Республика Крым,г.Симферополь,Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ №31".Учитель: Бородкина Лилия Сергеевна. Открытый урок по предмету "Основы религиозной культуры светской этики" разработан для 4 класса. Тема урока "Монастырь". Урок связан с работой по учебнику и призентацией. Цель: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества. Задачи (в том числе формирование УУД): Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия. 1. Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря; 2. Проанализировать смысл монашеских обетов; 3. Изучить монашеские одежды; 4. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь; 5. Воспитывать любовь и уважение к православным святыням России; Новые слова:монах, монастырь, мантия, чётки, клобук. Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», колокольный звон.
Ход урока: I.Организационный момент. II. Подготовка к изучению нового материала (Колокольный звон, иллюстрация с изображением монастыря)
1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):
2. Ресурсный круг
3. Чтение стихотворения учеником.
III. Словарная работа (работа над основными понятиями урока):
VI.Работа в группах
Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.119-124 обсудите вопросы и дайте ответ:
1. Стр.119 (4 абзац). Кто был первым монахом?
2. Стр.120(4 абзац). Чем занимались городские монахи?
3. Стр. 121 Расскажите о монашеском облачении
V. Закрепление.
Тестовые задания(могут выполняться индивидуально, в парах, в четверках):
VI. Проверка теста.
VIII. Рефлексия. Ресурсный круг
IX. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ "Монастырь" »
Республика Крым
г.Симферополь
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"СОШ №31"
Учитель: Бородкина Лилия
Сергеевна
Урок в 4 классе.
Модуль: «Основы православной культуры».
Тема:«Монастырь».
Цель: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.
Задачи (в том числе формирование УУД):
Познавательные УУД:формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные УУД:формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД:формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;
Проанализировать смысл монашеских обетов;
Изучить монашеские одежды;
Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;
Воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
Новые слова:монах, монастырь, мантия, чётки, клобук.
- Ребята! Сегодня мы познакомимся с православным монастырём, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни.
II. Подготовка к изучению нового материала
(Колокольный звон, иллюстрация с изображением монастыря)
1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):
- Ребята, где мы можем слышать колокольный звон?(В храме, на колокольне, в монастыре).
2. Ресурсный круг
- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?
Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…
3. Чтение стихотворения учеником.
В густой листве затерян монастырь, Над ним лишь небо, да, как вата облака. Вокруг полей российских гладь и ширь, А вдалеке виднеется река. Святой источник спрятан средь берез, Лишь только ветер шелестит листвой. Блуждаем в царстве собственных мы грез, Боясь спугнуть волнующий покой. Прозрачный воздух, ярка неба синь, А вдалеке виднеется река. В густой листве затерян монастырь, Над ним не властны время и века.
- О чем стихотворение? (О монастыре)
- Чем храм отличается от монастыря?
- Есть ли в Симферополе монастырь?
- Кто из вас был в монастыре?
- Что вам особенно запомнилось?
- Какие особенности в поведении людей на территории
монастыря вы заметили?
- Какие впечатления остались от посещения святого места?
- Готовы ли вы к новым открытиям?
- Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будетдоброе открытие.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать, в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.
Возглавляет монастырь, правящий в области архиерей, епископ или архиепископ.
Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья(если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание– обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.
Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:
- Исполнение заповедей Господних;
- Добровольная нищета;
- Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.
После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.
Торжественно на монаха надевают его новую одежду.
III. Словарная работа (работа над основными понятиями урока):
Монах- от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин - «один»;
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.
Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.