Урок ОРКСЭ в 4 классе
Основы православной культуры
«Отношение христианина к природе»
Учитель
Чинакал Наталия Юрьевна
МБОУ ООШ имени Н.Д.Серова
с.Юнгеровка Лысогорского района
Саратовской области
Тема: Отношение христианина к природе.
Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир.
Задачи урока:
– освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;
– осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;
– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, пазлы для составления картины.
Ход урока:
Выявление восприятия, мотивация.
1) Прослушивание песни « Природа».
(слайд 1 с изображением природы)
О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
2) Вводная беседа.
Вы часто гуляете на лоне природы?
Что такое природа?
Есть ли у вас любимые места на природе? Расскажите о них.
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Он сотворил за шесть дней природу и человека и вложил в мир Свою любовь и мудрость. Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.
3) Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение второго абзаца)
Осмысление прочитанного. (слайд 2 – портрет М.В.Ломоносова)
О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом?
Как вы понимаете мысль Ломоносова о двух книгах, данных Творцом человеку?
Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял?
4) А сейчас послушайте одну историю. (слайд 3 – портрет И.Ньютона)
Как-то Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «Ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все создается и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!». Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-солнце. Вокруг третьей планеты Земля вращалась луна. Планеты можно было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное.
Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: «Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!». На что Ньютон вполне серьезно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!». Гость растерялся: «Да вы шутите, такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот случайно возникнуть! Ее обязательно кто-то изготовил!». Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее – эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки все же нужен творец!».
– Были ли сходны мыслям Ломоносова мысли учёного: англичанина Ньютона?
5) Слово учителя о воздействии человека на природу.
6) Исследовательская работа с текстом учебника с.85
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога-Творца человеку?
Осмысление прочитанного.
Чем человек отличается от животных?
Какая разница между человеком и животными, по замыслу Божьему?
На какую ступень Бог ставит человека?
Как человек должен относиться к природе, по замыслу Божьему? Что в этой логике делаете вы?
В чем проявляется милосердие к животным?
Есть ли у вас домашние питомцы, и какие у вас обязанности перед ними?
Расскажите о своем отношении к природе. Вы чувствуете, что сейчас можно говорить об экологической беде?
Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?
Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему?
Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?
Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным хозяином мира является Бог, а не человек? Свою точку зрения аргументируйте.
Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы - море, орлы – горы, в том числе, и от человека.
Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?
Расскажите о значении слова экология. (Экология /социальная/ – раздел науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?
7) Чтение материала о Ноевом ковчеге. С.85 (слайд 4 И.Айвазовский «Всемирный потоп»)
О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?
Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом обезьянку или медвежонка?
Как в поведении Ноя проявилось его послушание Богу?
Представьте себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.
Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для современного человека? Обязан ли современный человек Ною?
Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?
Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?
8) Мини-проект «Что мы можем сделать для улучшения среды?»
(работа в парах, группах)
Описание:
Участники,
Цель,
Действия,
Результат.
9) Прочитайте отрывок стихотворения замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева: (слайд 5)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Как вы понимаете эти слова?
Чем для христианина является природа?
10) Практическая работа.
Нарисуйте три круга. Расположите их один над другим. Впишите в них слова: «Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке следования (иначе говоря, иерархии). Как вы думаете: мир иерархичен (то есть упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке) или беспорядочен? От чего это зависит?
11) Так как человек является частью природы и должен о ней заботиться, давайте составим правила отношения человека к природе. ( У детей пазлы, по количеству которых должны быть составлены правила отношения человека к природе. Затем правила зачитываются, прикрепляются на видное место, а пазлы собираются в картину с изображением красивого уголка природы.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Рассмотрите иконы святых, где они изображены вместе с животными. Залогом чего для всех нас может стать такая дружба? (слайд 6)
Вы помните, что в раю не было вражды между человеком и животными. Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека).
В заключении послушайте стихотворение:
Родная природа.
Люблю родную я природу:
Поля и реки, и леса.
И в ясный день, и в непогоду
Мне дорога её краса.
Люблю бродить я по дорожкам
В густом лесу, между полей.
И нету места мне дороже,
Милей, привольнее, родней.
Пруды, луга, леса, тропинки
Все сердцу дороги, милы.
Знакома каждая травинка,
Цветочек, деревце ветлы.
А сколько здесь грибов и ягод!
Полей незримые края!
Взгляни на север и на запад
Всё это - Родина моя!
Природы прелесть дорогую
Должны мы с детства охранять.
Чтобы цвела Земля родная,
Чтобы могла всем счастье дать.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
(по выбору)
1. Напишите мини-сочинение на тему:
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?».
2. Нарисуй иллюстрацию к Библейской истории «Всемирный потоп».
3. Ответьте на вопросы учебника с. 85.
Использованные источники:
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/14
http://www/russkiymir.ru
8