Конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм" 4 класс
Конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм" 4 класс
Материал урока дает представление о назначении православного храма и его устройстве. На уроке происходит развитие мотивации к изучению православной культуры. Материал конспекта можно использовать на внеурочных мероприятиях духовно-нравственной, патриотической, краеведческой направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм" 4 класс »
7
Тема урока «Православный храм»
Цель урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Оборудование и материалы к уроку:
учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2012 г.;
рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.;
компьютер,
проектор,
презентация слайдов.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Добрый день! Я рада встрече с вами. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.
Повторение изученного на прошлом уроке.
- Давайте вспомним тему прошлого урока. (Золотое правило этики)
- Как звучит это правило?
- Почему правило золотое? (это главное правило человеческих отношений.
- Прочитайте это правило еще раз и запомните его.
2.Актуализация знаний. Введение в тему урока.
-Разгадайте загадки и по первым буквам отгадок постарайтесь определить тему сегодняшнего урока (ответы записывает на доске).
Человек, который принял учение Иисуса Христа (христианин)
Наша Родина (Россия)
Ученики Иисуса Христа (Апостолы)
Обращение к Богу (Молитва)
- Какое ключевое слово у нас получилось? (Храм)
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
- Найдите слова синонимы к слову храм (церковь, собор, часовня).
- Храм или церковь всегда были центром жизни людей. Храм был очень важен в жизни человека. Если есть в поселении храм, то это село, если нет – деревня. Современный русский город или село невозможно представить без храма. Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному.
- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:
* Я считаю, что человеку нужны храмы…..
* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..
- Вам уже приходилось бывать в православных храмах?
- В каких храмах вы были?
……
Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
- Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен храм и что люди делают в храмах.
3. Изучение нового материала.
3.1. Храмы России
- Сейчас вы увидите слайды с изображением храмов России. (Слайды 2 – 5).
- Посмотрите на наши храмы. Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы? (У всех есть купол и на куполе крест)
- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства, его победы над злом).
3.2. Внешние особенности храма. (Сообщения учащихся)
(Первое сообщение)
Внешне храмы могут отличаться друг от друга. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой, к которой Церковь ведет людей, ведь у круга нет ни начала, ни конца.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
(Второе сообщение)
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Золотые купола символизируют божественную славу
(Слайд 6, 7).
Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность (Слайд 8, 9). Храмы, освященные в честь святых, имеют зеленые купола.
(Третье сообщение)
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
3.3 Заочная экскурсия в храм.
- Над входом в храм, как правило, располагается икона Спасителя, Божией Матери или кого-либо из святых. Они словно приглашают вступить под покров святых сводов.
Слайд 10.
Храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
- Первая за дверями, совсем небольшая часть храма называется притвор. Она предваряет храм и символизирует человеческий мир, который ещё не принял Христа, но уже призван к духовным благам. В древности здесь молились готовящиеся к Таинству Крещения и отлученные на время от Церкви по каким-либо великим грехам-кающиеся.
В притворе продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Эти записки передаются в алтарь священнику.
- Вторая самая большая часть – место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.
В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон ставят свечи, молясь за себя, о здравии близких и родных. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.
Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах. Только одного нельзя: нельзя в молитве желать зла.
С левой стороны - квадратный столик. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
Слайд 11, 12.
- Главнейшая часть храма – это алтарь, место святое. Священник обычно молится именно там, и никто другой не имеет права туда входить.
Самое важное место в алтаре престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Притвор означает грешное человечество, Землю. Алтарь символизирует Небо. Храм всегда ставили алтарём на восток - навстречу солнцу. Итак, и горизонталь, и вертикаль в храме устремляют человека от Земли к Небу, от суеты земной - к Богу.
3.4 Работа в группах (по тексту учебника)
Прочитайте текст учебника, который указан на вашей карточке и дайте определения понятиям.
1 группа – с.49 понятие – икона
2 группа – с.50 понятие – благословение
3 группа – с.50 понятие – иконостас
Выступление одного учащегося от группы.
4. Проверка усвоения нового материала.
Рабочая тетрадь. Урок 14.
Задание 1 (сделай подписи к картинкам)
Задание 2
Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.
Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.
Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.
5. Церковный этикет.
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
- Как мы заходим в храм?
- Как мы стоим во время богослужения?
6. Итог урока.
- О чем мы говорили с вами на уроке?
- Что оказалось для вас особенно важным?
- Для чего люди ходят в храм?
7. Домашнее задание.
Общее:
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
- узнать, какие храмы есть в нашем округе
- прочитать стр.48-51 учебника
- ответить на вопросы стр.51
Индивидуальное:
- нарисовать храм вашей мечты
- подобрать и выучить стихотворение о храме
- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»
Учебно-методическое обеспечение:
Основы мировых религиозных культур, Москва ГАОУ ВПО МИОО, 2012;
Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;