kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ " Монастырь."

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель урока: Знакомство с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ " Монастырь."»

Тема урока: Монастырь.

  • Цель урока: Знакомство с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

  • Задачи: Познакомить с жизнью православных монастырей.

  • Развивать нравственные качества личности.

  • Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.

  • Развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Технологии: информационно-коммуникативная, сотрудничества, игровая, критического мышления, проблемно-поисковая



Ход урока:

технология информационно-компьютерная(коммуникативная) (презентация) демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине


1). Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.

Форма - мультимедийная презентация (слайд 3-5) в виде слайдов под звучание песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении Н.Романова

- Определите тему урока

2). Работа по теме

Учитель: (слайд 6) Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто же это? Монахи и монашки.


- Предлагаю вам разбиться на группы по 5 человек. Каждая группа получает свои вопросы, ответы на которые вы должны представить после прочтения и обсуждения в группах.

Читайте текст на стр. 80-82 до слов …в чем смысл жизни монахов.


Вопросы:

технология проблемно-поисковая и сотрудничества(работа в группе, отбор важной информации) прием критического мышления «З(знаю) – Х(очу узнать)-У(узнал)


  1. Кто живет в монастырях? Кто такие монахи?

(Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи


  1. Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?

(Ответы учащихся).

.(слайд 7) - Да, ребята, монахи одеты по-особенному

На голове носят камилавку или клобук (шлем спасения)- головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы( отложение всех печалей) и мантии(одежда нетления и чистоты). В руках неспешно перебирают четки(символ вечности, меч духовный), произнося «про себя» молитву.


  1. - Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

(Ответы учащихся).

(слайд 8) Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. 



4.- Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание? (Ответы учащихся).


Все насельники монастыря выполняют определенные работы (послушания), участвуют в богослужениях и общей трапезе. Совместное проживание в монастыре дает им возможность совершенствоваться во взаимном смирении, любви и послушании как старшим, так и друг другу.

5. - Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).


6. - Какие черты характера воспитываются в монастыре?

(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.



7. -Что такое призвание? (Ответы учащихся).

- Призвание – это ваш смысл жизни.

Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.

Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.

Вы хотели бы найти свое призвание?

(Ответы учащихся).


Учитель: (слайд 9) Архитектура Монастыря

Комплекс храмов: Собор, церковь ,звонница, трапезная

Хозяйственные помещения (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, ферма)

Мастерские (иконописная, золотошвейная, ковровая и др.)

Богодельня (больница), детский приют, церковная школа, церковная лавка и др.


Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.

Монастыри являются духовными оплотами православия. Они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие.

Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.

В монастырях есть иконы, мощи, святые источники. Но не проводятся обряды крещения и венчания.



Учитель: (слайд 9) КЛАСТЕР технология критического мышления


- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

(Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).


Учитель:

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.


технология критического мышления и сотрудничества

(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)


(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:

В монастыре запрещается:

  • громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

  • говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

  • носить шорты на территории монастыря;

  • лицам женского пола находиться без головного убора.)

  • использование косметики, особенно губной помады


Учитель: (слайд 10) технология проблемно-поисковая


: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

а) мирянин, послушник, монах, инок;

б) клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

в) трапезная, келья, скит, столовая.




В конце каждого урока идёт размышление о своём внутреннем состоянии,   то есть – рефлексия (« Что говорит моё сердечко?»).

Или

Рефлексия «Комплимент».

Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

За что можно похвалить себя?

За что можно похвалить учителя?



Дополн.задания:


технология проблемно - поисковая (развиваем самост.мышление)

Тестовые задания:

  1. Закончите предложение:


Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.


2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.


3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.


4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.





2. Доскажи словечко технология игровая «Словесные игры»


В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится … (монах).

Вторая загадка:

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … (обеты). 


3. Подбери синонимы к слову Монастырь технология игровая «Словесные игры»

Лавра пустынь община обитель аббатство храм скит

4. Логическая цепочка технология развития рефлексивного мышления, а на этапах закрепления – технология организации беседы

Упрощенно ее можно изобразить при помощи логической цепочки « Слово – предложение – вопрос – ответ –( оценка, если вопрос был теоретический)». Один ученик называет термин, другой придумывает предложение с этим термином, третий придумывает вопрос, четвертый – отвечает на вопрос, пятый, если вопрос теоретический, оценивает правильность ответа четвертого. Если вопрос личностный или оценочный, то цепочка прерывается на четвертом ученике. Эту технологию можно провести и по типу игры в мяч, когда учитель и дети становятся в круг и ,перебрасывая мяч, переадресовывают друг другу задание.

Монастырь – На берегу реки стоит монастырь – Кто живет в монастыре? –

В монастыре живут монахи, послушники

  1. Синквейн

1.тема (одно слово существительное)

2.описание темы (два прилагательных)

3. действия в рамках темы (три глагола)

4.фраза, показывающая отношение к теме

5. слово, которое повторяет суть темы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ " Монастырь."

Автор: Иванова Наталья Александровна

Дата: 19.04.2019

Номер свидетельства: 507754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока ОРКСЭ с презентацией"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_orkse_s_priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "382889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485184942"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект по ОРКСЭ "Пасха" "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-po-orkse-paskha"
    ["file_id"] => string(6) "243727"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445792664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства