Круглый стол 4 класс
«Справедливым быть, что в золоте ходить»
Цель: помочь учащимся узнать, что такое справедливость, как она появляется, что значит быть справедливым.
Задачи: воспитывать в учащихся умения самоисследования своего характера и его корректирование;
развивать чувство справедливости, выдержку, терпение, умение владеть собой;
учить детей некоторым формам нравственного поведения, правилам гармоничного существования в обществе.
1.Эмоциональный настрой
Что скажу вам друзья,
То не ново для вас.
В этом мире прожить нам не просто.
Милость есть в нём и есть доброта,
Кто-то честно поступит везде и всегда,
Ну, а кто- то корыстно и злостно.
Где обида и боль, где прощенье, любовь
Параллельно идут чередою.
Только в чём справедливость и истина в чём
Разобраться нам надо с тобою…
- Сегодня мы попробуем разобраться, что такое справедливость,
узнаем, для чего она нужна и поучимся вырабатывать чувство справедливости, вырабатывать сильный характер.
2.Инсценировка
Венгерская народная сказка. Два жадных медвежонка
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата подросли, они решили, что пойдут по свету счастья искать.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались.
Понурые, брели они рядышком.
— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.
— И мне хочется! — сказал старший.
Так они все шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.
— О чем вы спорите, молодые люди? — спросила лиса. Медвежата рассказали лисице о своей беде.
— Какая же это беда? — сказала лисица.— Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все одно.
— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата.— Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.
Медвежата закричали:
— Этот больше!
Лиса успокоила их:
— Тише, молодые люди! И эта беда — не беда. Сейчас я все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата.
— Ну, полно,— сказала она.— Я сама знаю свое дело!
И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — закричали медвежата,
— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром.— Еще самая малость — и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего ? к большему.
Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотные кусочка.
— Ну что ж,— сказала лиса,— хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! — И, помахав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
-Справедливо ли поступила лиса? Обоснуйте ответ.
- А что такое справедливость?
Справедливость – честность. Справедливый,– действующий честно, на честных законных основаниях.
3.Практическая часть.
- Почему одни люди справедливы, а другие нет?(обсуждение)
- А бывает ли, что один человек бывает и справедливым, и несправедливым?
ИГРА «Подели справедливо »( 2-3 человека пробуют поделить сладости и игрушки.)
- А от чего это зависит?
СПРАВЕДЛИВОСТЬ это состояние человека(молодость, старость, болтливость)
- Как появляется справедливость, как черта характера?
- Легко ли быть справедливым?
- Сейчас мы будем выращивать плоды справедливости.
ИГРА «Дерево справедливости»
( переворачивая плод, читаем ситуацию и восстанавливаем справедливость)
1.Однажды Дима случайно разбил горшок с любимыми мамиными фиалками. Мама очень огорчилась. Ни Дима, ни его сестра Аня не сказали правду, а переложили вину на котёнка. Мама наказала несчастное животное.
- Определите что справедливо, а что нет.
2.Петя дал своему другу Мише диск с игрой и просил вернуть через два дня. Миша принёс другу свою игру сказав, что случайно испортил его диск, однако Мише просто не хотелось возвращать игру.
3. Семён сегодня именинник в школе ему подарили большую шоколадку. По дороге домой Семён с другом Кириллом зашли в в гости к Кириллу. Семён случайно оставил свой сладкий подарок у друга. На следующий день,когда Семён спросил о своём подарке Кирилл сказал, что его съела сестрёнка Света, которой всего пять лет.Семён потребовал деньги…
- Были ли в вашей жизни ситуации связанные со справедливостью?
- Как чувствует себя человек поступающий несправедливо?
- Всегда ли можно восстановить справедливость?
- Как быть если с вами обошлись несправедливо?
Мы нередко попадаем в ситуацию несправедливости, но важно наше отношение ко всему происходящему.
-Вернёмся к нашей теме:«Справедливым быть, что в золоте ходить»
- Объясните, что это значит?
Важно помнить:
- Что мы сеем, то мы жнём
- Посеешь поступок,- пожнёшь привычку
- Ссорой и разборками справедливость не восстановишь.
- Деликатность и воспитанность помогут сгладить ситуацию.
- Прощение и доверие лучшее лекарство от нанесенной обиды.
4 Рефлексия.
-Что уносите в мыслях и в сердце своём?