- представление места и роли храма в православной культуре, в жизни человека и общества
-формирование умения вести диалог с автором.
2. Метапредметные:
-развитие умения систематизировать знания.
-формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы;
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
3. Личностные:
- формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими обучающимися;
-формировать умение понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Ориентировочно-мотивационный этап | Сейчас вы попробуете отгадать загадку. Отгадка к ней и будет темой нашего урока. Этот дом – не просто дом. Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин. Кто-то с мамой, кто один Помолиться в этот дом Ходит в трепете святом По утрам и вечерам… Это -…. О чем же мы узнаем на уроке? Правильно. Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы побываем в православном храме. Храм Божий на горе мелькнул И детски чистым чувством веры Внезапно на душу пахнул… Нет отрицанья, нет сомненья, И шепчет голос неземной: Войди с открытой головой! Войди! Христос наложит руки И снимет волею своей С души оковы, с сердца муки И язвы с совести больной… Н.А.Некрасов А кто из вас бывал в храме? Что вы там чувствовали? Как вы думаете, зачем приходят люди в храм? Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму – это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе Русь сейчас невозможно представить без храмов. Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл огромную роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей: от крещения в студеной купели до гробовой доски неразрывно была связана с храмом. | Мотивация учащихся к изучению темы урока. Просмотр слайдов презентации. Православный храм! О храме Чтобы молиться. Обращаться к Богу |
II Операционно-исполнительный этап. | Сегодня мы поговорим о истории Горетовского храма. Село Горетово – одно из старейших поселений края. Его история насчитывает более семи веков. К началу 14 века земли деревни Горетово и его окрестностей входили в состав Рязанского княжества. После установления на Руси татарского ига через Горетовские земли, по правому берегу Оки, пролегал путь ханских туменов (войско из 10 тысяч всадников) от Рязани до Коломны. Эта дорога называлась Ордынской и заканчивалась в Москве на Ордынке. В Рождественский пост 1385 года Сергий пошел в Рязань. «… После успешной дипломатической миссии в Рязани (после чего Коломна возвращена Москве) преподобный Сергий Радонежский возвращался в Москву. Передвигался он всегда пешком, опираясь на посох. Одну из ночей в пути он провел в слободке Горетова. Проснувшись до рассвета, он долго молился о душах убиенных в усобице христиан и о даровании мира и согласия на русской земле. Встретив рассвет и умилившись красотой этих мест, преподобный Сергий посоветовал горетовцам устроить храм на горнем месте, а сам продолжил путь…» Сведений о строительстве храма не сохранились из-за пожаров. В 1595 упоминается о монастыре слободы Горетово. При императрице Екатерине II была проведена административная реформа, согласно которой село Горетово вошло в состав Зарайского уезда Рязанского наместничества. В 1859 году начато и в 1861 году окончено строительство каменной Захарие-Елисаветинской церкви с двумя приделами. Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. До 1898 года в ней хранили богослужебные книги с надписью Горетовского монастыря. Церковной земли при ней было 33 десятины. В состав прихода до революции входили: село Горетово, деревни Выкопанка, Подлипки, Ивичево, Чупраково городище и Двуглинково, в коих числилось душ 1270 мужского и 1366 женского пола. В 1929 году после проведения административно-территориальнйо реформы село Горетово вошло во вновь образованный Луховицкий района Московской области. В 1937 году церковь закрыли, служителей храма арестовали. За годы лихолетья от церкови осталась одна стена. В настоящее время возрожденная церковь в селе Горетово носит имя святой мученицы Параскевы. В 1997 году была зарегистрирована община храма св. муч. Параскевы Пятницы, начались работы по восстановлению и строительству. Святая Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий в семье богатого сенатора. Ее родители были христианами: они жили в страхе Божьем, строго соблюдая заповеди Господни. Супруги особо почитали пятницу и проводили этот день в посте и молитве, щедро подавая милостыню. За это Бог послал им в день пятницы дочь, которую они нарекли Параскевой. Настоятель — протоиерей Сергий | Усвоение новых знаний. Просмотр слайдов презентации |
Физминутка | Вот мы руки развели, словно удивились. И у храма до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямлялись, Ниже, ниже, не ленись. Поклонись и улыбнись! | |
Работа в группах: | 1 группа читает о том, какие материалы использовались для строительства храмов: 2 группа – об отличии внешнего вида храмов от других зданий. Затем один из членов каждой группы рассказывает о том, что он узнал, остальные добавляют. Карточка для первой группы: Первые храмы строились из дерева, имели высоко поднятые от пола и узкие окна. В конце X в. начали строить из плинфы- широкого и плоского кирпича. Например, серый валун. Его без всякой обработки использовали для кладки стен. Карточка для 2 группы: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Иисусу Христу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола. | Выступление обучающихся. |
Работа с учебником | А сейчас откройте учебник на странице 52 и найдите определение православного храма. Прочитайте. (Православный храм - это также памятник христианской архитектуры. Храм строился и украшался трудом многих людей: архитекторов, строителей, художников.) Ребята, красота украшений православных храмов есть отражение любви христиан к Богу. Для них православные храмы являются святынями, так как они создавались специально для молитвенного общения человека с Богом.
| Находят определение понятий и готовят выступление. Храм - здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. Алтарь(лат. высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол, самое священное место в христианском храме. Иконостас –– перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Царские врата – двери для прохода в алтарь. |
Коллективная работа | - Ребята, вы прослушали сообщение. Как же люди назвали первый храм? (Скинией) - Как она была устроена? - Что находилось в святилище? - Посмотрите внимательно на Храм Христа Спасителя и скажите, что по форме напоминают купола? (Форму свечи. Форму луковицы.) - Действительно, ребята, в древнерусском храмовом зодчестве было принято строить купола православных храмов в виде «луковицы» или «шлема». Покрытые золотом, они горят, как гигантские свечи. А свеча обозначает христианскую молитву.-Обратите внимание, что купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест, возвещая всему миру радостную весть, что через крестную Жертву Христа всем людям открыта дверь на Небо. - А знаете ли вы, что часто на храме глав строят не одну, а несколько. А что символизирует разное количество куполов? Об этом нам расскажут ребята. 1 ученик: Две главы означают два естества в Иисусе Христе: Божеское и человеческое. 2 ученик: Три главы - это Три Лица Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. 3ученик: Пять глав - Иисус Христос и четыре евангелиста. 4 ученик: Семь глав - это семь Таинств и семь Вселенских Соборов. 5 ученик: Девять глав - это девять чинов Ангельских. - Иногда строят и большее количество глав. | Высказывают свою точку зрения Рассказы обучающихся |
| Правила поведения в церкви Иисус Христос сказал о храме так: «Дом Мой есть дом молитвы». Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? - Сейчас вы услышите стихотворение, которое поможет вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они.. (для мальчиков) Скромную надень одежду, В брюках в храм идет невежда. Голову платком покрой И тихонько в храме стой.(для девочек) Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом, Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись.( для всех)
И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен. Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи. - Как мы заходим в храм? - Как мы должны стоять во время богослужения? - Как оканчивается божественная Литургия? | Проявляют интерес к изучению темы |
III. Итог урока Рефлексия | Послушайте стихотворение : Ты приведи меня, дорога, к храму, Где день за днём и где из века век, Молились неустанно христиане За тех, кто с ними, и кого уж нет. -Какие чувства у вас возникли , когда вы слушали это стихотворение? -Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? А почему мы говорили о истории Горетовского храма? Любите , дети, старину С ее былинными веками, С ее старинными церквами, К величию ведшие страну… Любите. Дети, старину!.. (С.С.Бехтеев) У обучающихся на парте лежат карточки. Каждый должен продолжить фразы и высказаться История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны. Всем большое спасибо за работу на уроке. | Личностная значимость новых знаний. |
IY Домашнее задание | Общее: - рассказать родителям о том, что запомнил на уроке - узнать, историю и особенности Христорождественского храма нашего города Индивидуальное: - нарисовать храм вашей мечты - подобрать и выучить стихотворение о храме. - самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области. | |
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России Шевченко Л.Л. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 4-е издание Москва 2013, М.Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013- 112с;
2. Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
3. Энциклопедия Луховицкого муниципального района
4. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1 стр. 262