kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Семья, семейные ценности" (ОРКСЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Семья, семейные ценности" (ОРКСЭ) учит ценить семью, воспитывает уважительное отношение к родителям, семейным ценностям, традициям. А также способствует формированию  понимания значимости семейного воспитания для становления личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья, семейные ценности" (ОРКСЭ)»

КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: «Семья, семейные ценности»

Основы религиозных культур и Светской этики.

Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина;

Задачи урока:

- воспитывать уважительное отношение к родителям, семейным ценностям, традициям.

- способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

- воспитание чувства ответственности, любви к своим ближним.

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

2.Актуализация опыта обучающихся по теме урока.

- Ребята, наш урок начнется необычно: я предлагаю вам прослушать маленькую сказку и подумать, чем мы можем помочь главному герою сказки.

(звучит музыкальный фон)

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку. В гости друг к дружке редко приезжают, больше смс-поздравления с праздником шлют. А что до дома родительского, так совсем про него и забыли. Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды подул сильный ветер и развалил избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету.

-Дети, почему Кузя до сих пор бродит по свету? (у него нет дома)

- Как, по- вашему мнению, можем ему помочь? Посовещайтесь в группах.

построить дом, позвать в свой дом).

- Мы пришли к общему мнению, что нужно сделать?

- Давайте ему построим дом!



- Жил-жил Кузя. Всё ему нравится, вроде бы крыша над головой есть, но грустно ему, очень скучно.

Ведь дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне живой цветок - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста.

- Посовещайтесь в группах, дайте ответ на вопрос

- Почему Кузе грустно? Выслушиваем ответы детей (в доме пусто, должны жить люди – семья).

- И вот однажды вечером, когда на улице дул холодный ветер и шёл сильный дождь, в доме Кузи открылась дверь и вошли люди: папа, мама и их дети. Они очень замерзли и устали. Папа разжёг огонь в печи. Стало тепло и уютно. Кузя вдруг за долгое время почувствовал себя счастливым, потому что он понял, что у него теперь есть семья.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Действительно, сегодня наш разговор пойдет о семье, о взаимоотношениях в ней, о семейных ценностях. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно означает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Давайте обратимся к справочной литературе словарю Ожегова и узнаем, как трактуется это слово. Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же - родные нам люди- мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Великий русский писатель Л.Н.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Это действительно, так. В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

В настоящее время это качество семьи утратило силу. Семьи зачастую живут в больших домах, редко собираются вместе за общим столом. В современных семьях по 1-2 ребенка, редко – больше.

Тема на доске и на слайде «СЕМЬЯ. Семейные ценности».

Давайте сформулируем цели урока. Чему мы должны научиться на уроке?

3. Групповая-творческая работа « Ценности семьи»

- Как вы думаете, что такое семейные ценности?

Семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Это то, что важно и ценно, и уважаемо всеми членами семьи, их общие интересы.

Для большинства людей семейные ценности одинаковы. Какие они, мы постараемся выяснить. Более того, сама семья – тоже ценность.

- Вот сейчас мы и перечислили ценности, которые составляют основу каждой семьи. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы..

1) Прочитайте текст и скажите, о какой семейной ценности говорится в нем?

После этого, как бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие. Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие…

О ком или о чем говорится в тексте? Что об этом говорится?

На слайде появляется запись: любовь к близким и к богу – одна из первых семейных ценностей.

– В Русской Православной Церкви есть святые Петр и Феврония, которых считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.

К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония. 

Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм.

В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.

Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.

Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.

8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.

С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность». 

Символом этого праздника является ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки - сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

2) Послушайте стихотворение Агнии Барто:

Разговор с дочкой.

- Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке.

Дочь удивилась: - Мерзнешь ты и в летние денечки?

- Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало,

А дочь кричит: - Я поняла! - И тащит одеяло.

А какой теплоте говорила мама? (о душевной)

Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? Аптечка, в которой хранятся различные лекарства, есть в каждой семье. Маленькую ранку можно обработать зеленкой, от насморка можно взять капли. А какие лекарства взять, если мы обидели членов нашей семьи? Чтобы душевные ранки не образовывались и семьи каждого из нас были крепче?

В крепкой дружной семье каждый берет на себя какие - то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь к другому.

Вторая запись: Нежность, забота, внимание ко всем членам семьи.

3. Чтение фрагмента из «Житие Сергия Радонежского».(Варфоломей)

Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим. Так жил он, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока не ушли они из жизни этой.

Третья запись: почитание и уважение родителей и старших членов семьи.

Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей.

4. Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции».

5. Знакомство с традициями русской семьи

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.

Мы назвали основные семейные ценности, без которых семья не может быть счастливой.

4. Подведение итога урока

Подошел к концу наш урок. Вспомните, как звучит тема сегодняшнего урока?

-Какую цель ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную цель? Каким образом? Что на уроке у вас хорошо получилось?

5. Самооценка уч-ся по результатам урока

На уроке мне больше всего не понравилось…

На уроке мне больше всего понравилось….

Мне хотелось узнать больше о…

6. Рефлексия

- Я предлагаю вам растопить одно ледяное сердце, наполнить его теми качествами, которые есть в ваших сердцах. ( У детей на столах лежат красные листочки в виде сердечек. Учащиеся пишут на них качество, которое они считают важным для семьи и приклеивают его на большой белый лист в виде сердца).

-Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания в ваших семьях. Дарите тепло своим близким и учитесь прощать, тогда в ваших семьях будет лад. Хочу поблагодарить за работу на уроке ребят…. А еще хочу, чтобы вы принесли домой частичку любви и добра своим близким.


Звучит песня «Гимн семье».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока "Семья, семейные ценности" (ОРКСЭ)

Автор: Иванникова Надежда Яковлевна

Дата: 04.03.2017

Номер свидетельства: 397768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по ОРКиСЭ  по теме "Семья. Святые образы семейного благочестия". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-orkise-po-tiemie-siem-ia-sviatyie-obrazy-siemieinogho-blaghochiestiia"
    ["file_id"] => string(6) "107040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403158408"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока №18(ОРКСЭ) "
    ["seo_title"] => string(24) "konspiekt-uroka-18-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "153921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421080532"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "МОАУ "СОШ №35 г. Орска""
    ["seo_title"] => string(21) "moau-sosh-35-gh-orska"
    ["file_id"] => string(6) "311433"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459192158"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "МОАУ "СОШ №35 г. Орска""
    ["seo_title"] => string(23) "moau-sosh-35-gh-orska-1"
    ["file_id"] => string(6) "311434"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459192166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства