И сказал Бог: «Да будет свет!» И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Это и был первый день творения.
Во второй день Бог создал твердь и отделил воду, которая под твердью. И назвал Бог твердь небом.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, — и явилась суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод — морями. Он повелел земле произрастить зелень, траву, плодовитые деревья — и покрылась земля всевозможными растениями. И это был день третий.
В четвертый день по Слову Божиему засияли над землей светила небесные: солнце, луна, звезды.
В пятый день Бог заселил моря рыбами, а землю — пресмыкающимися и птицами.
В шестой день на земле появились звери земные и скот. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями земными.
-И проиллюстрируем это. (Дети рисуют в альбомах цветными карандашами и фломастерами).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-учебник, иллюстрации по теме, отрывок из стихотворения Е.Екимовой «Жалость», стихи Д.Родовича,альбомы, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа: на предыдущем уроке детям раздаются стихотворения по книге А.Киселёва «Семь дней творения»(см. в приложения).
Ход урока:
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху как птицы,
плавать под водой как рыбы,
нам не хватает одного – научиться жить как люди.
Б. Шоу.
Организационный момент.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
1. Объясните значение слов «инок» и «монах».
2. Вы хотели бы найти своё призвание?
3. Почему монахи так ценят послушание?
4.Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?
5. Почему Святой Лука считал, что став монахом , он должен оставаться врачом?
3.Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний.
Обращение к эпиграфу урока.
-Рыбы, птицы, люди… Что объединяет эти понятия? (Это живые существа.)
- Откуда появились эти существа? Что говорит об этом Библия? (Все живые существа созданы Творцом)
- А что ещё было создано Творцом?(Небесные тела, земля, деревья, животные, люди, воздух, вода).
-Каким одним словом можно назвать все перечисленное?(Природа, мир.)
- А за сколько дней Бог сотворил мир? (Шесть дней).
-Давайте вспомним, в какой день и что сотворил Бог.( Слайды 1 – 9)
Дети читают стихотворения А.Киселёва к слайдам.
Вывод (или как дополнительный материал). Учитель сам может прокомментировать слайды презентации.
И сказал Бог: «Да будет свет!» И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Это и был первый день творения.
Во второй день Бог создал твердь и отделил воду, которая под твердью. И назвал Бог твердь небом.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, — и явилась суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод — морями. Он повелел земле произрастить зелень, траву, плодовитые деревья — и покрылась земля всевозможными растениями. И это был день третий.
В четвертый день по Слову Божиему засияли над землей светила небесные: солнце, луна, звезды.
В пятый день Бог заселил моря рыбами, а землю — пресмыкающимися и птицами.
В шестой день на земле появились звери земные и скот. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями земными.
-И проиллюстрируем это. (Дети рисуют в альбомах цветными карандашами и фломастерами).
2)Обращение к теме урока
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Действительно мы сегодня на уроке с вами будем говорить об отношении христианина к природе.(уточняют тему урока по учебнику и записывают её)
- Что бы вам хотелось узнать по теме нашего урока? (учитель фиксирует вопросы учащихся)
Работа с текстом учебника.
Чтение статьи учебника на стр. 84-85 (до слов «Христианское милосердие»)
1.Что вложил Бог в Библию, а что в «книгу природы»?
2.Зачем человеку нужно познавать законы природы? Что говорит об этом М.В.Ломоносов?(слайд 10)
3.Что нужно делать, что мир был безопасным и удобным?
4. Как люди ведут свою хозяйственную деятельность на земле? Каков результат этой деятельности?(слайды 11-19)
5.С какой надеждой вручил нам Бог мир?
6.Почему человек ответственен за мир? В чем заключается его ответственность?(слайд 20)
Обращение к рубрике «Это интересно» и репродукции картины И.Айвазовского «Всемирный потоп».
1.За что люди были наказаны Богом? В чем заключалось наказание?
2.Какие впечатления вызывает у вас картина И.Айвазовского?
3.В каких тонах написана картина? Почему художник выбрал такие мрачные цвета?
4А как вы думаете, почему среди тьмы мы видим свет? ( Как надежда. Путь к спасению).
5. Все ли погибли во время потопа? Кто остался в живых?( Человек и животные. Тем самым Бог дал человеку шанс на спасение и продолжение своего рода).
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
3) Обращение к отрывку из стихотворения Е.Екимовой «Жалость»
Покормил щенка в сторонке-
Он от голода страдал,
С дерева достал котёнка-
Кто-то злой его загнал.
О каком человеческом качестве идет речь?
Работа с текстом учебника (стр. 85 «Христианское милосердие»)
1.В чём проявляется милосердие?
Обращение к мозаике «Добрый Пастырь (Христос) в райском саду».
Пояснение учителя: Христос является Пастырем для нас, людей, А мы, люди, в свою очередь, в ответе за мир, потому что у нас есть разум, совесть, свобода и ответственность.
Работа с терминами.
Природа- животный и растительный мир вокруг нас.
Милосердие-готовность помочь другому человеку, не ожидая награды, и готовность простить того, кто поступил с тобой плохо.
Культура- это всё то, во что вложено вдохновение и труд человека.
Труд- целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей.
Рефлексия
Обращение к эпиграфу урока.
- Как вы поняли слова : «… научиться жить как люди»?
- Как связаны между собой эти понятия?(Благодаря милосердию, культуре, труду человек может сохранить природу).
- Что такое христианское милосердие?
- На все ли вопросы, поставленные нами в начале уроке, мы с вами ответили?