Православные праздники начала церковного года
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников. Двунадесятые праздники именуются Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания . Почему праздники называются «двунадесятыми»? (Их -12. По-старославянски "12" – «дванадесять»)
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ НАЧАЛА ЦЕРКОВНОГО ГОДА
8/21 сентября
Праздник установлен Церковью в 4 веке. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание Дева Мария - мать Иисуса Христа - родилась в семье благочестивых праведников Ионима и Анны. Этот день почитается как «начало спасения». Родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля.
Воздвижение Животворящего Креста Господня- крестовоздвижение
14/27 сентября
Праздник установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Установление праздника связано с нахождением при раскопках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
21 ноября/4 декабря
Этот праздник Введения установился еще на заре христианства. В православии он получил широкое распространение в 9 веке. Основанием служит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому посвящение девочки стало знаком высшего избранничества.
Рождество Христово
25 декабря/ 7 января
Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА
РОЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА СЛОЖИЛАСЬ В X- XI ВЕКАХ В ВИЗАНТИИ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОЗИЦИИ. НА НОВГОРОДСКОЙ ИКОНЕ ( Середина XIV в. ГТГ, Москва) В ЦЕНТРЕ НА ОДРЕ ЛЕЖИТ СВЯТАЯ АННА. РЯДОМ СТОЯТ ДЕВИЦЫ, ДЕРЖАТ ДАРЫ. ВНИЗУ СЛЕВА КУПАЮТ НОВОРОЖДЕННУЮ. ИОАКИМ ИНОГДА ВЫГЛЯДЫВАЕТ ИЗ ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ.
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ СЮЖЕТ ИКОНЫ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ СЛОЖИЛСЯ В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ В XV-XVI ВЕКАХ. ИКОНОПИСЕЦ ИЗОБРАЖАЕТ БОЛЬШОЕ СКОПЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ФОНЕ ОДНОГЛАВОГО ХРАМА. В ЦЕНТРЕ НА АМВОНЕ СТОИТ ПАТРИАРХ С ПОДНЯТЫМ НАД ГОЛОВОЙ КРЕСТОМ. ПОД РУКИ ЕГО ПОДДЕРЖИВАЮТ ДИАКОНЫ. КРЕСТ УКРАШЕН ВЕТОЧКАМИ РАСТЕНИЙ. НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ — СВЯТИТЕЛИ И ВСЕ, КТО ПРИШЕЛ ПОКЛОНИТЬСЯ СВЯТЫНЕ. СПРАВА — ФИГУРЫ ЦАРЯ КОНСТАНТИНА И ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ.
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
НА ИКОНЕ ПРАЗДНИКА( XVII ВЕК) В ЦЕНТРЕ – МАЛЕНЬКАЯ ФИГУРКА ЮНОЙ МАРИИ, ОДЕТАЯ В ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ БОГОРОДИЧНОЙ ИКОНОГРАФИИ МАФОРИЙ. ТАК ОДЕВАЛИСЬ ЗАМУЖНИЕ ПАЛЕСТИНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ. НО ЭТА ДЕТАЛЬ ПОДЧЕРКИВАЕТ ГРЯДУЩЕЕ ВЕЛИКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ПОЗАДИ СВЯТЫЕ ИОАКИМ И АННА. ПЕРВОСВЯЩЕННИК ЗАХАРИЯ СКЛОНЯЕТСЯ К НЕЙ.
ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
НА ИКОНЕ ПРАЗДНИКА.( XV ВЕК) ЦЕНТРОМ КОМПОЗИЦИИ ИКОНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕЖАЩАЯ НА КРАСНОМ ЛОЖЕ ФИГУРА БОГОРОДИЦЫ. РЯДОМ С НЕЮ ПРОЕМ ПЕЩЕРЫ, В КОТОРОЙ НАХОДЯТСЯ ЯСЛИ. В ЯСЛЯХ – СПЕЛЕНАТЫЙ МЛАДЕНЕЦ..СПРАВА И СЛЕВА ПОМЕЩЕНЫ ФИГУРКИ АНГЕЛОВ, ПАСТУХОВ, ВОЛХВОВ. БОГОРОДИЦА ИЗОБРАЖЕНА ОТВЕРНУВШЕЙСЯ ОТ МЛАДЕНЦА. СИМВОЛИЧЕСКИ ЭТО ПОДЧЕРКИВАЕТ ДВЕ МЫСЛИ: МЛАДЕНЕЦ УЖЕ ПРИНАДЛЕЖИТ НЕ ЕЙ, А ВСЕМУ МИРУ. И ВТОРОЕ, САМА БОГОРОДИЦА ОБРАЩАЕТСЯ К МИРУ, ДЛЯ КОТОРОГО ОНА ДОЛЖНА СТАТЬ ТЕПЕРЬ ЗАСТУПНИЦЕЙ И УТЕШИТЕЛЬНИЦЕЙ. В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ИКОНЫ – ИОСИФ ОБРУЧНИК. ПЕРЕД СИДЯЩИМ В ЗАДУМЧИВОСТИ ИОСИФОМ – ПАСТУХ. В ПРАВОЙ НИЖНЕЙ ЧАСТИ ИКОНЫ – ОМОВЕНИЕ МЛАДЕНЦА, КОТОРОЕ СОВЕРШАЮТ ДВЕ ЖЕНЩИНЫ.
ПАМЯТНОЕ СОБЫТИЕ ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ, СВЯЗАННОЕ С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В 1380 ГОДУ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПО СТАРОМУ СТИЛЮ 8 СЕНТЯБРЯ, А ПО НОВОМУ СТИЛЮ 21 СЕНТЯБРЯ) ПРОИЗОШЛА КУЛИКОВСКАЯ БИТВА . В ЭТОТ ПРАЗДНИК ЯВЛЕНИЯ МИРУ БОГОМАТЕРИ БЫЛА ОДЕРЖАНА ИСТОРИЧЕСКАЯ ВОИНСКАЯ ПОБЕДА, ЗАЛОЖИВШАЯ ДУХОВНЫЕ НАЧАЛА НОВОЙ РОССИИ. СОБЫТИЕ ЭТО ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНЕСЕНО В РЕЕСТР ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ. НА КРАСНОМ ХОЛМЕ КУЛИКОВА ПОЛЯ УСТАНОВЛЕН МЕМОРИАЛ, КОТОРЫЙ СОСТАВЛЯЮТ СТАРЕЙШИЙ МОНУМЕНТ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ - ПАМЯТНИК-КОЛОННА ДМИТРИЮ ДОНСКОМУ И ХРАМ-ПАМЯТНИК ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
ПАМЯТНОЕ СОБЫТИЕ ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ, СВЯЗАННОЕ С ПРАЗДНИКОМ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
27 СЕНТЯБРЯ 1998ГОДА ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ РОДНИК У КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО ХРАМА В КОШАРАХ ( Г. БЕЛГОРОД) БЫЛ ОСВЯЩЕН АРХИЕПИСКОПОМ БЕЛГОРОДСКИМ И СТАРООСКОЛЬСКИМ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЫМ ИОАННОМ. И ВНОВЬ ПОТЯНУЛАСЬ К НЕМУ ВЕРЕНИЦА ЛЮДЕЙ... НА МЕСТЕ СВЯТОГО ИСТОЧНИКА, ГДЕ БЫЛ НАЙДЕН ЧУДОТВОРНЫЙ КРЕСТ, ПОСТРОИЛИ ЧАСОВНЮ .
ПАМЯТНОЕ СОБЫТИЕ ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ, СВЯЗАННОЕ С ПРАЗДНИКОМ ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ХРАМ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - ГЛАВНЫЙ В ОБИТЕЛИ (1750-1771 ГГ.). В НЕМ НАХОДЯТСЯ СВ. МОЩИ ПРЕПОДОБНЫХ АМВРОСИЯ И НЕКТАРИЯ, СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ. ПЕРВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ ОТНОСЯТСЯ К НАЧАЛУ XVII В. В ЭТО ВРЕМЯ В ОБИТЕЛИ СТОЯЛА ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ; НАСТОЯТЕЛЕМ (СТРОИТЕЛЕМ) БЫЛ ИЕРОМОНАХ ФЕОДОРИТ.
Рождество в творчестве И. С. Шмелёва
Иван Сергеевич Шмелёв – талантливый русский писатель XX века. Он родился и вырос в конце XIX века и застал ещё царскую Русь – с её богатыми рынками, славными, теперь уже забытыми обычаями, с добрыми, хлебосольными русскими бабами и мужиками и золотыми маковками куполов. Такой и встаёт она в его воспоминаниях, которые он писал уже в старости.
У Шмелёва Рождество, как и все праздники, словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным.
Отовсюду стекаются индюшки, поросята, тетерева… Кончился долгий пост! «Тянутся обозы – к Рождеству. Везут (неразборчиво) поросят, гусей, индюшек – с пылкого морозу. Рябчик идёт, сибирский, тетерев-глухарь». Мясники рубят свиней, целые горы мяса, а «кусок отскочит, хоть с полфунта – наплевать! Нищий поуберёт».
Иван Сергеевич Шмелёв видит не только атмосферу праздника, не одни только возы и лихие тройки. Он вникает в самую суть. Настоящее Рождество – дома, где колядуют и из окна светится Вифлеемская звезда. Люди заходят в дом, на праздник, и все – словно другие, радостные, счастливые..
Даже Зола, тощий, кривой сапожник, «который выщипывает за вихры мальчишек», словно перерождается и ходит с этими же мальчишками славить.
И радостно и грустно мальчику Ване, он понимает, что такое – только раз в году… «В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замёрзших окнах. За ними – звёзды. Светит большая звезда над (неразборчиво), но это совсем другая. А та, святая, ушла до будущего года…» - так оканчивается рассказ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИВАНОВА С.Ф. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. СЛОВА: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ И ДОМА. М.: «ОТЧИЙ ДОМ»,2006. 2. ИСАЕВА Е.Л. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008 . 3. ЛОБАЗОВА О.Ф. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКО-ТОРГОВАЯ КОРПОРАЦИЯ «ДАШКОВ И К°», 2006. 4. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ»,2005. 5. РАДУГИН А.А. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ: КУРС ЛЕКЦИЙ. - М.: ЦЕНТР, 2005. 6. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.Т.6.РЕЛИГИИ МИРА.Ч.2.М.: АВАНТА,2002.