте

  • Нарисовать рисунок «Добро и зло».
  • Сочинить стихотворение о «Добре и зле».
  • Вместе с родителями составить правила «Добрые советы».
  • Написать сочинение «Что я могу сделать, чтобы мир стал добрее».
Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зайбель Надежда Николаевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105275

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-orkse-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "120366"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413707953"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект  урока  по ОРКСЭ Тема: "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokapoorksetiemadobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "258849"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448571216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства