МБОУ «Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
номинация
«Лучший урок по Основам православной культуры
для общеобразовательного учреждения»
Тема урока: Пасха (№ 8)
Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.
Задачи урока:
1) познакомить с историей возникновения праздника;
2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;
3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.
Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.
План урока.
I. Организационный момент. – 1 мин.
II. Актуализация знаний. Подготовительный опрос. – 5 мин.
III. Работа над новой темой.
1. Воскресение Христа. – 2 мин.
2. Русская Пасха.
а) Название праздника – Воскресение Христово. – 3 мин.
Учитель: О чем рассказывается в Евангелии? (Евангелие — это главная книга, в которой рассказывается о земной жизни Иисуса Христа).
Слайд 4. Владимирская икона Божией Матери, 12 век.
Учитель: Кто такой Иисус Христос? (Сын Божий, Богочеловек).
Слайд 5. Распятие (египетская икона, 11-12 вв., хранится в монастыре Св. Екатерины на Синае).
Учитель: Почему Иисус Христос позволил Себя казнить через распятие?
(Чтобы победить смерть. Своим Божеством Иисус Христос победил смерть и подарил человеку бессмертие в Царстве Небесном).
Слайд 6.
Учитель: Как переводится слово «Евангелие»? («добрая весть»)
Учитель: История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
(щелчок) Весть о том, что Иисус Христос воскрес.
Учитель: Пасха – это суть христианства.
III. Работа над новой темой.
1. Воскресение Христа.
Слайд 7. Слово «воскресенье». Нестеров М.В. Воскресение.
Учитель: Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? (ответы детей)
Учитель: Знакомое вам слово «воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает огонь, жить, сиять, сверкать, освежать, ободрять, искриться. Воскресение – день возобновления жизни (возжечь заново, оживотворение, восстание из мертвых).
Учитель: Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.
Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос Воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав. Потому что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин – чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением. Как это было в жизни Христа.
Слайд 9. Имя Иисус.
Учитель: Как вы думаете, что значит Имя Иисус? ( Имя Иисусзначит «Бог спасает»).
Учитель: Христос именуется Спасителем (Спасом) потому, что на крест Он пошел ради спасения людей.
Учитель: Что угрожало тогда людям? (То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога).
Учитель: Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все последующие века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего мира». Все самые плохие последствия, которые могли бы вызвать грехи людей, Христос берет на Себя. Библия говорит, что смерть человека – это следствие его греха. Христос же, в котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.
Иисус Христос воскрес и для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.
Слайд 10. Примеры воскрешения в природе.
Учитель: В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например - гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в, казалось бы, мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья. И однажды она вылетит из него вольной бабочкой.
Учитель: Попробуйте привести примеры воскрешения в природе. (ответы детей)
2. Русская пасха.
а) Название праздника – Воскресение Христово.
Слайд 11. Рерих Н.К. Русская Пасха.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?
Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.
Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово «пасха» на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
б) Самостоятельная работа. Чтение текста.
Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 29 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.
Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
в) Работа в парах.
Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.
г) Физкультурная минутка.
д) Фронтальная работа.
Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.
Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.
Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Как люди встречают праздник Пасхи? (ответы детей)
Учитель: Правильно. Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Главный пасхальный гимн звучит так: (щелчок по «граммофончику» - аудио песнопения, хор Новокузнецкого православного духовного училища)
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».
Учитель: Какие традиции праздника вы знаете? (христосование, яйца, кулич, пасха).
Слайд 12. Христосование.
Учитель: На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос Воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос Воскресе!» принято отвечать: «Воистину Воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
(щелчок по граммофончику – аудио из Отпуста пасхального богослужения).
Слайд 13. Пасхальные яйца.
Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха, должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
Слайд 14. Пасхальный звон (учащиеся 4 класса с игуменом Амфилохием на колокольне Покровского мужского монастыря).
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам. Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах впервые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
КОЛОКОЛА
В. Шамонин
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
(щелчок по граммофончику – песня «Звонят-звонят колокола» в исполнении Л. и С. Ершовых)
IV. Рефлексия.
Слайд 15-16. Проведение праздника в школе и в районе.
Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вот так мы празднуем праздник Пасхи в нашей школе и в муниципальном районе. Дети рисуют рисунки, изготавливают поделки с символами Пасхи.
Вы с родителями готовили дома праздничные открытки. Давайте, организуем выставку открыток.
Дети выставляют открытки.
Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.
Дети объясняют свой выбор.
Слайд 17. Закрепление по вопросам (ответ на последний вопрос – щелчок, появляется текст гимна)
Учитель: Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке?
Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по ОРКСЭ "Пасха" »
МБОУ «Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
номинация
«Лучший урок по Основам православной культуры
для общеобразовательного учреждения»
«Пасха»
Подготовила: Ежова С.Б.,
учитель начальных классов
2015 год
Тема урока: Пасха (№ 8)
Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.
Задачи урока:
1) познакомить с историей возникновения праздника;
2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;
3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.
Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.
План урока.
I. Организационный момент. – 1 мин.
II. Актуализация знаний. Подготовительный опрос. – 5 мин.
III. Работа над новой темой.
1. Воскресение Христа. – 2 мин.
2. Русская Пасха.
а) Название праздника – Воскресение Христово. – 3 мин.
Учитель: О чем рассказывается в Евангелии? (Евангелие — это главная книга, в которой рассказывается о земной жизни Иисуса Христа).
Слайд 4. Владимирская икона Божией Матери, 12 век.
Учитель: Кто такой Иисус Христос? (Сын Божий, Богочеловек).
Слайд 5. Распятие (египетская икона, 11-12 вв., хранится в монастыре Св. Екатерины на Синае).
Учитель: Почему Иисус Христос позволил Себя казнить через распятие?
(Чтобы победить смерть. Своим Божеством Иисус Христос победил смерть и подарил человеку бессмертие в Царстве Небесном).
Слайд 6.
Учитель: Как переводится слово «Евангелие»? («добрая весть»)
Учитель: История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
(щелчок) Весть о том, что Иисус Христос воскрес.
Учитель: Пасха – это суть христианства.
III. Работа над новой темой.
1. Воскресение Христа.
Слайд 7. Слово «воскресенье». Нестеров М.В. Воскресение.
Учитель: Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? (ответы детей)
Учитель: Знакомое вам слово «воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает огонь, жить, сиять, сверкать, освежать, ободрять, искриться. Воскресение – день возобновления жизни (возжечь заново, оживотворение, восстание из мертвых).
Учитель: Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.
Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос Воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав. Потому что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин – чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением. Как это было в жизни Христа.
Слайд 9. Имя Иисус.
Учитель: Как вы думаете, что значит Имя Иисус? ( Имя Иисусзначит «Бог спасает»).
Учитель: Христос именуется Спасителем (Спасом) потому, что на крест Он пошел ради спасения людей.
Учитель: Что угрожало тогда людям? (То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога).
Учитель: Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все последующие века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего мира». Все самые плохие последствия, которые могли бы вызвать грехи людей, Христос берет на Себя. Библия говорит, что смерть человека – это следствие его греха. Христос же, в котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.
Иисус Христос воскрес и для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.
Слайд 10. Примеры воскрешения в природе.
Учитель: В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например - гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в, казалось бы, мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья. И однажды она вылетит из него вольной бабочкой.
Учитель: Попробуйте привести примеры воскрешения в природе. (ответы детей)
2. Русская пасха.
а) Название праздника – Воскресение Христово.
Слайд 11. Рерих Н.К. Русская Пасха.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?
Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.
Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово «пасха» на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
б) Самостоятельная работа. Чтение текста.
Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 29 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.
Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
в) Работа в парах.
Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.
г) Физкультурная минутка.
д) Фронтальная работа.
Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.
Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.
Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Как люди встречают праздник Пасхи? (ответы детей)
Учитель: Правильно. Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Главный пасхальный гимн звучит так: (щелчок по «граммофончику» - аудио песнопения, хор Новокузнецкого православного духовного училища)
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».
Учитель: Какие традиции праздника вы знаете? (христосование, яйца, кулич, пасха).
Слайд 12. Христосование.
Учитель: На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос Воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос Воскресе!» принято отвечать: «Воистину Воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
(щелчок по граммофончику – аудио из Отпуста пасхального богослужения).
Слайд 13. Пасхальные яйца.
Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха, должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
Слайд 14. Пасхальный звон (учащиеся 4 класса с игуменом Амфилохием на колокольне Покровского мужского монастыря).
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам. Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах впервые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
КОЛОКОЛА
В. Шамонин
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
(щелчок по граммофончику – песня «Звонят-звонят колокола» в исполнении Л. и С. Ершовых)
IV. Рефлексия.
Слайд 15-16. Проведение праздника в школе и в районе.
Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вот так мы празднуем праздник Пасхи в нашей школе и в муниципальном районе. Дети рисуют рисунки, изготавливают поделки с символами Пасхи.
Вы с родителями готовили дома праздничные открытки. Давайте, организуем выставку открыток.
Дети выставляют открытки.
Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.
Дети объясняют свой выбор.
Слайд 17. Закрепление по вопросам (ответ на последний вопрос – щелчок, появляется текст гимна)
Учитель:Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке?
Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть.
Литература
1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. Москва “ Просвещение”. 2012 год.
2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва “Даръ”. 2010 год.
3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 год.
4. Федеральный центр электронно-образовательных ресурсов.