технология информационно-компьютерная(коммуникативная) (презентация) демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине
1). Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.
Форма - мультимедийная презентация (слайд 3-5) в виде слайдов под звучание песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении Н.Романова
- Определите тему урока
2). Работа по теме
Учитель: (слайд 6) Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто же это? Монахи и монашки.
- Предлагаю вам разбиться на группы по 5 человек. Каждая группа получает свои вопросы, ответы на которые вы должны представить после прочтения и обсуждения в группах.
Читайте текст на стр. 80-82 до слов …в чем смысл жизни монахов.
Вопросы:
технология проблемно-поисковая и сотрудничества(работа в группе, отбор важной информации) прием критического мышления «З(знаю) – Х(очу узнать)-У(узнал)
Кто живет в монастырях? Кто такие монахи?
(Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи
Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?
(Ответы учащихся).
.(слайд 7) - Да, ребята, монахи одеты по-особенному
На голове носят камилавку или клобук (шлем спасения)- головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы( отложение всех печалей) и мантии(одежда нетления и чистоты). В руках неспешно перебирают четки(символ вечности, меч духовный), произнося «про себя» молитву.
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Ответы учащихся).
(слайд 8) Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
4.- Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание? (Ответы учащихся).
Все насельники монастыря выполняют определенные работы (послушания), участвуют в богослужениях и общей трапезе. Совместное проживание в монастыре дает им возможность совершенствоваться во взаимном смирении, любви и послушании как старшим, так и друг другу.
5. - Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?
(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).
6. - Какие черты характера воспитываются в монастыре?
- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.
7. -Что такое призвание? (Ответы учащихся).
- Призвание – это ваш смысл жизни.
Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.
Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.
Вы хотели бы найти свое призвание?
(Ответы учащихся).
Учитель: (слайд 9) Архитектура Монастыря
Комплекс храмов: Собор, церковь ,звонница, трапезная
Мастерские (иконописная, золотошвейная, ковровая и др.)
Богодельня (больница), детский приют, церковная школа, церковная лавка и др.
Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.
Монастыри являются духовными оплотами православия. Они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие.
Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.
В монастырях есть иконы, мощи, святые источники. Но не проводятся обряды крещения и венчания.
Учитель: (слайд 9) КЛАСТЕР технология критического мышления
- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».
(Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).
Учитель:
- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.
технология критического мышления и сотрудничества
(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)
(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:
В черном, с четками в руках, О душе своей в слезах Богу молится … (монах).
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман Говорят о многом нам: Так одет монах, друзья, Жить, как все, ему нельзя! Инок, мантией одетый, Давший Господу … (обеты).
3. Подбери синонимы к слову Монастырьтехнология игровая «Словесные игры»
Лавра пустынь община обитель аббатство храм скит
4. Логическая цепочкатехнология развития рефлексивногомышления, а на этапах закрепления – технология организации беседы
Упрощенно ее можно изобразить при помощи логической цепочки « Слово – предложение – вопрос – ответ –( оценка, если вопрос был теоретический)». Один ученик называет термин, другой придумывает предложение с этим термином, третий придумывает вопрос, четвертый – отвечает на вопрос, пятый, если вопрос теоретический, оценивает правильность ответа четвертого. Если вопрос личностный или оценочный, то цепочка прерывается на четвертом ученике. Эту технологию можно провести и по типу игры в мяч, когда учитель и дети становятся в круг и ,перебрасывая мяч, переадресовывают друг другу задание.
Монастырь – На берегу реки стоит монастырь – Кто живет в монастыре? –