kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания "Позиция и роль. Проблема справедливости в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Позиция и роль.  Проблема справедливости в жизни человека».
(урок обществознания – 10 класс)

Цели:
1. Способствовать формированию научного представления учащихся о понятиях «позиция» и «роль».
2. Уточнить понятие справедливости.
3. Составить представление о том, как современные российские политики предлагают решить проблему справедливости.
4. Выявить позицию десятиклассников в отношении  проблемы справедливости и обсудить роли, способствующие ее решению.

Задачи:
1. Повышение гражданской компетентности школьников;
2. Развитие навыков работы в группах, работы с текстовыми и видео документами;
умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
3. Углубление общих знаний о жизни общества.
4. Воспитание гражданина.

Ожидаемые результаты: в результате занятия учащиеся смогут:     
? Объяснить понятия «позиция» и «роль»;
? Определить свою позицию в отношении проблемы справедливости и обсудить роли, которые могут способствовать ее решению;
? Сравнить точки зрения современных политических партий по вопросу справедливости;

Основные понятия урока:  позиция, роль, справедливость, гражданин

Форма урока: урок – круглый стол.

Оборудование:
? Карточки с заданиями для работы в группах;
? Мультимедийная презентация и видеофрагмент;
? ТСО: компьютер и мультимедийный проектор.

Эпиграф:   
Когда справедливость исчезает, то не  остается ничего, что могло бы придать  ценность жизни людей.         
                                                                            И. Кант.  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документы к уроку»

Карточка № 1

Точка зрения партии «Единая Россия».


«Справедливость – это закон. Равенство всех перед законом и судом – непременное условие и высший принцип справедливости (ст.19 Конституции РФ).

Если исходить из конституционных норм, то у нас в стране перед законом и судом все равны, следовательно, в этом кроется высший принцип справедливости. Ведь корень этого слова сформирован из древнерусского – «право», а «правым» на Руси издавна называли все то, что честно, что не подлежит нравственному сомнению. Отсюда и обращение к морально-этическим нормам общественной жизни с неуемным поиском «правды», так как России присуща национальная идея – построить справедливое общество, где все будут по-настоящему равны перед законом».



«Живем ли мы в справедливом обществе? Вряд ли можно сказать категорично «да» или «нет». У каждого из миллионов россиян свои нормы морали и правовой культуры, своя социальная ниша, свое понятие справедливости. Однако ответ на этот вопрос можно найти, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию: сегодня у общества имеются серьезные претензии и к правоохранительным органам, и к судам, и к прокуратуре. Думается, что справедливости в стране в полном объеме пока нет. У нас объявлена борьба с коррупцией. Все властные структуры выстроены сверху вниз. Руководство страны делает все для того, чтобы в сознании граждан России, желающих изменений к лучшему, укрепилось стремление жить не «по понятиям», а по закону. Ведь если жить по закону, то появятся деньги, будет правопорядок, и экономика начнет работать на людей. Социальные проблемы будут решаться, и воровать станут меньше. Вот тогда и появится настоящая справедливость. Но пока, судя по озабоченности главы государства, можно сказать, что с правовой и социальной справедливостью в нашем обществе есть проблемы».



Карточка № 1

Точка зрения партии «Единая Россия».


«Справедливость – это закон. Равенство всех перед законом и судом – непременное условие и высший принцип справедливости (ст.19 Конституции РФ).

Если исходить из конституционных норм, то у нас в стране перед законом и судом все равны, следовательно, в этом кроется высший принцип справедливости. Ведь корень этого слова сформирован из древнерусского – «право», а «правым» на Руси издавна называли все то, что честно, что не подлежит нравственному сомнению. Отсюда и обращение к морально-этическим нормам общественной жизни с неуемным поиском «правды», так как России присуща национальная идея – построить справедливое общество, где все будут по-настоящему равны перед законом».



«Живем ли мы в справедливом обществе? Вряд ли можно сказать категорично «да» или «нет». У каждого из миллионов россиян свои нормы морали и правовой культуры, своя социальная ниша, свое понятие справедливости. Однако ответ на этот вопрос можно найти, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию: сегодня у общества имеются серьезные претензии и к правоохранительным органам, и к судам, и к прокуратуре. Думается, что справедливости в стране в полном объеме пока нет. У нас объявлена борьба с коррупцией. Все властные структуры выстроены сверху вниз. Руководство страны делает все для того, чтобы в сознании граждан России, желающих изменений к лучшему, укрепилось стремление жить не «по понятиям», а по закону. Ведь если жить по закону, то появятся деньги, будет правопорядок, и экономика начнет работать на людей. Социальные проблемы будут решаться, и воровать станут меньше. Вот тогда и появится настоящая справедливость. Но пока, судя по озабоченности главы государства, можно сказать, что с правовой и социальной справедливостью в нашем обществе есть проблемы».





Карточка № 2

Точка зрения КПРФ.


«Справедливость должна быть сутью закона – юридического и нравственного. Если он не содержит справедливости, то это плохой закон, и его надо срочно исправлять, чтобы он не действовал во вред человеку, а в его лице всему обществу. Безусловно, равенство всех перед законом составляет один из элементов справедливости. Также очевидно, что справедливость только этим не исчерпывается».


«А сейчас о какой справедливости можно говорить?

Справедливым наше общество можно будет считать, когда старики получат возможность достойного существования. Эти люди, по сути дела, создали нашу страну, а сегодня масса пенсионеров не в состоянии удовлетворить свои самые элементарные потребности.

Конечно, несправедливо, что немногие во время приватизации – по абсолютно непонятным основаниям – получили колоссальные состояния. Абсолютно несправедливо такое контрастное различие между уровнем жизни богатых и бедных. Безусловно, уровни богатых и бедных должны различаться, но не настолько же! Не в такие разы! Сегодня наше общество столкнулось с тем, что основная масса людей производит национальный продукт, а выгодой от него пользуется в конечном итоге небольшая кучка людей, одни нищенствуют, а другие алчно набивают свои карманы. О каком равноправии можно вести сегодня речь, если сто российских миллиардеров имеют в своем состоянии примерно 520 млрд. долларов, что равняется всему золотовалютному резерву страны!

Ни одно общество не может просуществовать долго, если оно не строится на справедливой социальной системе. Цифры говорят сами за себя:

  • от 60 до 70% граждан недовольны уровнем своей жизни, положением дел в регионе и стране;

  • более 60% граждан России считают, что 10 основных реформ, проводимых сегодня в стране, не дали ощутимых положительных результатов;

  • мировое сообщество, оценивая Россию по важнейшим показателям, и прежде всего по уровню и качеству жизни граждан, отводит нашей стране всего лишь 50-е – 60-е место в мире;

  • и самое главное: более 80% граждан страны абсолютно убеждены в полном отсутствии справедливости в России.

Следовательно, большинство россиян ощущает чувство униженности и неудовлетворенности жизнью. А такие настроения порождают внутренний протест. Во избежание этого надо вносить серьезные коррективы в законы, с тем, чтобы в стране по-настоящему восторжествовало равноправие.

Несправедливости нашего общества можно перечислять очень долго. Поэтому следует сделать безусловный вывод: мы живем в несправедливом обществе.

Движение к справедливости – процесс нескончаемый, но идти этим путем необходимо».

















Карточка № 3

Точка зрения ЛДПР.


«Справедливость – это соотношение систем ценностных ориентиров общества и конкретного человека, а они часто вступают в противоречие. Поэтому равенство перед законом состоит в одинаковом применении установленных законодательных положений ко всем гражданам без исключений, но в истории мира и нашей страны ни одно общество таковым не было.

Законы, к сожалению, не всегда соответствуют общепринятым моральным убеждениям. Отсюда и главная задача: обнажить давно назревшие справедливые претензии большинства народа к действующей власти. «Пора назвать всё своими именами, и каждое злодеяние против народа должно быть наказано по закону и справедливости».

«Наша партия за всю историю своего существования снискала доверие граждан, так как всегда боролась за следование идеалам патриотизма и государственности, социальной справедливости и защиты обездоленных».


«О справедливости большинство людей вспоминает, когда их подавляет более сильный. Нередко только силой можно остановить насилие, но кому и как решать, где справедливость, а где нет? Может ли нынешнее общество, где большинство брошено на произвол судьбы, восприниматься как справедливое? Конечно, нет.

Люди должны жить в действительно свободной, демократической, справедливой стране. А для этого необходимо заниматься не имитацией во всем: во власти, в демократии, в социальной политике, в идеологии…, а усиленно работать во благо России, в создание подлинно справедливого общества.

На взгляд ЛДПР, граждане страны нуждаются в благополучном законопослушном обществе. Но в любом случае уважительное отношение к закону нужно воспитывать с детства, через все коммуникационные каналы на позитивных примерах, и только тогда наше современное общество приблизится к справедливости».



Карточка № 3

Точка зрения ЛДПР.


«Справедливость – это соотношение систем ценностных ориентиров общества и конкретного человека, а они часто вступают в противоречие. Поэтому равенство перед законом состоит в одинаковом применении установленных законодательных положений ко всем гражданам без исключений, но в истории мира и нашей страны ни одно общество таковым не было.

Законы, к сожалению, не всегда соответствуют общепринятым моральным убеждениям. Отсюда и главная задача: обнажить давно назревшие справедливые претензии большинства народа к действующей власти. «Пора назвать всё своими именами, и каждое злодеяние против народа должно быть наказано по закону и справедливости».

«Наша партия за всю историю своего существования снискала доверие граждан, так как всегда боролась за следование идеалам патриотизма и государственности, социальной справедливости и защиты обездоленных».


«О справедливости большинство людей вспоминает, когда их подавляет более сильный. Нередко только силой можно остановить насилие, но кому и как решать, где справедливость, а где нет? Может ли нынешнее общество, где большинство брошено на произвол судьбы, восприниматься как справедливое? Конечно, нет.

Люди должны жить в действительно свободной, демократической, справедливой стране. А для этого необходимо заниматься не имитацией во всем: во власти, в демократии, в социальной политике, в идеологии…, а усиленно работать во благо России, в создание подлинно справедливого общества.

На взгляд ЛДПР, граждане страны нуждаются в благополучном законопослушном обществе. Но в любом случае уважительное отношение к закону нужно воспитывать с детства, через все коммуникационные каналы на позитивных примерах, и только тогда наше современное общество приблизится к справедливости».

Карточка № 4

Точка зрения партии «Справедливая Россия».


«Формула справедливости нашей партии выведена как в программе, так и публичных выступлениях. «Идею социальной справедливости разделяют миллионы людей, она затрагивает их убеждения, чувства и эмоции. Вместе с тем, для справедливости трудно найти однозначное и исчерпывающее определение», - сказал в своем выступлении на конференции «Социальная справедливость в XXI веке» лидер партии «Справедливая Россия» С.М. Миронов.

Поэтому от общения с народом у партии сформировалось примерно такое понимание: если есть ощущение того, что делается по совести, значит, это и есть справедливость. Она возможна только в таком обществе, где честно осуществляется соотношение прав и обязанностей, труда и вознаграждения, где слабым гарантируется защита, а сильным – возможность самореализации, где человек уверен в своем будущем.

Такая цель подразумевает, что перед законом все должны быть равны. Но наши законы могут быть справедливыми и не очень, то есть написанными не «по совести».

Необходимо четко сформулировать требования к экономическим, политическим и социальным институтам, чтобы они приближали нас к социальному идеалу справедливости, к тем принципам справедливости, которые доказали свою жизнеспособность:

Справедливость – неотъемлемая часть политической культуры. Она выступает как цель социальных институтов, а также как качество самих участников политического процесса, определяя такие важные характеристики личности, как честность, мужество и ответственность.

Серьезные институциональные изменения для снижения социального неравенства.

Разница в доходах самых бедных и самых богатых в нашей стране составляет просто астрономическую цифру. Мы, по сути дела, стоим перед угрозой, когда неравенство начинает обретать наследственный, потомственный характер.

Справедливая общественная оценка заслуг каждого.

Социальная справедливость в свете процессов глобализации.

Надо учитывать интересы всех государств и наций. Не должно быть никаких двойных стандартов. Это и будет доказательством политической зрелости мирового сообщества в XXI столетии.


Живем ли мы в справедливом обществе? Чем быстрее мы перейдем к полноценному исполнению Конституции РФ, тем скорее приблизимся к формированию справедливого общества в современном понимании».

Просмотр содержимого документа
«Позиция и роль конспект урока»

Тема урока: «Позиция и роль. Проблема справедливости в жизни человека».

(урок обществознания – 10 класс)


Цели:

  1. Способствовать формированию научного представления учащихся о понятиях «позиция» и «роль».

  2. Уточнить понятие справедливости.

  3. Составить представление о том, как современные российские политики предлагают решить проблему справедливости.

  4. Выявить позицию десятиклассников в отношении проблемы справедливости и обсудить роли, способствующие ее решению.


Задачи:

  1. Повышение гражданской компетентности школьников;

  2. Развитие навыков работы в группах, работы с текстовыми и видео документами;

умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

  1. Углубление общих знаний о жизни общества.

  2. Воспитание гражданина.


Ожидаемые результаты: в результате занятия учащиеся смогут:

  • Объяснить понятия «позиция» и «роль»;

  • Определить свою позицию в отношении проблемы справедливости и обсудить роли, которые могут способствовать ее решению;

  • Сравнить точки зрения современных политических партий по вопросу справедливости;


Основные понятия урока: позиция, роль, справедливость, гражданин


Форма урока: урок – круглый стол.


Оборудование:

  • Карточки с заданиями для работы в группах;

  • Мультимедийная презентация и видеофрагмент;

  • ТСО: компьютер и мультимедийный проектор.



Эпиграф:

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

И. Кант.


Ход урока.
  1. Мотивация.


Учитель:


Провокация: сегодня на уроке я буду ставить хорошие и отличные отметки юношам, а девушки не смогут рассчитывать ни на что выше «тройки».

(Можно ожидать возмущение, вопросы, недовольство и т.д.)

Вопросы:

  • А чем вы недовольны?

  • С чем не согласны и почему?


Если сами ученики не назовут принцип справедливости или справедливость, задать им уточняющий вопрос:

  • Какой ценности или идее в данном случае я решил не следовать (нарушил)?

(Выслушать предложенные варианты, если так и не прозвучит «справедливость», добавить ее самому. Если ученики озвучат, то прокомментировать: данное понятие задевает каждого из нас за живое, мы сталкиваемся с ним в разных жизненных ситуациях).


  • Можете привести примеры из разных сфер жизнедеятельности общества? (в экономике, социальной сфере, духовной, политико-правовой)



Сегодня на уроке у вас будет возможность определить свою «Позицию» в отношении проблемы справедливости и назвать «Роли», которые важно уметь играть в обществе, чтобы добиться его справедливого устройства.


(В качестве мотивации предлагается обсудить смысл притчи «Справедливость»).


Для того чтобы показать значимость понятия справедливость, я хочу начать наш урок с небольшой притчи.

Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

-Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

- Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
    - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые.
Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни!


Беседа с учащимися:


  • Какова позиция совы и ее роль в разрешении конфликта?

  • А как вы считаете, проблема справедливости актуальна в наши дни?

  • В чем ее актуальность?


Учитель:


Итак, вы считаете, что проблема справедливости очень злободневна и актуальна сегодня, особенно в век ожесточения, борьбы за «место под солнцем», в век раздела страны на зоны экономического и политического влияния, разгула вседозволенности. И чтобы построить справедливое общество, каждый из нас должен осознать, какова его роль в этом процессе и какую позицию он займет.


Таким образом, мы подошли к рассмотрению ключевых понятий урока: «позиция» и «роль».



Итак, тема нашего урока…(Слайд №1)



«Позиция и роль. Проблема справедливости в жизни человека»


Цели работы на уроке – исследование проблемы справедливости в современной России с точки зрения различных политических партий, социологов, общественности и, конечно, вас, учеников, и осознание вашего участия в решении этой проблемы через понятия «позиция» и «роль»

Учитель:

Давайте определим значение данных ключевых слов. (Вначале ученики, при затруднении – оказывается помощь)


(Слайд №2: определение понятий)


  • Мы определили значение двух понятий урока, но на слайде нет определения слова «справедливость». Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас попытался вложить в это слово свои представления о справедливости. Существует легенда о том, что все народы пытались вырастить цветок справедливости, но сделать это удалось только тому человеку, который был бескорыстен в отстаивании своей позиции и пожертвовал ради этого своей жизнью.

  • Мы тоже взрастим свой цветок справедливости: чтобы он расцвел, каждый из вас на лепестке цветка напишет, как он понимает слово «справедливость», проявив, таким образом, свою роль неравнодушного к этой проблеме человека и обозначив свое понимание этого слова, т.е. свою позицию.

(Каждый ученик пишет на лепестке одно ключевое слово, характеризующее его собственное понимание понятия справедливость. Затем, лепестки прикрепляются на доску в «Сад цветов справедливости» - составление кластера.)



Промежуточный вывод: слайд «Цветок справедливости»

  1. Работа в малых группах (4)



  • Каждая группа получает документ, раскрывающий понимание идеи справедливости одной из парламентских партий. Ученики должны выделить основной смысл и позицию партии по данной проблеме. (Пояснить, почему мы обращаемся к позициям политических партий, как это связано с основной идеей урока)


«Единая Россия»



«Справедливая Россия»

Справедливость


КПРФ




ЛДПР




Вопросы для обсуждения:


  • Сформулируйте главную точку зрения (позицию) каждой партии в нескольких словах;


После обсуждения данные заносятся в таблицу: (слайд №3)

Учитель:

Мы живем с вами в удивительное время, время, когда каждый из нас может свободно формировать свои взгляды, убеждения, определять свою гражданскую позицию и участие в решении проблем на основе справедливости.


  • Давайте посмотрим видеофрагмент, потом проанализируем вторую часть документов и ответим на вопрос: «Справедлива ли наша жизнь»? Какую позицию в этом вопросе занимают партии?

(просмотр видеофрагмента, работа с документом)


Вывод:


Сейчас мы обсудили точки зрения ведущих политических сил нашей страны, просмотрели видеосюжет. Вы живете в обществе, многое видите, умеете мыслить, поэтому я думаю, что у каждого из вас выработалась своя собственная позиция на проблему справедливости, и я хотел бы, чтобы вы ее обозначили.



  1. Рефлексия

  • «Дерево справедливости нашей жизни».

У каждого из вас есть цветные листочки:

  • Если вы считаете, что наша жизнь справедлива, прикрепите зеленый листочек;

  • Если справедлива, но не всегда и не во всем – то синий;

  • А если несправедлива – то красный.


  • Скажите, а что мы с вами провели? (Соцопрос)

  • А что вы сейчас проявили в ходе его? (Позицию)

  • А какие роли на уроке вы исполнили? (Исследователей, респондентов…)

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какой же вывод по теме нашего урока вы могли бы сделать?


  • Давайте сформулируем вывод по теме нашего урока в форме синквейна (это стихотворение, требующее синтеза информации и состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам)

Существительное

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

фраза из нескольких слов (3-4)

существительное (вывод)


Ключевые слова: позиция, роль, справедливость.


Учитель: выводы.

В свое время Иммануил Кант сказал: «Когда исчезает справедливость, не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

В мировой истории существует множество свидетельств того, что попранное чувство справедливости способно порождать чудовищ.

А.И.Солженицын говорил о «сбережении народа» как главной задаче российского государства. Основой этого сбережения может стать только справедливость.

Я считаю, что для нас сегодня очень важно, что социальная справедливость имеет мощный консолидирующий потенциал. Без национального согласия мы не сдвинемся с места в решении проблем модернизации.

Справедливость – это плод совместных усилий людей.


Домашнее задание. Напишите для себя несколько законов справедливости и постарайтесь в течение недели им следовать. В конце недели запишите, каким законам справедливости оказалось труднее или, наоборот, легче следовать.

Карточка № 1

Точка зрения партии «Единая Россия».


«Справедливость – это закон. Равенство всех перед законом и судом – непременное условие и высший принцип справедливости (ст.19 Конституции РФ).

Если исходить из конституционных норм, то у нас в стране перед законом и судом все равны, следовательно, в этом кроется высший принцип справедливости. Ведь корень этого слова сформирован из древнерусского – «право», а «правым» на Руси издавна называли все то, что честно, что не подлежит нравственному сомнению. Отсюда и обращение к морально-этическим нормам общественной жизни с неуемным поиском «правды», так как России присуща национальная идея – построить справедливое общество, где все будут по-настоящему равны перед законом».



«Живем ли мы в справедливом обществе? Вряд ли можно сказать категорично «да» или «нет». У каждого из миллионов россиян свои нормы морали и правовой культуры, своя социальная ниша, свое понятие справедливости. Однако ответ на этот вопрос можно найти, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию: сегодня у общества имеются серьезные претензии и к правоохранительным органам, и к судам, и к прокуратуре. Думается, что справедливости в стране в полном объеме пока нет. У нас объявлена борьба с коррупцией. Все властные структуры выстроены сверху вниз. Руководство страны делает все для того, чтобы в сознании граждан России, желающих изменений к лучшему, укрепилось стремление жить не «по понятиям», а по закону. Ведь если жить по закону, то появятся деньги, будет правопорядок, и экономика начнет работать на людей. Социальные проблемы будут решаться, и воровать станут меньше. Вот тогда и появится настоящая справедливость. Но пока, судя по озабоченности главы государства, можно сказать, что с правовой и социальной справедливостью в нашем обществе есть проблемы».



Карточка № 2

Точка зрения КПРФ.


«Справедливость должна быть сутью закона – юридического и нравственного. Если он не содержит справедливости, то это плохой закон, и его надо срочно исправлять, чтобы он не действовал во вред человеку, а в его лице всему обществу. Безусловно, равенство всех перед законом составляет один из элементов справедливости. Также очевидно, что справедливость только этим не исчерпывается».


«А сейчас о какой справедливости можно говорить?

Справедливым наше общество можно будет считать, когда старики получат возможность достойного существования. Эти люди, по сути дела, создали нашу страну, а сегодня масса пенсионеров не в состоянии удовлетворить свои самые элементарные потребности.

Конечно, несправедливо, что немногие во время приватизации – по абсолютно непонятным основаниям – получили колоссальные состояния. Абсолютно несправедливо такое контрастное различие между уровнем жизни богатых и бедных. Безусловно, уровни богатых и бедных должны различаться, но не настолько же! Не в такие разы! Сегодня наше общество столкнулось с тем, что основная масса людей производит национальный продукт, а выгодой от него пользуется в конечном итоге небольшая кучка людей, одни нищенствуют, а другие алчно набивают свои карманы. О каком равноправии можно вести сегодня речь, если сто российских миллиардеров имеют в своем состоянии примерно 520 млрд. долларов, что равняется всему золотовалютному резерву страны!

Ни одно общество не может просуществовать долго, если оно не строится на справедливой социальной системе. Цифры говорят сами за себя:

  • от 60 до 70% граждан недовольны уровнем своей жизни, положением дел в регионе и стране;

  • более 60% граждан России считают, что 10 основных реформ, проводимых сегодня в стране, не дали ощутимых положительных результатов;

  • мировое сообщество, оценивая Россию по важнейшим показателям, и прежде всего по уровню и качеству жизни граждан, отводит нашей стране всего лишь 50-е – 60-е место в мире;

  • и самое главное: более 80% граждан страны абсолютно убеждены в полном отсутствии справедливости в России.

Следовательно, большинство россиян ощущает чувство униженности и неудовлетворенности жизнью. А такие настроения порождают внутренний протест. Во избежание этого надо вносить серьезные коррективы в законы, с тем, чтобы в стране по-настоящему восторжествовало равноправие.

Несправедливости нашего общества можно перечислять очень долго. Поэтому следует сделать безусловный вывод: мы живем в несправедливом обществе.

Движение к справедливости – процесс нескончаемый, но идти этим путем необходимо».


Карточка № 3

Точка зрения ЛДПР.


«Справедливость – это соотношение систем ценностных ориентиров общества и конкретного человека, а они часто вступают в противоречие. Поэтому равенство перед законом состоит в одинаковом применении установленных законодательных положений ко всем гражданам без исключений, но в истории мира и нашей страны ни одно общество таковым не было.

Законы, к сожалению, не всегда соответствуют общепринятым моральным убеждениям. Отсюда и главная задача: обнажить давно назревшие справедливые претензии большинства народа к действующей власти. «Пора назвать всё своими именами, и каждое злодеяние против народа должно быть наказано по закону и справедливости».

«Наша партия за всю историю своего существования снискала доверие граждан, так как всегда боролась за следование идеалам патриотизма и государственности, социальной справедливости и защиты обездоленных».


«О справедливости большинство людей вспоминает, когда их подавляет более сильный. Нередко только силой можно остановить насилие, но кому и как решать, где справедливость, а где нет? Может ли нынешнее общество, где большинство брошено на произвол судьбы, восприниматься как справедливое? Конечно, нет.

Люди должны жить в действительно свободной, демократической, справедливой стране. А для этого необходимо заниматься не имитацией во всем: во власти, в демократии, в социальной политике, в идеологии…, а усиленно работать во благо России, в создание подлинно справедливого общества.

На взгляд ЛДПР, граждане страны нуждаются в благополучном законопослушном обществе. Но в любом случае уважительное отношение к закону нужно воспитывать с детства, через все коммуникационные каналы на позитивных примерах, и только тогда наше современное общество приблизится к справедливости».



Карточка № 4

Точка зрения партии «Справедливая Россия».


«Формула справедливости нашей партии выведена как в программе, так и публичных выступлениях. «Идею социальной справедливости разделяют миллионы людей, она затрагивает их убеждения, чувства и эмоции. Вместе с тем, для справедливости трудно найти однозначное и исчерпывающее определение», - сказал в своем выступлении на конференции «Социальная справедливость в XXI веке» лидер партии «Справедливая Россия» С.М. Миронов.

Поэтому от общения с народом у партии сформировалось примерно такое понимание: если есть ощущение того, что делается по совести, значит, это и есть справедливость. Она возможна только в таком обществе, где честно осуществляется соотношение прав и обязанностей, труда и вознаграждения, где слабым гарантируется защита, а сильным – возможность самореализации, где человек уверен в своем будущем.

Такая цель подразумевает, что перед законом все должны быть равны. Но наши законы могут быть справедливыми и не очень, то есть написанными не «по совести».

Необходимо четко сформулировать требования к экономическим, политическим и социальным институтам, чтобы они приближали нас к социальному идеалу справедливости, к тем принципам справедливости, которые доказали свою жизнеспособность:

Справедливость – неотъемлемая часть политической культуры. Она выступает как цель социальных институтов, а также как качество самих участников политического процесса, определяя такие важные характеристики личности, как честность, мужество и ответственность.

Серьезные институциональные изменения для снижения социального неравенства.

Разница в доходах самых бедных и самых богатых в нашей стране составляет просто астрономическую цифру. Мы, по сути дела, стоим перед угрозой, когда неравенство начинает обретать наследственный, потомственный характер.

Справедливая общественная оценка заслуг каждого.

Социальная справедливость в свете процессов глобализации.

Надо учитывать интересы всех государств и наций. Не должно быть никаких двойных стандартов. Это и будет доказательством политической зрелости мирового сообщества в XXI столетии.


Живем ли мы в справедливом обществе? Чем быстрее мы перейдем к полноценному исполнению Конституции РФ, тем скорее приблизимся к формированию справедливого общества в современном понимании».

Просмотр содержимого презентации
«К уроку Позиция и роль»

Позиция и роль. Проблема справедливости в жизни человека. «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».  И. Кант.

Позиция и роль. Проблема справедливости в жизни человека.

«Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

И. Кант.

Цели работы на уроке:  Способствовать формированию научного представления о понятиях «позиция» и «роль».   Уточнить понятие справедливости.   Составить представление о том, как современные российские политики предлагают решить проблему справедливости.

Цели работы на уроке:

  • Способствовать формированию научного представления о понятиях «позиция» и «роль».

  • Уточнить понятие справедливости.

  • Составить представление о том, как современные российские политики предлагают решить проблему справедливости.

  • Выявить вашу позицию в отношении проблемы справедливости и обсудить роли, способствующие ее решению.
Что означают эти понятия? Справедливость  ? ПОЗИЦИЯ РОЛЬ Точка зрения, мнение в каком-либо вопросе. Основание для своих действий или взглядов.

Что означают эти понятия?

Справедливость

?

ПОЗИЦИЯ

РОЛЬ

  • Точка зрения, мнение в каком-либо вопросе.
  • Основание для своих действий или взглядов.

  • Род, характер и степень чьего-нибудь участия в чем-либо.
  • Линия поведения в качестве кого-либо.
Задания группам :  изучите документ и определите позицию партий по вопросу справедливости, занесите данные в таблицу.

Задания группам : изучите документ и определите позицию партий по вопросу справедливости, занесите данные в таблицу.

Позиция ведущих политических партий в оценке идеи справедливости.

Позиция ведущих политических партий в оценке идеи справедливости.

Справедливость глазами ваших сверстников

Справедливость глазами ваших сверстников

Актуальность справедливости в будущем

Актуальность справедливости в будущем

«Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».  В словах Иммануила Канта раскрыта не только актуальность проблемы справедливости, но и позиция философа.

«Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

В словах Иммануила Канта раскрыта не только актуальность проблемы справедливости, но и позиция философа.

Справедливость – это плод совместных усилий людей.

Справедливость – это плод совместных усилий людей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обществознания "Позиция и роль. Проблема справедливости в жизни человека"

Автор: Сапожников Сергей Николаевич

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правовое воспитание на уроках обществознания"
    ["seo_title"] => string(49) "pravovoe_vospitanie_na_urokakh_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "647910"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711362932"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402393336"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства