kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Род и семья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с понятиями семья, род, генеологическое древо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Род и семья»

МБОУ Новоназимовская СОШ № 4

















Тема: « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества».

Урок ОРКСЭ 4 класс.

Подготовила и провела учитель начальных классов Юркова Т. В.





















2016 г.




Цель:

Познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо».

Задачи:

  1. Формировать понятия «семья», «род», «генеалогическое дерево».

  2. Развивать у учащихся устную речь, память, воображение, мышление.

  3. Воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье; способствовать сплочению семей учеников.

Учебные материалы:

Учебник «Основы светской этики. 4 класс» (авт. Т. Д. Васильева, К. В. Савченко); Толковый словарь С. И. Ожегова; проектор, доска, компьютер; аудиозапись песни «Родительский дом»; презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся; рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья»; вырезанные из бумаги части дома, таблички со словами любовь, прощение, терпение; магниты.






























Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Самоопределение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность, попробуйте угадать, послушав стихотворение Валентина Берестова:

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты – внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

- Что является опорой в жизни каждого человека?

Если в ответах учащихся не прозвучит слово семья, учитель предлагает разгадать ребус: 7Я (семья).

- Сегодня на уроке мы поговорим о семье (слайд 1).

ІІІ. Работа с понятием «Семья».

Учитель. Как вы понимаете слово семья (слайд 2)?

Пока дети обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один ученик ищет определение слова «семья» в словаре С. И. Ожегова.

Семья – это:

  • группа живущих вместе близких родственников;

  • объединение людей, сплочённых общими интересами.

Вывод. Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

ІV. Исторические аспекты: возникновение семьи, фамилия, имя, отчество.

Учитель. Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

Дети. Наверное, нет.

Учитель. До сих пор так никто и не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбивали свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать и дети.

Почему же возникла необходимость жить семьёй?

Дети предлагают варианты ответов.

- Семья сформировалась благодаря потребности взрослых и детей жить вместе и заботиться друг о друге.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок, или по выбору родителей, или же в честь родственников (слайд 3).

Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого – нибудь из родственников?

Дети поднимают руки.


Работа с учебником.

Со словами семья тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре І. Происходили они от имён предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников; от мест, церквей и т. д.

Ещё одной из традиций в России является присвоение отчества ребёнку.

А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Послушайте определение слова отчество из словаря Ожегова.

Отчество – часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

Русские люди отчества начали употреблять весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XІІІ века частота употребления отчеств была невысокой.

Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на – ВИЧ восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

Издавна в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную – генеалогическое древо.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.

Вам приходилось слышать слово генеалогия?

В переводе с греческого оно означает родословная: это наука, которая занимается поиском предков людей (слайд 4).

V. Физкультминутка.

Учитель. Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание.

  • Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

  • У кого есть старшая сестра или младшая сестрёнка, помашите над головой рукой.

  • Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

  • У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки.

  • Кто встретил этот Новый год в кругу семьи, присядьте на корточки около своих стульев.

VІ. Работа с пословицами.

Учитель. О семье создано немало пословиц. Какие из них вы знаете?

Дети приводят примеры.

- Объясните смысл пословиц (слайд 5):

* Не нужен клад, когда в семье лад.

* В семье и каша гуще.

* Дерево держится корнями, а человек семьёй.

* Вся семья вместе, так и душа на месте.

* Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

Учащиеся высказывают свои мнения.

VІІ. Рассказ о семье.

Учитель. Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?

Рассказы учащихся о семьях сопровождаются показом рисунков или слайдов.

- Семьи все разные. А чем они различаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. А какие традиции есть в ваших семьях?

Выслушиваются рассказы детей.

VІІІ. Игровое задание «Строительство дома». Работа в группах.

Учитель. Предлагаю вам сейчас на уроке построить дома. Брёвнышки и крышу я вам дам, а вы договоритесь, и сообща соберите их вместе.

Учащиеся собирают на доске дома, брёвна и крыша которых изготовлены из картона, используя магниты. Задание выполняется под песню «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина) в исполнении Л. Лещенко.

- Дома построены. А что в них самое главное?

Учитель выслушивает мнения учащихся и читает стихотворение:


А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

И даже люстра над столом – ещё не дом.

Да и окно с живым цветком – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле идёт речь?

Дети предлагают варианты ответов.

- Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.

ІX. Притча о ладной семье.

Учитель. Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?

Учащиеся предлагают варианты.

- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдёте в ней ответ на этот вопрос.

Жила – была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств? Но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

Тот взял лист бумаги и стал что – то писать. Писал долго – видно, не силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И это всё?

- Да, - ответил старик. – Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Китайская притча.


- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (слайд 6)

Дети. Любовь, прощение, терпение.

Напечатанные на табличках слова: «любовь», «прощение», «терпение» прикрепляются на брёвнышки домов.

Учитель. Предлагаю вам прочитать правила (слайд 7), которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:

  • Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

  • Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

  • Не причиняй боли родному человеку.

  • Помогай родителям.

  • Уважай старость.

  • Дари радость членам своей семьи.

X. Рефлексия.

Учитель. Что на уроке было самым важным? Какое задание самым интересным? Оцените свою работу на уроке.

XІ. Итог урока.

Учитель. Чему учились на уроке? Что означает слово семья? (Слайд 8). Что такое генеалогическое древо? Какие семейные традиции вы можете назвать?

Учащиеся отвечают.

XІІ. Домашнее задание.

  1. Составьте генеалогическое древо своей семьи.

  2. Нарисуйте герб семьи, объясните, что он обозначает. (Слайд 9).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Род и семья

Автор: Юркова Татьяна Васильевна

Дата: 09.08.2016

Номер свидетельства: 338872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Род и семья - исток нравственных отношений. "
    ["seo_title"] => string(48) "rod-i-siem-ia-istok-nravstviennykh-otnoshienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "166820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422990173"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Семейный праздник "Красен обед пирогами, реки-берегами, семья-традициями" "
    ["seo_title"] => string(82) "siemieinyi-prazdnik-krasien-obied-piroghami-rieki-bierieghami-siem-ia-traditsiiami"
    ["file_id"] => string(6) "190055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427100426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:  «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-tvorchieskogo-proiekta-rod-i-siem-ia-istoki-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "124639"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414757147"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Проект урока ОРКСЭ "Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества.Ценность родства и семейные ценности" "
    ["seo_title"] => string(137) "proiekt-uroka-orkse-rod-i-siem-ia-istok-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva-tsiennost-rodstva-i-siemieinyie-tsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "134633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416764295"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Исследовательская работа "Я гражданин своей семьи" "
    ["seo_title"] => string(56) "issliedovatiel-skaia-rabota-ia-ghrazhdanin-svoiei-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "232710"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442902777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства