kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отношение христианина к природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Урок по теме «Отношение христианина к природе» проводится в 4 классе при изучении модуля «Основы православной культуры». На изучение данной темы отводится один учебный час.

Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир.

Задачи урока:

– освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;

– осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, пазлы для составления картины.

   В ходе урока для организации познавательной деятельности обучающихся используется метод проекта, исследовательская работа, практическая работа, анализ отрывка литературного произведения, музыкальное сопровождение.

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Основы православной культуры


«Отношение христианина к природе»






Учитель

Чинакал Наталия Юрьевна

МБОУ ООШ имени Н.Д.Серова

с.Юнгеровка Лысогорского района

Саратовской области




Тема: Отношение христианина к природе.


Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир.

Задачи урока:

– освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;

– осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи.


Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, пазлы для составления картины.


Ход урока:

Выявление восприятия, мотивация.

1) Прослушивание песни « Природа».

(слайд 1 с изображением природы)

О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

2) Вводная беседа.

Вы часто гуляете на лоне природы?

Что такое природа?

Есть ли у вас любимые места на природе? Расскажите о них.


Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Он сотворил за шесть дней природу и человека и вложил в мир Свою любовь и мудрость. Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.

  • Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить на этом уроке?

3) Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение второго абзаца)

Осмысление прочитанного. (слайд 2 – портрет М.В.Ломоносова)

  • О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

  • Как вы понимаете мысль Ломоносова о двух книгах, данных Творцом человеку?

  • Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял?


4) А сейчас послушайте одну историю. (слайд 3 – портрет И.Ньютона)

Как-то Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «Ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все создается и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!». Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-солнце. Вокруг третьей планеты Земля вращалась луна. Планеты можно было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное.

Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: «Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!». На что Ньютон вполне серьезно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!». Гость растерялся: «Да вы шутите, такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот случайно возникнуть! Ее обязательно кто-то изготовил!». Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее – эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки все же нужен творец!».


– Были ли сходны мыслям Ломоносова мысли учёного: англичанина Ньютона?


5) Слово учителя о воздействии человека на природу.

6) Исследовательская работа с текстом учебника с.85

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога-Творца человеку?

Осмысление прочитанного.

  • Чем человек отличается от животных?

  • Какая разница между человеком и животными, по замыслу Божьему?

  • На какую ступень Бог ставит человека?

  • Как человек должен относиться к природе, по замыслу Божьему? Что в этой логике делаете вы?

  • В чем проявляется милосердие к животным?

  • Есть ли у вас домашние питомцы, и какие у вас обязанности перед ними?

  • Расскажите о своем отношении к природе. Вы чувствуете, что сейчас можно говорить об экологической беде?

  • Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?

  • Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему?

  • Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?

  • Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным хозяином мира является Бог, а не человек? Свою точку зрения аргументируйте.

  • Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы - море, орлы – горы, в том числе, и от человека.

  • Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

Расскажите о значении слова экология. (Экология /социальная/ – раздел науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

7) Чтение материала о Ноевом ковчеге. С.85 (слайд 4 И.Айвазовский «Всемирный потоп»)

  • О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

  • Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом обезьянку или медвежонка?

  • Как в поведении Ноя проявилось его послушание Богу?

  • Представьте себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.

  • Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для современного человека? Обязан ли современный человек Ною?

  • Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?

  • Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?

8) Мини-проект «Что мы можем сделать для улучшения среды?»

(работа в парах, группах)

Описание:

  • Участники,

  • Цель,

  • Действия,

  • Результат.


9) Прочитайте отрывок стихотворения замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева: (слайд 5)


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Как вы понимаете эти слова?

Чем для христианина является природа?

10) Практическая работа.

Нарисуйте три круга. Расположите их один над другим. Впишите в них слова: «Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке следования (иначе говоря, иерархии). Как вы думаете: мир иерархичен (то есть упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке) или беспорядочен? От чего это зависит?

11) Так как человек является частью природы и должен о ней заботиться, давайте составим правила отношения человека к природе. ( У детей пазлы, по количеству которых должны быть составлены правила отношения человека к природе. Затем правила зачитываются, прикрепляются на видное место, а пазлы собираются в картину с изображением красивого уголка природы.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Рассмотрите иконы святых, где они изображены вместе с животными. Залогом чего для всех нас может стать такая дружба? (слайд 6)

Вы помните, что в раю не было вражды между человеком и животными. Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека).

В заключении послушайте стихотворение:

Родная природа.

Люблю родную я природу:

Поля и реки, и леса.

И в ясный день, и в непогоду

Мне дорога её краса.


Люблю бродить я по дорожкам

В густом лесу, между полей.

И нету места мне дороже,

Милей, привольнее, родней.


Пруды, луга, леса, тропинки

Все сердцу дороги, милы.

Знакома каждая травинка,

Цветочек, деревце ветлы.


А сколько здесь грибов и ягод!

Полей незримые края!

Взгляни на север и на запад

­Всё это - Родина моя!


Природы прелесть дорогую

Должны мы с детства охранять.

Чтобы цвела Земля родная,

Чтобы могла всем счастье дать.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

(по выбору)

1. Напишите мини-сочинение на тему:

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?».


2. Нарисуй иллюстрацию к Библейской истории «Всемирный потоп».


3. Ответьте на вопросы учебника с. 85.


Использованные источники:

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/14

http://www/russkiymir.ru

8



Просмотр содержимого презентации
«1»

М.В.Ломоносов

М.В.Ломоносов

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон

И Айвазовский. Всемирный потоп.

И Айвазовский. Всемирный потоп.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...  Ф.И.Тютчев

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф.И.Тютчев


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Отношение христианина к природе.

Автор: Чинакал Наталия Юрьевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Отношение христианина к природе. "Словарик главных слов"."
    ["seo_title"] => string(54) "otnoshieniiekhristianinakprirodieslovarikghlavnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "324351"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462436555"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по ОПК в 4 классе по теме " Отношение христианина к природе" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-po-opk-v-4-klassie-po-tiemie-otnoshieniie-khristianina-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "122612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414313472"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тема урока: «Отношение христианина к природе». "
    ["seo_title"] => string(48) "tiema-uroka-otnoshieniie-khristianina-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "110742"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406545357"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Христианина и природа"
    ["seo_title"] => string(22) "khristianina-i-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "312206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459319024"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация на тему: "Отношение христианина к природе" "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-na-tiemu-otnoshieniie-khristianina-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "174301"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424106353"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства