Ну а теперь непосредственно об опыте работы. Она должна строиться по трем направлениям:
-
работа с детьми;
-
работа с родителями;
-
работа с педагогическим коллективом и администрацией (третье направление необходимо – чем будет больше единомышленников в педагогической среде, тем лучше будут результаты, а как известно соборность – это огромная сила, соборная молитва всегда сильнее индивидуальной.
Первое и самое главное – это работа с детьми. Прекрасно, что уже несколько лет идет преподавание основ православной культуры, но один год – это очень мало! Мировоззрение ребенка за такой короткий период времени не сформируешь, не поменяешь, а вновь приобретённое не закрепишь. Работу нужно начинать с первого класса, а еще лучше с - детского сада (если мы говорим о системе образования). Общение с детьми должно быть систематическим и конечно педагог должен показывать пример и личную заинтересованность в данных вопросах (человека человеком может сделать только человек). Личность учителя в данном процессе имеет огромное значение. Только верующий человек может быть убедительным в вопросах веры. И от того под каким «флагом» он поведет детей зависит очень много (деревянная доска в руках святого человека станет иконой, а в руках убийцы – орудием насилия и смерти). Ведь детская душа - это некий сосуд, который если не заполнить положительным (любовью, добротой и т.д.), обязательно заполнится отрицательным (осуждением, сквернословием, злобой и т.д.). Если бы мы могли видеть какая духовная борьба ведется за детские души, то наверное ужаснулись бы. Я начинала свою работу с чтения духовной литературы. Это и притчи для детей (они доступны и понятны для их возраста, в них говориться о сложном простым языком, ведь не даром Иисус Христос общался со своими учениками именно языком притч) и отдельные рассказы. Могу посоветовать прекрасную книгу издательства «Белый город» «Не хлебом единым», в которой напечатаны христианские притчи и рассказы, произведения Бориса Гонаго и его учеников, притчи монаха Варнавы (Санина), притчи отца Паисия (литературу можно приобрести в книжном магазине «Сретение» при Сретенском монастыре). Читать желательно по 10-15 минут каждый день ( я это делаю перед уроками, иногда и на уроках, на переменах когда разбираем с детьми те или иные проблемы). Если не получается читать каждый день, то хотя бы во время постов. Нужно конечно не только читать, но и разбирать с детьми все прочитанное. Вообще чтение детям до 12 лет рекомендуют психологи. Оно делает детей более уверенными, психологически защищенными. Еще хочется отметить то, что вера в печатное слово у нашего народа всегда была сильна (это наверное заложено на генетическом уровне).
Всю работу нужно рассматривать с духовной точки зрения. Разбирать проблемы, конфликты между детьми, стараясь не пропускать ни одного (проблема одного – это проблема всех; мы должны помогать, а не осуждать; поступать с другими так, как хотим, чтобы поступали с нами; любить и прощать других, а к себе относиться очень строго). Прекрасной подмогой являются уроки литературы. Работу над каждым литературным произведением можно строить исходя из позиций веры. Особенно хороши для этого сказки (например – « Гуси-лебеди»; помощи главной героине не было, пока она не поборола в себе гордыню). На Страстной неделе я всегда читаю детям отрывки из Евангелия. Во втором и третьем классах можно начинать знакомить учащихся с православными праздниками, а в четвертом классе – с жизнью святых. На классных часах нужно также продолжать эту работу. Необходимо посещать с детьми экскурсии, которые способствуют росту духовности. Хочется порекомендовать музей А.С.Пушкина, музей Л.Н.Толстого с интерактивными программами (Масленица, Рождество, осенины), дом-музей В.Васнецова, музей истории Москвы, Третьяковскую галерею (экскурсии по библейским сюжетам и иконописи), палаты бояр Романовых. Экскурсии в Храм Христа Спасителя по московским монастырям и монастырям московской области, в Кремль и его соборы (есть целый цикл экскурсий по соборам Кремля, расчитанный на весь учебный год). Конечно необходимо знакомить учащихся с храмами, которые находятся рядом со школой и их местом жительства. Я и сама проводила экскурсии по храмам и просила священнослужителей. Прежде чем привести детей в храм на причастие, нужно их познакомить с его устройством, рассказать об алтаре, иконах, о том как подавать записки, куда ставить свечи, как креститься и быть готовым ответить на бесконечные детские вопросы. Перед причастием необходимо объяснить детям смысл данного таинства и его важность. Подготовить к однодневному посту, исповеди, познакомить с основными молитвами («Отче Наш…», символом Веры). Конечно детям сразу будет трудно все постигнуть, запомнить, поэтому лучше подготовить распечатки. Данную информацию также необходимо давать дозированно, чтобы не отпугнуть детей большим объемом и сложностью полученных знаний. (лучше посвятить этой работе целую неделю, оставляя ребят после уроков на непродолжительный период времени), чтобы у них было время все осознать, задать вопросы.
Необходимо также проводить различные мероприятия в школе, связанные с православными праздниками, участвовать в различных благотворительных, патриотических мероприятиях, чтобы учащиеся считали себя не сторонними наблюдателями, а были активно вовлечены во все виды деятельности, направленные на духовное развитие (ведь добрые дела бывают выше поста и молитвы).
Хочу предложить несколько игр для детей. Во время Великого поста необходимо совершать большую духовную работу, искореняя отрицательные черты, о наличии, которых многие даже и не догадываются. Игра первая – предложить взять лист бумаги, разделить вертикальной полосой пополам в левой части поставить минус и записывать все отрицательное, что сделал ребенок за день, а в правой части поставить плюс и записывать все положительной. Далее лист разрезать пополам, правую часть разорвать и выбросить, а левую перечитать несколько раз и постараться исправить все отрицательное в ближайшее время. Так продолжать каждый день на протяжении всего поста. Смысл заключается в том, что добро только тогда им будет, если мы, сделав что-то хорошее не будем о нем вспоминать. Дурные же поступки нужно, как сорняки вырывать из души, а это можно сделать только через искреннее раскаяние и желание их исправить. Вторая игра – вырезать из листа А4 человечка и одеть его в одежду, состоящую из маленьких квадратиков красных и синих. Красные соответствуют нашим положительным поступкам, а синие - отрицательным. Семь недель поста – семь человечков. Нужно стараться, чтобы синих квадратиков становилось меньше. Эти игры являются хорошим подспорьем для подготовки к исповеди.
Следующий важный аспект – работа с родителями. Я никогда не скрываю от родителей, что являюсь верующим человеком, говорю об этом прямо, открыто на первом же родительском собрании. Исходя из моего опыта общения никогда никаких проблем у меня из-за этого не возникало (даже с представителями других вероисповеданий). К родителям как и к детям нужно относить доброжелательно, с любовью, тогда самый проблемный родитель откроется, агрессия часто возникает из-за непонимания, недоговоренности чего-либо. Я на каждом родительском собрании обязательно поднимаю вопросы, связанные с духовным развитием детей. Нужно каждый раз убеждать родителей в необходимости работы в этом направлением, используя примеры из жизни детей, из личной жизни (если таковые имеются; они очень убедительны). Давать им распечатки из книг, статей, выдержки из литературных произведений. Нужно чаще хвалить детей, тем более каждого ребенка есть за что похвалить. С некоторыми родителями приходиться общаться часто и подолгу, но.это стоит того. Перед тем как вести детей на причастие необходимо провести родительское собрание, на котором объяснить им суть таинства, как подготовить детей к нему и конечно быть готовым ответить на все вопросы, порой даже самые неожиданные. И еще раз хочется подчеркнуть, что все общение должно исходить их принципов любви к ближнему и доброжелательности.
С коллегами по работе необходимо общаться на темы, связанные с верой, религией доброжелательно, но иногда жестко и твердо (добро должно быть твердым, иначе зло может поглотить его). У меня был один случай. Я перед тем как начать преподавать ОПК с благословления посчитала необходимым повесить в своем классе иконы. Верующие люди к ним будут относиться как к святыням, а остальные как к произведениям искусства. Правда педагогу, которая в момент объединения школ оказалась в моем классе это не понравилось, она подняла родительскую общественность. Пришлось объяснять и ей, и ее родителям, что ничего плохого в этом нет и, являясь преподавателем основ православной культуры, я использую в своем классе произведения не только духовного, но и культурного наследия нашей страны и нашего народа. Иконы и по сей день висят в моем классе и их количество увеличивается. Конечно очень радостно, когда коллеги делятся друг с другом своими достижениями в вопросах духовного развития детей, проводят вместе различные мероприятия, приводят детей в храмы. В нашем коллективе все это имеет место.
Мы все стоим только в начале большого и трудного пути связанного с возрождением духовного развития и воспитания подрастающего поколения. И дай нам Бог всем сил и защиты! И да укрепит он наши силы!