Цель урока: раскрыть смысл нравственных понятий « справедливость»,
«справедливый поступок»
Задачи:
-познакомить с ключевыми понятиями урока;
-формировать у учащихся ценностное отношение к понятию о справедливости;
-совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного рассказа;
-воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Оборудование:
-электронное приложение к учебнику
-компьютер, проектор
-карта урока (индивидуальная)
-алгоритм работы над планом
-лепестки ромашки
-карточки дифференцированной помощи
-карточки со словами сказки
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный
Начнем наш урок.
Проверяют готовность к уроку.
2.Проверка домашнего задания
Дома на лепестках ромашки вы записали, за какие дела отвечаете только вы.
Давайте поговорим об этом.
Всегда ли без подсказки вы их выполняете?
-Молодцы. Хорошо рассказали.
-А как вы думаете, что труднее:
красиво говорить или поступать красиво?
Зачитывают свои ответы и прикрепляют лепесток к ромашке (на доске).
3.Актуализация ранее изученного
Мини-инсценировка рассказа
У В.Сухомлинского есть рассказ «Семь дочерей».
Учитель читает слова автора
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ
В.Сухомлинский
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.
-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.
-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.
-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
-О чём этот рассказ?
-Как вы думаете, что труднее: красиво говорить или поступать красиво?
Девочки выбирают карточки со словами и озвучивают свою роль.
О долге детей перед родителями.
О помощи детей родителям.
4. Вводно-мотивационный этап.
Прочитайте цитаты великих людей, записанные на доске.
«Справедливость без мудрости значит очень много, мудрость без справедливости не значит ничего.» Цицерон
«Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.» Менандер
«Первая награда справедливости- это сознание, что справедливо поступили.»
Ж.Руссо
-Выберите и запишите понравившуюся цитату.
-Подчеркните ключевое слово.
Читают и записывают понравившуюся цитату в свою карту урока.
4. Определение темы урока и учебных задач.
Вы догадались, какова тема урока? Запишите в карту урока.
-Какие учебные задачи можете себе поставить?
Записывают тема: «Справедливость»
Называют задачи.
Узнать определение нового понятия.
Учиться оценивать поступки с позиции справедливости и т.п.
5. Операционно-познавательный:
Изучение нового материала.
-Прочитайте статью в учебнике С.28-29.
-На сколько частей можно разделить текст?
- Поработайте с текстом и составьте план статьи.
Проверка работы.
Заслушиваются ответы учащихся. После редактирования план записывается на доске.
План (на доске)
1.Что такое справедливость?
2.Почему представления о справедливости разные?
3.Каковы основные признаки, по которым можно судить о справедливости?
4.Какими моральными правилами нужно руководствоваться?
5.Что такое несправедливость?
Дети читают статью.
5
Составляют план, пользуясь алгоритмом.
Записывают в карту урока.
Алгоритм работы над планом.
1.Прочитать часть.
2.Определить главную мысль.
3.Придумать заглавие.
В случае затруднения выбирают карточку-помощь.
Карточка- помощь
1 часть-1 и 2 абзац
2 часть- 3-5 абзац
3 часть -6-8 абзац
4 часть -9-14 абзац
5 часть - последний абзац
6.Первичное закрепление новых знаний.
- Перечитайте статью еще раз и выпишите ключевые слова к теме.
Проверка.
- Что в статье показалось самым важным?
-Получили ли вы ответ на поставленные вопросы?
- Как вы поняли, что такое справедливость?
-Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.
-Согласны ли вы с этими моральными правилами? Почему?
-Как вы думаете , быть справедливым очень сложно? Обоснуйте свой ответ.
Самостоятельная работа в группах.
Определите, можно ли финал сказки назвать справедливым. Почему?
1группа: сказка «Морозко»
2группа: «Цветик – семицветик»
3группа: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Интерактивные модели. Работа с электронным приложением.
- Прочитайте пословицу. Рассмотрите к ней вкладку.
Почему на иллюстрации к пословице изображена именно такая ситуация? Обсудите в паре.
Заполняют карту урока.
Высказывают свое мнение.
-Избегать в своих действиях зла.
-Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
-Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
-Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
-Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
-Не посягать на личность и достоинство человека
-Исполнять обязанности перед другими и самим собой.
Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.