kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОРКСЭ "Монастырь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Республика Крым,г.Симферополь,Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ №31".Учитель: Бородкина Лилия Сергеевна. Открытый урок по предмету "Основы религиозной культуры светской этики" разработан для 4 класса. Тема урока "Монастырь". Урок связан с работой по учебнику и призентацией. Цель: сформировать у детей  представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах  монашества. Задачи (в том числе формирование УУД): Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия. 1.     Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря; 2.     Проанализировать смысл монашеских обетов; 3.     Изучить монашеские одежды; 4.     Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь; 5.     Воспитывать любовь и  уважение к  православным святыням России; Новые слова: монах, монастырь, мантия, чётки, клобук. Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», колокольный звон.

Ход урока: I. Организационный момент. II. Подготовка к изучению нового материала (Колокольный звон, иллюстрация с изображением монастыря) 

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

2. Ресурсный круг

3. Чтение стихотворения учеником.

III. Словарная работа (работа над основными понятиями урока):

VI.Работа в группах

 Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.119-124 обсудите вопросы и дайте ответ:

1. Стр.119 (4 абзац). Кто был первым монахом?

2. Стр.120 (4 абзац). Чем занимались городские монахи?

3. Стр. 121 Расскажите о монашеском облачении

V. Закрепление.

Тестовые задания (могут выполняться индивидуально, в парах, в четверках):

VI. Проверка теста.

VIII. Рефлексия. Ресурсный круг

IX. Домашнее задание 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ "Монастырь" »

Республика Крым

г.Симферополь

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"СОШ №31"

Учитель: Бородкина Лилия

Сергеевна


Урок  в 4 классе.

Модуль: «Основы православной культуры».

Тема: «Монастырь».

Цель: сформировать у детей  представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах  монашества.

Задачи (в том числе формирование УУД):

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

  1. Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;

  2. Проанализировать смысл монашеских обетов;

  3. Изучить монашеские одежды;

  4. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;

  5. Воспитывать любовь и  уважение к  православным святыням России;

Новые слова: монах, монастырь, мантия, чётки, клобук.


Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», колокольный звон.


Ход урока


I. Организационный момент.

- Ребята! Сегодня мы познакомимся с православным монастырём, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь,  чем занимаются монахи, какова цель их жизни.


II. Подготовка к изучению нового материала

(Колокольный звон, иллюстрация с изображением монастыря)

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

- Ребята, где мы можем слышать колокольный звон? (В храме, на колокольне, в монастыре).

2. Ресурсный круг

- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

3. Чтение стихотворения учеником.

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.


- О чем стихотворение? (О монастыре)

- Чем храм отличается от монастыря?

- Есть ли в Симферополе монастырь?

- Кто из вас был в монастыре?

- Что вам особенно запомнилось?

- Какие особенности в поведении людей на территории

монастыря вы заметили?

- Какие впечатления остались от посещения святого места?

- Готовы ли вы к новым открытиям?

- Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.                                                                                                      

 Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.


 Первые христианские монахи появились в конце  III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать, в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах,  чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. 

Возглавляет монастырь,  правящий в области архиерей, епископ или архиепископ.

Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто.  Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём,  они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. 

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

- Исполнение заповедей Господних;

- Добровольная нищета;

- Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.

Торжественно на монаха надевают его новую одежду.


III. Словарная работа (работа над основными понятиями урока):

Монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин - «один»;

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.


Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.


Инок - монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель (синонимы).

Обет - даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.


VI.Работа в группах

Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.119-124 обсудите вопросы и дайте ответ:

1. Стр.119 (4 абзац). Кто был первым монахом?

2. Стр.120 (4 абзац). Чем занимались городские монахи?

3. Стр. 121 Расскажите о монашеском облачении


V. Закрепление.

Тестовые задания (могут выполняться индивидуально, в парах, в четверках):


VI. Проверка теста.


VIII. Рефлексия. Ресурсный круг

– Что самое интересное было в уроке?

IX. Домашнее задание

Ответить устно на вопросы на с. 124







































Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.

Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.

Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.

Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОРКСЭ "Монастырь"

Автор: Бородкина Лилия Сергеевна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока по ОРКСЭ " Монастырь.""
    ["seo_title"] => string(32) "konspekt_uroka_po_orkse_monastyr"
    ["file_id"] => string(6) "507754"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555690146"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация по модулю "ОРКСЭ". Тема урока "Монастырь" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-po-moduliu-orkse-tiema-uroka-monastyr"
    ["file_id"] => string(6) "182705"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425572784"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Проверочная работа по ОРКСЭ (ОПК) по теме: "Монастырь" "
    ["seo_title"] => string(53) "provierochnaia-rabota-po-orkse-opk-po-tiemie-monastyr"
    ["file_id"] => string(6) "190549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427191782"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект по ОРКСЭ "Пасха" "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-po-orkse-paskha"
    ["file_id"] => string(6) "243727"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445792664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства