kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Привлечение семей учащихся средних школ к церковной жизни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Ну а теперь непосредственно об опыте работы. Она должна строиться по трем направлениям:

  1. работа с детьми;

  2. работа с родителями;

  3. работа с педагогическим коллективом и администрацией (третье направление необходимо – чем будет больше единомышленников в педагогической среде, тем лучше будут результаты, а как известно соборность – это огромная сила, соборная молитва всегда сильнее индивидуальной.

               Первое и самое главное – это работа с детьми.  Прекрасно, что уже несколько лет идет преподавание основ православной культуры, но один год – это очень мало! Мировоззрение ребенка за такой короткий период времени не сформируешь,  не поменяешь, а вновь приобретённое не закрепишь. Работу нужно начинать с первого класса, а еще лучше с - детского сада (если мы говорим о системе образования).  Общение с детьми должно быть систематическим и конечно педагог должен показывать пример и личную заинтересованность в данных вопросах (человека человеком может сделать только человек). Личность учителя в данном процессе имеет огромное значение. Только верующий человек может  быть убедительным в вопросах веры. И от того под каким «флагом» он поведет детей зависит очень много (деревянная доска в руках святого человека станет иконой, а в руках убийцы – орудием насилия и смерти).  Ведь детская душа - это некий сосуд, который если не заполнить положительным (любовью, добротой и т.д.), обязательно заполнится отрицательным (осуждением, сквернословием, злобой и т.д.). Если бы мы могли видеть какая духовная борьба ведется за детские души, то наверное ужаснулись бы.                                                                                                                                  Я начинала свою работу с чтения духовной литературы. Это и притчи для детей (они доступны и понятны для их возраста, в них говориться о сложном простым языком, ведь не даром Иисус Христос общался со своими учениками именно языком притч) и отдельные рассказы.  Могу посоветовать прекрасную книгу издательства «Белый город»  «Не хлебом единым», в которой напечатаны христианские притчи и рассказы, произведения Бориса Гонаго и его учеников, притчи монаха Варнавы (Санина), притчи отца Паисия (литературу можно приобрести в книжном магазине «Сретение» при Сретенском монастыре). Читать желательно по 10-15 минут каждый день ( я это делаю перед уроками, иногда и на уроках, на переменах  когда разбираем с детьми те или иные проблемы). Если не получается читать каждый день, то хотя бы во время постов. Нужно конечно не только читать,  но и разбирать с детьми все прочитанное.  Вообще чтение детям до 12 лет рекомендуют психологи. Оно  делает детей более уверенными, психологически защищенными. Еще хочется отметить то, что вера в печатное слово у нашего народа всегда была сильна (это наверное заложено на генетическом уровне). 

  Всю работу нужно рассматривать с духовной точки зрения. Разбирать  проблемы,  конфликты между детьми, стараясь не пропускать ни одного (проблема одного – это проблема всех; мы должны помогать, а не осуждать; поступать с другими так, как хотим, чтобы поступали с нами; любить и прощать других, а к себе относиться очень строго). Прекрасной подмогой являются уроки литературы. Работу над каждым литературным произведением можно строить исходя из позиций веры. Особенно хороши для этого сказки (например – « Гуси-лебеди»; помощи главной героине не было, пока она не поборола в себе гордыню).  На Страстной неделе я всегда читаю детям отрывки из Евангелия. Во втором и третьем классах можно начинать знакомить учащихся с  православными праздниками, а в четвертом классе – с жизнью святых. На классных часах нужно также продолжать эту работу. Необходимо посещать с детьми экскурсии, которые способствуют росту духовности. Хочется порекомендовать  музей А.С.Пушкина, музей Л.Н.Толстого с интерактивными программами (Масленица, Рождество, осенины), дом-музей В.Васнецова, музей истории Москвы, Третьяковскую галерею (экскурсии по библейским сюжетам и иконописи), палаты бояр Романовых. Экскурсии в Храм Христа Спасителя по московским монастырям и монастырям московской области, в Кремль и его соборы (есть целый цикл экскурсий по соборам Кремля, расчитанный на весь учебный год). Конечно необходимо знакомить учащихся с храмами, которые находятся рядом со школой и их местом жительства.  Я и сама проводила экскурсии по храмам и просила священнослужителей. Прежде чем привести детей в храм на причастие, нужно их познакомить с его устройством, рассказать об алтаре, иконах, о том как подавать записки, куда ставить свечи, как креститься и быть готовым ответить на бесконечные детские вопросы. Перед причастием необходимо объяснить детям смысл данного таинства и его важность. Подготовить к однодневному посту, исповеди, познакомить с основными молитвами («Отче Наш…», символом Веры). Конечно детям сразу будет трудно все постигнуть, запомнить, поэтому лучше подготовить распечатки. Данную информацию также необходимо давать дозированно, чтобы не отпугнуть детей большим объемом и сложностью полученных знаний. (лучше посвятить этой работе целую неделю, оставляя ребят после уроков на непродолжительный период времени), чтобы у них было время все осознать, задать вопросы.

            Необходимо также проводить различные мероприятия в школе, связанные с  православными праздниками, участвовать в различных благотворительных, патриотических  мероприятиях, чтобы учащиеся считали себя не сторонними наблюдателями, а были активно вовлечены во все виды деятельности, направленные на духовное развитие (ведь добрые дела бывают выше поста и молитвы).

            Хочу предложить несколько игр для детей. Во время Великого поста необходимо совершать большую духовную работу, искореняя отрицательные черты, о наличии, которых многие даже и не догадываются. Игра первая – предложить взять лист бумаги, разделить вертикальной полосой пополам в левой части поставить минус и записывать все отрицательное, что сделал ребенок за день, а в правой части поставить плюс и записывать все положительной. Далее лист разрезать пополам, правую часть разорвать и выбросить, а левую перечитать несколько раз и постараться исправить все отрицательное  в ближайшее время.  Так продолжать каждый день на протяжении всего поста. Смысл заключается в том, что добро только тогда им будет, если мы, сделав что-то хорошее не будем о нем вспоминать. Дурные же поступки нужно, как сорняки вырывать из души, а это можно сделать только через искреннее раскаяние и желание их исправить. Вторая игра – вырезать из листа А4 человечка и одеть его в одежду, состоящую из маленьких квадратиков красных и синих. Красные соответствуют нашим положительным поступкам, а синие  - отрицательным. Семь недель поста – семь человечков. Нужно стараться, чтобы синих квадратиков становилось меньше. Эти игры являются хорошим подспорьем  для подготовки к исповеди.

                        Следующий важный аспект – работа с родителями. Я никогда не скрываю от родителей, что являюсь верующим человеком, говорю об этом прямо, открыто на первом же родительском собрании. Исходя из моего опыта общения никогда никаких проблем у меня из-за этого не возникало (даже с представителями других вероисповеданий). К родителям как и к детям нужно относить доброжелательно, с любовью, тогда самый проблемный родитель откроется, агрессия часто возникает из-за непонимания, недоговоренности чего-либо. Я на каждом родительском собрании обязательно поднимаю вопросы, связанные с духовным развитием детей. Нужно каждый раз убеждать родителей в необходимости работы в этом направлением, используя примеры из жизни детей, из личной жизни (если таковые имеются;  они очень убедительны).  Давать им распечатки из книг, статей, выдержки из литературных произведений. Нужно чаще хвалить детей, тем более каждого ребенка есть за что похвалить. С некоторыми родителями приходиться общаться часто и подолгу, но.это стоит того. Перед тем как вести детей на причастие необходимо провести родительское собрание, на котором объяснить им суть таинства, как подготовить детей к нему и конечно быть готовым ответить на все вопросы, порой даже самые неожиданные. И еще раз хочется подчеркнуть, что все общение должно исходить их принципов любви к ближнему и доброжелательности.

                        С коллегами по работе необходимо общаться на темы, связанные с верой, религией доброжелательно, но иногда жестко и твердо (добро должно быть твердым, иначе зло может поглотить его). У меня был один случай. Я перед тем как начать преподавать ОПК с благословления посчитала необходимым повесить в своем классе иконы. Верующие люди к ним будут относиться как к святыням, а остальные как к произведениям искусства. Правда педагогу, которая в момент объединения школ  оказалась в моем классе это не понравилось, она подняла родительскую общественность. Пришлось объяснять и ей, и ее родителям, что ничего плохого в этом нет и, являясь преподавателем основ православной культуры, я использую в своем классе произведения не только духовного, но и культурного наследия нашей страны и нашего народа. Иконы и по сей день висят в моем классе и их количество увеличивается. Конечно очень радостно, когда коллеги делятся друг с другом своими достижениями в вопросах духовного развития детей, проводят вместе различные мероприятия, приводят детей в храмы. В нашем коллективе все это имеет место.

                        Мы все стоим только в начале большого и трудного пути связанного с возрождением духовного развития и воспитания подрастающего поколения. И дай нам Бог всем сил и защиты! И да укрепит он наши силы!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Привлечение семей учащихся средних школ к церковной жизни". »

Вопросы духовного развития детей, приобщения их к церковной жизни все больше и больше волнуют умы и сердца верующих учителей и преподавателей ОПК. Я хочу поделиться своим опытом работы. Я – педагог-психолог с тридцатилетним стажем работы в школе, преподаватель ОПК, прихожанка Храма Вмч.Георгия Победоносца на Поклонной горе. В своей педагогической практике я перепробовала много методик, направленных на воспитание детей, формирование детских коллективов, на работу с родителями, предлагаемых педагогами и психологами. Результаты часто были неудовлетворительными. И только когда я сама стала прихожанкой храма, стала исповедоваться, причащаться, собороваться, поняла, в чем заключается главное в нашей работе. В любви, в принятии людей такими, какие они есть, не в осуждении, а сострадании и помощи во всех областях их жизни: педагогической, духовной и житейской. Самое главное не оставлять детей и их родителей после выявления проблем, а «идти» с ними дальше помогать, убеждать, настраивать на длительную и кропотливую работу, иногда даже вопреки их желаниям, ведь духовные ростки видны не всегда сразу, но если заложить «положительное зерно» в душу человека, а особенно ребенка, оно обязательно даст свои положительные всходы. А разве ни этому учат нас заповеди, церковь. Бог – есть любовь! А значит – любить, терпеть, не осуждать, помогать. И когда я стала строить свою работу, исходя из этих основных принципов, увидела положительные результаты. Детские коллективы стали более сплоченными. Дети с большей любовью и пониманием стали относиться друг к другу. Родители повернулись «лицом» к своим чадам (ведь раньше проблемными были пьющие родители, а сейчас – родители, которые занимаются только зарабатыванием денег и откупаются от своих детей дорогими подарками). Они начали вместе со своими детьми решать их проблемы, а школа, класс стали местом, куда дети с радостью бегут каждый день. Хотя бывали разные ситуации, искушения и тут конечно без молитвы и помощи Бога не обойтись, а с ней возможно все.

Подтверждением необходимости работы в данном направлении явилась и положительная статистика в данном направлении. Два года назад, когда я первый раз начала преподавать ОПК, 72% детей и родителей из двух классов выбрали данную дисциплину, конечно после проведения разъяснительной работы на родительских собраниях. В моем классе 92% выбрали ОПК (среди этих детей были и некрещенные, и иудеи, и одна девочка, которая имела отца мусульманина, а мать – православную христианку, попросила родителей, чтобы ее крестили). В этом году у меня был первый класс. Когда я предложила родителям и детям причаститься во время Великого поста на Крестопоклонной неделе, то из 19 человек, которые могли совершать это таинство, причастились 16 (в Храме вместе с детьми были 14 родителей, из них двое исповедовались). Второй раз на Вербное воскресенье исповедовались 15 человек и были 12 родителей. Меня приятно порадовало, что родители просили и дальше продолжать работу по духовному воспитанию детей и продолжать готовить их к причастию. А это самое главное! Педагоги имеют выход на огромную аудиторию учащихся и их родителей. Убеждение в необходимости духовного образования, я считаю, наша первостепенная задача. Просвещать и обучать наша основная обязанность, но это теория, а еще важна и практика. Наше дело привести детей в Храм, подготовить их, а дальше уже Господь все сделает по своему разумению. Конечно, огромную роль в приобщении детей к церкви играют священники. Я могу сказать большое спасибо отцу Серафиму (Недосекину) (настоятелю нашего храма), отцу Алексию, отцу Вадиму, отцу Дионисию за терпение, внимание, любовь в работе с детьми.

Ну а теперь непосредственно об опыте работы. Она должна строиться по трем направлениям:

  1. работа с детьми;

  2. работа с родителями;

  3. работа с педагогическим коллективом и администрацией (третье направление необходимо – чем будет больше единомышленников в педагогической среде, тем лучше будут результаты , а как известно соборность – это огромная сила, соборная молитва всегда сильнее индивидуальной.

Первое и самое главное – это работа с детьми. Прекрасно, что уже несколько лет идет преподавание основ православной культуры, но один год – это очень мало! Мировоззрение ребенка за такой короткий период времени не сформируешь, не поменяешь, а вновь приобретённое не закрепишь. Работу нужно начинать с первого класса, а еще лучше с - детского сада (если мы говорим о системе образования). Общение с детьми должно быть систематическим и конечно педагог должен показывать пример и личную заинтересованность в данных вопросах (человека человеком может сделать только человек). Личность учителя в данном процессе имеет огромное значение. Только верующий человек может быть убедительным в вопросах веры. И от того под каким «флагом» он поведет детей зависит очень много (деревянная доска в руках святого человека станет иконой, а в руках убийцы – орудием насилия и смерти). Ведь детская душа - это некий сосуд, который если не заполнить положительным (любовью, добротой и т.д.), обязательно заполнится отрицательным (осуждением, сквернословием, злобой и т.д.). Если бы мы могли видеть какая духовная борьба ведется за детские души, то наверное ужаснулись бы. Я начинала свою работу с чтения духовной литературы. Это и притчи для детей (они доступны и понятны для их возраста, в них говориться о сложном простым языком, ведь не даром Иисус Христос общался со своими учениками именно языком притч) и отдельные рассказы. Могу посоветовать прекрасную книгу издательства «Белый город» «Не хлебом единым», в которой напечатаны христианские притчи и рассказы, произведения Бориса Гонаго и его учеников, притчи монаха Варнавы (Санина), притчи отца Паисия (литературу можно приобрести в книжном магазине «Сретение» при Сретенском монастыре). Читать желательно по 10-15 минут каждый день ( я это делаю перед уроками, иногда и на уроках, на переменах когда разбираем с детьми те или иные проблемы). Если не получается читать каждый день, то хотя бы во время постов. Нужно конечно не только читать, но и разбирать с детьми все прочитанное. Вообще чтение детям до 12 лет рекомендуют психологи. Оно делает детей более уверенными, психологически защищенными. Еще хочется отметить то, что вера в печатное слово у нашего народа всегда была сильна (это наверное заложено на генетическом уровне).

Всю работу нужно рассматривать с духовной точки зрения. Разбирать проблемы, конфликты между детьми, стараясь не пропускать ни одного (проблема одного – это проблема всех; мы должны помогать, а не осуждать; поступать с другими так, как хотим, чтобы поступали с нами; любить и прощать других, а к себе относиться очень строго). Прекрасной подмогой являются уроки литературы. Работу над каждым литературным произведением можно строить исходя из позиций веры. Особенно хороши для этого сказки (например – « Гуси-лебеди»; помощи главной героине не было, пока она не поборола в себе гордыню). На Страстной неделе я всегда читаю детям отрывки из Евангелия. Во втором и третьем классах можно начинать знакомить учащихся с православными праздниками, а в четвертом классе – с жизнью святых. На классных часах нужно также продолжать эту работу. Необходимо посещать с детьми экскурсии, которые способствуют росту духовности. Хочется порекомендовать музей А.С.Пушкина, музей Л.Н.Толстого с интерактивными программами (Масленица, Рождество, осенины), дом-музей В.Васнецова, музей истории Москвы, Третьяковскую галерею (экскурсии по библейским сюжетам и иконописи), палаты бояр Романовых. Экскурсии в Храм Христа Спасителя по московским монастырям и монастырям московской области, в Кремль и его соборы (есть целый цикл экскурсий по соборам Кремля, расчитанный на весь учебный год). Конечно необходимо знакомить учащихся с храмами, которые находятся рядом со школой и их местом жительства. Я и сама проводила экскурсии по храмам и просила священнослужителей. Прежде чем привести детей в храм на причастие, нужно их познакомить с его устройством, рассказать об алтаре, иконах, о том как подавать записки, куда ставить свечи, как креститься и быть готовым ответить на бесконечные детские вопросы. Перед причастием необходимо объяснить детям смысл данного таинства и его важность. Подготовить к однодневному посту, исповеди, познакомить с основными молитвами («Отче Наш…», символом Веры). Конечно детям сразу будет трудно все постигнуть, запомнить, поэтому лучше подготовить распечатки. Данную информацию также необходимо давать дозированно, чтобы не отпугнуть детей большим объемом и сложностью полученных знаний. (лучше посвятить этой работе целую неделю, оставляя ребят после уроков на непродолжительный период времени), чтобы у них было время все осознать, задать вопросы.

Необходимо также проводить различные мероприятия в школе, связанные с православными праздниками, участвовать в различных благотворительных, патриотических мероприятиях, чтобы учащиеся считали себя не сторонними наблюдателями, а были активно вовлечены во все виды деятельности, направленные на духовное развитие (ведь добрые дела бывают выше поста и молитвы).

Хочу предложить несколько игр для детей. Во время Великого поста необходимо совершать большую духовную работу, искореняя отрицательные черты, о наличии, которых многие даже и не догадываются. Игра первая – предложить взять лист бумаги, разделить вертикальной полосой пополам в левой части поставить минус и записывать все отрицательное, что сделал ребенок за день, а в правой части поставить плюс и записывать все положительной. Далее лист разрезать пополам, правую часть разорвать и выбросить, а левую перечитать несколько раз и постараться исправить все отрицательное в ближайшее время. Так продолжать каждый день на протяжении всего поста. Смысл заключается в том, что добро только тогда им будет, если мы, сделав что-то хорошее не будем о нем вспоминать. Дурные же поступки нужно, как сорняки вырывать из души, а это можно сделать только через искреннее раскаяние и желание их исправить. Вторая игра – вырезать из листа А4 человечка и одеть его в одежду, состоящую из маленьких квадратиков красных и синих. Красные соответствуют нашим положительным поступкам, а синие - отрицательным. Семь недель поста – семь человечков. Нужно стараться, чтобы синих квадратиков становилось меньше. Эти игры являются хорошим подспорьем для подготовки к исповеди.

Следующий важный аспект – работа с родителями. Я никогда не скрываю от родителей, что являюсь верующим человеком, говорю об этом прямо, открыто на первом же родительском собрании. Исходя из моего опыта общения никогда никаких проблем у меня из-за этого не возникало (даже с представителями других вероисповеданий). К родителям как и к детям нужно относить доброжелательно, с любовью, тогда самый проблемный родитель откроется, агрессия часто возникает из-за непонимания, недоговоренности чего-либо. Я на каждом родительском собрании обязательно поднимаю вопросы, связанные с духовным развитием детей. Нужно каждый раз убеждать родителей в необходимости работы в этом направлением, используя примеры из жизни детей, из личной жизни (если таковые имеются; они очень убедительны). Давать им распечатки из книг, статей, выдержки из литературных произведений. Нужно чаще хвалить детей, тем более каждого ребенка есть за что похвалить. С некоторыми родителями приходиться общаться часто и подолгу, но .это стоит того. Перед тем как вести детей на причастие необходимо провести родительское собрание, на котором объяснить им суть таинства, как подготовить детей к нему и конечно быть готовым ответить на все вопросы, порой даже самые неожиданные. И еще раз хочется подчеркнуть, что все общение должно исходить их принципов любви к ближнему и доброжелательности.

С коллегами по работе необходимо общаться на темы, связанные с верой, религией доброжелательно, но иногда жестко и твердо (добро должно быть твердым, иначе зло может поглотить его). У меня был один случай. Я перед тем как начать преподавать ОПК с благословления посчитала необходимым повесить в своем классе иконы. Верующие люди к ним будут относиться как к святыням, а остальные как к произведениям искусства. Правда педагогу, которая в момент объединения школ оказалась в моем классе это не понравилось, она подняла родительскую общественность. Пришлось объяснять и ей, и ее родителям, что ничего плохого в этом нет и, являясь преподавателем основ православной культуры, я использую в своем классе произведения не только духовного, но и культурного наследия нашей страны и нашего народа. Иконы и по сей день висят в моем классе и их количество увеличивается. Конечно очень радостно, когда коллеги делятся друг с другом своими достижениями в вопросах духовного развития детей, проводят вместе различные мероприятия, приводят детей в храмы. В нашем коллективе все это имеет место.

Мы все стоим только в начале большого и трудного пути связанного с возрождением духовного развития и воспитания подрастающего поколения. И дай нам Бог всем сил и защиты! И да укрепит он наши силы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Привлечение семей учащихся средних школ к церковной жизни".

Автор: Созинова Лариса Владимировна

Дата: 15.07.2015

Номер свидетельства: 222904


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства