Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья, семейные ценности" (ОРКСЭ)»
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: «Семья, семейные ценности»
Основы религиозных культур и Светской этики.
Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина;
Задачи урока:
- воспитывать уважительное отношение к родителям, семейным ценностям, традициям.
- способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
- воспитание чувства ответственности, любви к своим ближним.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
2.Актуализация опыта обучающихся по теме урока.
- Ребята, наш урок начнется необычно: я предлагаю вам прослушать маленькую сказку и подумать, чем мы можем помочь главному герою сказки.
(звучитмузыкальный фон)
- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку. В гости друг к дружке редко приезжают, больше смс-поздравления с праздником шлют. А что до дома родительского, так совсем про него и забыли. Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды подул сильный ветер и развалил избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!
Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету.
-Дети, почему Кузя до сих пор бродит по свету? (у него нет дома)
- Как, по- вашему мнению, можем ему помочь? Посовещайтесь в группах.
( построить дом, позвать в свой дом).
- Мы пришли к общему мнению, что нужно сделать?
- Давайте ему построим дом!
- Жил-жил Кузя. Всё ему нравится, вроде бы крыша над головой есть, но грустно ему, очень скучно.
Ведь дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне живой цветок - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста.
- Посовещайтесь в группах, дайте ответ на вопрос
- Почему Кузе грустно? Выслушиваем ответы детей (в доме пусто, должны жить люди – семья).
- И вот однажды вечером, когда на улице дул холодный ветер и шёл сильный дождь, в доме Кузи открылась дверь и вошли люди: папа, мама и их дети. Они очень замерзли и устали. Папа разжёг огонь в печи. Стало тепло и уютно. Кузя вдруг за долгое время почувствовал себя счастливым, потому что он понял, что у него теперь есть семья.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Действительно, сегодня наш разговор пойдет о семье, о взаимоотношениях в ней, о семейных ценностях. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно означает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Давайте обратимся к справочной литературе словарю Ожегова и узнаем, как трактуется это слово. Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же - родные нам люди- мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Великий русский писатель Л.Н.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Это действительно, так. В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
В настоящее время это качество семьи утратило силу. Семьи зачастую живут в больших домах, редко собираются вместе за общим столом. В современных семьях по 1-2 ребенка, редко – больше.
Тема на доске и на слайде«СЕМЬЯ. Семейные ценности».
Давайте сформулируем цели урока. Чему мы должны научиться на уроке?
3. Групповая-творческая работа « Ценности семьи»
- Как вы думаете, что такое семейные ценности?
Семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Это то, что важно и ценно, и уважаемо всеми членами семьи, их общие интересы.
Для большинства людей семейные ценности одинаковы. Какие они, мы постараемся выяснить. Более того, сама семья – тоже ценность.
- Вот сейчас мы и перечислили ценности, которые составляют основу каждой семьи. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы..
1) Прочитайте текст и скажите, о какой семейной ценности говорится в нем?
После этого, как бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернешься, бывало в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие. Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие…
О ком или о чем говорится в тексте? Что об этом говорится?
На слайде появляется запись: любовь к близким и к богу – одна из первых семейных ценностей.
– В Русской Православной Церкви есть святые Петр и Феврония, которых считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.
Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм.
В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.
Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.
Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность».
Символом этого праздника является ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности.
Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки - сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
2) Послушайте стихотворение Агнии Барто:
Разговор с дочкой.
- Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты и в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало,
А дочь кричит: - Я поняла! - И тащит одеяло.
А какой теплоте говорила мама? (о душевной)
Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? Аптечка, в которой хранятся различные лекарства, есть в каждой семье. Маленькую ранку можно обработать зеленкой, от насморка можно взять капли. А какие лекарства взять, если мы обидели членов нашей семьи? Чтобы душевные ранки не образовывались и семьи каждого из нас были крепче?
В крепкой дружной семье каждый берет на себя какие - то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь к другому.
Вторая запись: Нежность, забота, внимание ко всем членам семьи.
3. Чтение фрагмента из «Житие Сергия Радонежского».(Варфоломей)
Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим. Так жил он, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока не ушли они из жизни этой.
Третья запись: почитание и уважение родителей и старших членов семьи.
Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей.
4. Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились. Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.
Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?
В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.
Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции».
5. Знакомство с традициями русской семьи
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.
Мы назвали основные семейные ценности, без которых семья не может быть счастливой.
4.Подведение итога урока
Подошел к концу наш урок. Вспомните, как звучит тема сегодняшнего урока?
-Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную цель? Каким образом? Что на уроке у вас хорошо получилось?
5. Самооценка уч-ся по результатам урока
На уроке мне больше всего не понравилось…
На уроке мне больше всего понравилось….
Мне хотелось узнать больше о…
6. Рефлексия
- Я предлагаю вам растопить одно ледяное сердце, наполнить его теми качествами, которые есть в ваших сердцах. ( У детей на столах лежат красные листочки в виде сердечек. Учащиеся пишут на них качество, которое они считают важным для семьи и приклеивают его на большой белый лист в виде сердца).
-Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания в ваших семьях. Дарите тепло своим близким и учитесь прощать, тогда в ваших семьях будет лад. Хочу поблагодарить за работу на уроке ребят…. А еще хочу, чтобы вы принесли домой частичку любви и добра своим близким.