Тема «Календарь народных праздников»,
Ход занятия
1. Организационный этап.
-Здравствуйте, дорогие ребята. Рада вас видеть.
2. Подготовительный этап.
Сегодня к нам в гости пришел необычный мальчик. Вы, его, наверное, узнаете.
Жили в городе Цветочном
Малыши-коротыши.
Пулька верный был охотник,
Тюбик лето рисовал,
Цветик – тот еще работник!
Он стишата сочинял.
Ну а этот – самый умный,
В черном-черном пиджаке.
Он придумал шар воздушный
И на нем же улетел. (Знайка) Слайд№2.
Знайка нам будет помогать сегодня на занятии. Но и спрашивает он строго! А вот его первое задание:
Слайд№3.
Отгадайте загадку:
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
А что это за 4 синицы в каждом гнезде? (недели)
О каких 12 гнездах идет речь? (о месяцах)
Где все это хранится? (Календарь).
-Знаете ли вы откуда произошло слово "календарь"? и что оно означает в словаре?
Слово "календарь" происходит от латинского слова "calendarium" (календарь). То есть слово появилось в Римской республике (ещё до нашей эры). В римском календаре не было привычных нам чисел месяца. Но были фиксированные точки - календы, иды, ноны. Календа - первое число месяца. Происходит от слова "calo" - объявлять, созывать, провозглашать. В Древнем Риме понтифик, ответственный за слежение за ходом времени, оглашал начало нового месяца.
Первоначально словом "calendarium" или "calendarii liber" называлась "долговая книга". А позднее им стали называть сам календарь (месяцеслов).
Обратимся к Знайке, посмотрим, что скажет он.
Слайд №4.
В Древнем Риме первый день каждого месяца назывался "календа". Отсюда произошло слово "календарь".
Спасибо, Знайка. Наши ответы совпадают.
Бывают разные календари: обычные гражданские календарики; календари, отражающие государственные, профессиональные, православные праздники.
И по форме бывают разные.
Подскажите, какие? (перекидные, листовые, отрывные, в форме книжки)
Например, по
- гражданскому календарю живут все люди на нашей планете. Он точно указывает даты.
- По религиозному календарю узнают про церковные праздники.
- А раньше был один календарь, народный.
В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.
Народный календарь складывался веками. Сначала люди передавали знания устно. Но позже стали появляться деревянные календари – "знатники". На них делали зарубки, которые указывали, "когда сеять, когда жать, когда праздники встречать".
3. Основной этап
Праздников было много.
-Хотите узнать о них?
Многие народные праздники посвящались божествам. Потому что главное отличие народного праздника – вера в магию, в чудо. Нужно было обязательно совершить определенные обряды, чтобы божество помогало. А сами праздники называли "днями силы".
Что такое обряд? Как вы можете объяснить значение этого слова?
Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции.
Традиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту
Традиция То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
Праздники делились по временам года:
- зимние
- весенние
- летние
- осенние
Все они богаты обрядами, традициями
1 группа праздников. Зимние праздники
Слайды №5. Новый год. 1 января. Неизменный атрибут праздника – елка. По сложившейся традиции, елочку украшают яркими игрушками. Еще одна замечательная традиция праздника – пышный и богатый стол. Всем дарят подарки. Фейерверки и бенгальские огни – тоже замечательный обычай встречи Нового года.
Слайд №6. Рождество. 7 января. Верующие в этот день приходят в церковь на молитвы в честь рождения Иисуса Христа. В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают деньги или конфеты.
Слайд №7. Крещение. 19 января один из главных христианских праздников. Главным символом праздника Крещения является вода. Накануне праздника мужчины вырезают на льду прорубь в виде креста. Над речкой возле креста происходит обряд водоосвящения. Считается, что в этот день, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, смывать накопившийся негатив.
Слайд №8. Сретение Господня. 15 февраля. Считалось, что в этот день весна встречалась с зимой. Как говорится «Какова погода на Сретение, такова будет весна»; «На Сретение снежок - весной дожжок», «На Сретение капель – урожай пшеницы». Приход весны связывали с прилетом птиц, так как верили, что именно они приносят весну с собой.
2 группа праздников. Весенние праздники
Слайд №9. Масленица. Самый шумный, самый веселый народный праздник. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Нужно было разбудить природу от долгой зимней спячки. Поэтому на масленицу было принято устраивать шумные гуляния.
Главный обряд на Масленицу – сжигание чучела. Чучело плели из соломы, оно изображало зиму. В начале масленичной недели чучело встречали, а в последний день Масленицы его сжигали. Это был символ того, что зима закончилась.
Гуляния устраивали пышные, шумные. Все выходили на улицу, пели, танцевали, девушки водили хороводы, а парни устраивали кулачные бои, соревнуясь в силе и ловкости.
Главное блюдо на Масленицу – блины. Блины на Масленицу – главное и обязательное угощение. Как вы думаете, почему?
(Блин похож на солнце)
Праздновали Масленицу целую неделю. И каждый день имел свое название.
Слайд №10. Благовещение. 7 апреля. Говорили, что «на Благовещение весна зиму поборола». В этот праздник существовал обычай выпускать на волю пойманных в сети птиц - так отмечали приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу. На праздник Благовещения считалось большим грехом заниматься делами, говорили, что «на Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет».
Слайд №11.Вербное воскресение. Отмечалось за неделю до пасхи. В этот день, как и теперь, срезают распустившиеся к этому времени ветки вербы и освящают их в церкви. Считалось, что ветка вербы укрепляет здоровье и помогает расти детям. Вербой хлестали детей и приговаривали: «Верба красна! Бей до слез, будь здоров! Как верба растет, так и ты расти!»
Слайд №12. Пасха. Главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.
Еще на пасху встречали Солнце. мало кто не слышал, что на Пасху солнышко играет.
По убеждению крестьян, если солнышко появляется на чистом небе и 'трепещется', то это хороший знак – к удачному году, урожаю, достатку, здоровью и счастью, радостным и многочисленным свадьбам; если же солнышко не показывается (прячется в тучах) или не 'играет' – год будет плохой, неурожайный, несчастный.
На Пасху в России красят яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни.
На Пасху пекут вкусные куличи и пасхи. А потом их относят вместе с крашеными яйцами в церковь и угощают ими друг друга.
Слайд №13. Красная горка. После пасхальной недели начинались весенние праздники. Весну и красное солнышко было принято встречать в первое воскресение после пасхи на горе. Горы и холмы издревле почитались как священные, а красный цвет воспринимался как цвет солнца и радости, поэтому праздник воскресшей весны получил название «Красная горка». На Красную горку выбирали ближайший к селу пригорок, на котором уже сошел снег, и появилась первая зелень. На этом пригорке устраивали гуляния, а детишки в качестве развлечения катали с него крашеные яйца. Да и взрослые частенько участвовали в этой потехе, наделяя ее сакральным смыслом. Считалось, что тот, чье яйцо скатится с горки ровно и останется при этом целым и невредимым, весь год будет счастлив, у него все будет спориться, ему не грозит неурожай, болезни и другие неприятности. А для совсем малых ребятишек, которым еще рано было участвовать в гуляниях, своеобразные горки строили прямо дома или во дворе – ставили небольшой чурбачок и к нему прислоняли либо доску, либо выдолбленный из толстого сука желобок.
3 группа праздников Летние - осенние праздники
Слайд №14. День святой Троицы. Через 50 дней после Пасхи. Троицкая неделя называлась зеленою, и в это время дома и улицы украшали березками и цветами. В народе праздник считается началом лета и связывается с окончанием посевной. Его называют «Велик день».
Слайды №15. Иван Купала. 7 июля. Этим днем открывались массовые купания в реках и озерах. Принято в этот день обливать всех водой. И никто не сердился. А самое интересное начиналось ночью. Эта ночь – самая короткая в году. И наши предки верили, что в эту ночь оживает вся нечистая сила: бесы и черти, ведьмы и оборотни. Поэтому спать было нельзя. Все отправлялись в лес или поле и начиналась славная купальская ночь. Старики разводили костер. И не просто зажигали его от свечи, а добывали огонь трением деревяшек. Такой огонь считался священным и отпугивал нечистую силу. А молодежь потом устраивала игры возле огня. Обязательными считались две игры: прыжки через огонь и горелки. Девушки в эту ночь гадали на суженого. Они плели венки и пускали их по реке. Считалось, что если венок поймает юноша, быть ему женихом.
Слайд №16. Ильин день. 2 августа. С Ильиным днем связывали уход лета. Начиная с 2 августа день становился все короче, а ночи длиннее, темнее и холоднее. С этого дня, согласно народным приметам, перестают кусаться комары. Также с этого дня начинают желтеть листья на деревьях. По традиции, Ильин праздник является последним днем, когда можно купаться в водоемах. Считалось, что с этого дня вода становится холоднее.
Слайд №17. Покров Пресвятой Богородицы. 14 октября. Обычно в день Покрова на земле выступал первый иней и в народе день Покрова считается днем встречи осени и зимы. Интересно, что именно с Покрова, звери, например медведи, впадают в спячку.
Мы познакомились с календарными народными праздниками.
4. Проверочный этап.
Практическое задание.
– А теперь давайте посмотрим “ Календарь народных праздников и дней рождений обучающихся нашего объединения”, который подготовила я вам.
Этот календарь не совсем оформлен. Ваша задача – дооформить его, т.е. нужно отметить на нем народные праздники по временам года: зима, весна, лето, осень, с какими мы сегодня познакомились и свои дни рождения.
Календарь мы будем делать в виде ели. Елку мы «украсим» народными праздниками. Ведь скоро новый год!
Для изготовления календаря нам понадобится: разноцветные круги из бумаги, диаметром 10 см, клей ПВА, степлер, фломастеры, ручки.- Делимся на 3 группы в соответствии с делением народных праздников. 1-я группа-3 человека – зимние праздники,
2-я группа – 3 человека – весенние праздники,
3-я группа – все остальные – летние - осенние праздники.
- Вспомним ТБ при работе с ножницами, клеем.
Поэтапность выполнения практической работы:
- Вырезаем круги из цветной бумаги, склеиваем (крепим степлером) в виде конуса
- Прикрепляем конусы к ели-календарю ( зимние праздники – голубой цвет, весенние праздники – зеленый цвет, летние праздники – красный цвет, осенние праздники – желтый цвет)
- Помещаем в кармашки-конусы листочки с названиями народных праздников в календарной последовательности.
1-я группа заполняет первый ряд – зимние праздники
2-я группа заполняет второй ряд – весенние праздники
3-я группа заполняет третий и четвертый ряды – летние – осенние праздники
Индивидуальная работа (после выполнения задания в группах):
На листочках написать свой день рождения и вложить в соответствующий кармашек времени года.
- У нас получился “ Календарь народных праздников и дней рождений обучающихся нашего объединения”
5. Подведение итогов.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Что было вам интересно?
Что мы сегодня сделали