Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 посёлка Катасон Будённовского района»
О ЧЁМ ПОЮТ
КОЛОКОЛА?
КОЛОКОЛА?
Работу выполнила ученица 6 класса
Чернощёкова Наталья.
Руководитель: учитель ОПК
Цуканова Анна Ивановна
2013-2014 учебный год
Цель:
СЛАЙД 1
Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Наташа Чернощёкова. Я ученица 6 класса. Я представлю вам презентацию « О чём поют колокола?»
СЛАЙД 2
Сейчас мы часто говорим о том, что растрачены многие человеческие ценности, испокон веков присущие русскому человеку: милосердие, душевная щедрость, сострадание, совесть, жалость, любовь. И как хочется зазвенеть набатом: «Берегите соборы наших человеческих душ!»
Мы разучились видеть красоту и радоваться ей. А ведь человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, ощутил аромат полевого цветка.
Мы в последнее время потеряли ниточки, связующие нас с предшествующими поколениями, которые жизнью своей подготовили наше рождение. И невозможно остаться человеком ибо «нельзя быть Иваном, непомнящим своего родства».
Сегодня мы с вами откроем еще одну страницу в истории культуры России. Мы окунёмся в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, что связывает духовной нитью поколения людей. Мы узнаем, какую роль в жизни людей играют колокола и колокольные звоны.
СЛАЙД 3
В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе? Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящается священником, то есть ему испрашивается Божие благословение и сила, для чего существует специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не может быть пуст и прост. Вот он и утешает, прекращает бури, освящает своим звоном воздух, а человека укрепляет в благочестии и вере, наставляет молитвою и славословием противостоять диавольским наветам. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее. На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, собирали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей. Они придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби.
СЛАЙД 4.
Точная дата появления колоколов неизвестна, неизвестно имя изобретателя. По археологическим находкам известно, что еще задолго до нашей эры у многих народов мира были колокольчики и бубенчики.
Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада. Некоторые ученые считают, что большие колокола раньше всего научились отливать в Китае, откуда они попали в Европу. Точно установлено, что колокола сделаны по аналогии с деревянными или металлическими билами – от слова «бить». Некоторые исследователи предполагают, что и само слово колокол произошло от необходимости бить кол о кол. Известно также, что в Европе они появились в VI веке н.э. Есть предание, которое связывает появление колоколов в Европе с именем епископа Павлина Нольского из итальянской провинции Кампанья (отсюда и церковное название колокола – кампан).
По легенде, епископ Павлин по дороге в монастырь устал и прилег отдохнуть в поле. Во сне он увидел чудесно звенящие, напоминающие ангельские голоса полевые колокольчики, звуками которых и был разбужен. Он же и повелел отлить первые европейские колокола, взявшие для себя форму всем известного цветка. Этимология слова «колокол» восходит к древнеиндийскому kalakalas – шум, беспорядочные крики, греческому kalev – зов, латинскому kalare – созывать. Таким образом, первое назначение колокола – созывать народ .
СЛАЙД 5.
О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная с самых древних источников. Первое упоминание о них в русской летописи под 1066 г. связано с Новгородом и Святой Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола. В «Слове о полку Игореве» говорится о колоколах полоцких, слышимых в Киеве. О колоколах есть упоминание в былинах киевского и новгородского циклов:
И повели-то Илью да ко виселице
И сопровождають Илью да как Муромца
Со всеми звонами-то церковными...
СЛАЙД 6.
Колокола – один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В древних курганах находили маленькие колокольчики. Этот факт говорит о том, что еще в дохристианские времена колокольчики использовались в быту славян, но об их назначении можно только догадываться. Можно предположить, что они были атрибутами богослужебного культа наподобие волшебных колокольчиков современных шаманов.
СЛАЙД 7.
Назначения колоколов были самые разнообразные. В средние века из церковного предмета колокол превращается в светский и становится первым в истории средством массовой коммуникации. Средневековый горожанин получал с помощью колокола самую разнообразную информацию: «хлебный» в Турине подавал сигнал замешивать тесто, а «колокол чистоты» в Бонне призывал мести улицы. «Трудовой» в Аахене был предтечей фабричных гудков, а «процентный» во Фрейбурге повелевал отдавать долги, «пивной» в Гданьске разрешал открываться харчевням, в Кельне сообщал о суде, а «колокол бедного грешника» в Лондоне – о казни. И, наконец, «воротный» колокол повсюду возвещал о том, что запираются городские ворота.
Колоколами на Руси созывали народ на вече, звали на помощь, на защиту Отечества, приветствовали возвращение воинов с поля брани. Вечевой колокол в летописях также называется «вечий» или «вечный» и воспринимается как символ свободы и законности. Набатный колокол созывал население на борьбу с пожаром, предупреждал о нашествии врагов. Вот как о нем говорится в поэме К.Бальмонта «Колокольчики и колокола»:
Слышишь: воющий набат?
Словно стонет медный ад!
Эти звуки в дикой муке сказку ужасов твердят,
Точно молят им помочь,
Крик кидают прямо в ночь,
Прямо в уши темной ночи каждый звук,
То длиннее, то короче.
Выкликает свой испуг, -
И испуг их так велик.
Так безумен каждый крик,
Что разорванные звоны, неспособные звучать,
Могут только биться, виться и кричать, кричать, кричать!
Осадный колокол извещал о подходе к стенам города неприятеля, кликал на защиту, призывал к борьбе. Колокольным звоном давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон, он отличался прерывистым боем.
В 60-е годы ХIХ в. даже изобрели приспособление «самозвон», при помощи которого в ветреную погоду колокол звонил без звонаря.
Колокола устанавливали на маяках, они помогали морякам найти дорогу.
Колокольным звоном встречали высоких гостей. Встречать кого-либо колокольным звоном считалось величайшей честью. Колокольный звон приветствовал возвращающихся с победой на родную землю русских воинов: дружину А.Невского, полки Д.Донского с Куликова поля, войско Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение князя Пожарского и Козьмы Минина. Звонили о прибытии царя, сообщали о важных событиях, таких, как венчание на царство. Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
Колокола размеряли время. Начиная с ХVI в., в большом количестве появляются башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами. Колокола исправно отбивали время. Отсюда выражение – пробил час . Болтала и колокольчики, подвешенные на шею коровам, служили не только для того, чтобы найти животное, но и чтобы отпугнуть нечистую силу.
СЛАЙД 8.
Русские мастера начали лить колокола в ХІІ-ХІІІ веке. Во время монгольского ига литье пришло в упадок, возобновилось в ХIV в. а к началу ХVI века русские мастера достигли совершенства, вытеснив в ХVIII в. иноземцев.
Искусство отливки колоколов на Руси считалось одним из самых сложных и ставилось даже выше архитектурного. В отливке колокола иногда принимали участие более 100 человек. На отливку колокола весом в 100 пудов надо было затратить целый год. Колокола обычно лили из сплава меди с оловом. В отливке колоколов много секретов. Для того чтобы колокол хорошо зазвучал, мастер должен знать технику отливки, состав металла.
Технология производства отработана давно и остается неизменной. В сжатом и предельно упрощенном изложении технология такова. В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5-7 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты. Серебро придает более открытое и звонкое звучание. Сталь дает более замкнутый звук. Для более резкого – добавляют золото, для более нежного – платину. Чтобы успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьем распускали самые нелепые слухи. Считалось: чем нелепее слухи, тем звонче будет колокол.
Несмотря на кажущуюся прочность, колокол – хрупкое создание, для него, к примеру, опасна морозная погода.
Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными орнаментами были виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическим зверями.
СЛАЙД 9.
Надписи на колоколах — не только важная часть их декора, по и своеобразная область эпиграфики, словесности и каллиграфии в металле. Располагались строки в верхней и (или) нижней, реже средней части колокола (последнее представляло опасность для качества звука). Надписи по технике выполнения были литые и гравированные, реже — «вдавленные», приварные. Гравированные могли наноситься па колокол с литой надписью, когда последнюю требовалось продолжить, дополнить новыми сведениями. Преобладали все же литые, и работа над ними начиналась на стадии изготовления формы. Каждый знак требовал глубокой тщательной проработки. Текст мог идти подряд или разбиваться на слова. В качестве разделителей возможны изображения креста, фигурок зверей и пр.
Прежде всего, надписи на колоколах — их своеобразные паспорта, включающие самые необходимые сведения о них, утрачиваемые только вместе с самим колоколом. В число этих необходимых сведений входили дата отливки, вес, имя мастера, при каком государе, по какому поводу отлит.
Подобно всему, что касается храмов, икон, колоколов, в данной области поражает полное отсутствие экономии своего труда. Были надписи предельно краткие, буквально одно-два слова («Лета 7199» или «Весу три пуда 25 фунтов», но были и весьма протяженные, развернутые (двести-триста слов). Исполнить такую надпись, причем красиво, было делом достаточно трудоемким, но наши предки воистину не жалели своих усилий для любого дела во славу Божию.
СЛАЙД 10.
«Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире, нет, не было и не будет!» – так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 8000 пудов (128 тонн) казался чудом. Нюрнбергский мастер Ганс Фальк, работавший в Москве, считал невозможной эту отливку. Но это сделал молодой Александр Григорьев в 1655 году.
Но самый большой колокол не только в России, но и в мире был отлит в Москве в 1733-35 гг. Его отлили Иван и Михаил Моторины, отец и сын. Богатырь в 201т. 924кг., высотой 6,14 м, диаметром 6,6м был отлит на территории Кремля, два года ждал подъема, но так и не дождался.
В 2003 году появился на свет новый Царь-колокол. Отлит он в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе для Троице-Сергиевой лавры вместо расколотого в 30-е гг. Он весит 72,2 тонны, а высота его 4,5 м.
На сегодня семь самых больших колоколов России:
«Царь» (Троице-Сергиева лавра, 72,2 т.), «Успенский» (Московский Кремль, 65,3 т.), «Благовест» (Троице-Сергиева лавра, 35,5 т.), «Реут» (Московский Кремль, 32,8 т.), «Первенец» (Троице-Сергиева лавра, 27 т.), «Семисотный» (Московский Кремль, 13 т.), «Сысой» (Ростов Великий, 12,2 т.).
СЛАЙД 11
В России было принято дарить колокола в церковь. Такие вклады совершали не только члены царской семьи, но и богатые купцы и зажиточные крестьяне. На Руси существовал и ныне существует обычай допускать в пасхальную неделю на колокольню любого желающего. Русская пословица гласит « В Светлую Седмицу кто не звонарь!»
СЛАЙД 12
Собрание всех колоколов называется Звоном. В православии существует пять канонических видов звона: благовест, перебор (погребальный), перезвон, двузвон, трезвон.
Благовест, то есть звон в один колокол. Благовест бывает к вечернему, утреннему богослужению и к литургии. Вслед за ним обычно по случаю праздников следуют трезвоны.
Трезвон – (звон во все колокола, перерыв, опять звон во все колокола) – создает атмосферу ликования, праздничного настроения. В Пасху трезвон продолжался весь день. Трезвонят в дни храмовых праздников.
Перебор - именно он сопровождает обряд пострижения в монахи: ведь человек как будто умирает для мира, он даже получает другое имя. Смерть – это не альтернатива жизни. Это какая-то особая из частей бытия, принадлежащая жизни. Программа смерти, может быть, закладывается одновременно с программой рождения. Как рождение – это не начало жизни, так и смерть не конец ее. Это – жизнь и смерть – две вещи, которые лежат посередине вечности. Куда уходит умирающий, как не туда, откуда приходит новорожденный. Не надо бояться смерти, которая впереди нас, потому что мы не боимся того, что позади нас – того неведомого мира, где мы были до рождения.
Гражданские звоны: набат, вечевой, осадный, всполошный. Набат – тревожный сигнал о бедствии (частые удары одного колокола).
СЛАЙД 13
Настоящий колокольный звон на Руси становится известным с Х века. Им поначалу славились Новгород, Москва, а позднее Ростов Великий. Вскоре по всей Руси стали знамениты звоны Ростова Великого. Среди множества построек выделяется четырехглавая звонница с тринадцатью колоколами – образцами литейного искусства русских умельцев. Ростовские колокола были отлиты в ХVII в. по определенному плану, задуманному митрополитом Ростовским Ионой. Память о нем сохранилась в так называемом Ионенском звоне. Самый большой колокол получил имя Сысой, в честь отца митрополита – монаха-схимника. Самый древний – Егорьевский звон. Это поочередный перезвон всех колоколов на фоне звучания Сысоя. Язык Сысою начинали раскачивать за 5 минут до начала звона. Его голос был слышен за 20 км.
На звонницах и больших колокольнях звонили по определенным правилам.
Судьба была благосклонна к ростовским колоколам. Их не тронули ни войны, ни разруха, ни намеренное истребление церковных ценностей.
СЛАЙД 14
При обучении затейливым ростовским звонам использовались всевозможные попевки, в частности, звонари Успенского собора приговаривали про себя:
У нас денежки украли!
У нас денежки украли!
Украли! Украли! Украли!
После чего вступала колокольня церкви Спаса на Торгу:
А мы знаем, да не скажем!
А мы знаем, да не скажем!
Не скажем, не скажем, не скажем!
Своеобразный диалог складывался между колокольнями Рождественского и Богоявленского монастырей. Первый признавался:
Без числа мы согрешили!
Без числа мы согрешили!
Второй же успокаивал:
Един Бог без грехов!
Един Бог без грехов!
Церковь Николы на Подозерье вещала:
Саечники, булочники!
К нам, к нам, к нам!
Крендели, булки!
Крендели, булки!
К нам, к нам, к нам!
Иной раз использовались детские стишки:
Зайчик белый, куда бегал?
В лес сосновый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
или:
Тили-тили-тили бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
Тили-тили-тили бом.
Самой короткой из попевок было:
Какая ель, какая ель!
Какие шишечки на ней!
СЛАЙД 15
Лечебные свойства колокольного звона. Известно, что во время эпидемии во всех церквях Древней Руси звонили в колокола и болезнь отступала. Люди, находившиеся в это время в церкви, не болели. Больные, находившиеся в церкви во время колокольного звона, избавлялись от глухоты. Звонари никогда не болеют.
СЛАЙД16
Колокольный звон сродни радуге. Когда вдруг зазвучит колокол или раскинется в небе коромысло радуги, сердце человеческое начинает биться по-другому, в такт биения пульса Вселенной. В звоне колокола, в цветах радуги человек вновь и вновь обретает смысл – опору, уверенность, которая постепенно перерастает в веру. Колокольный звон очень хорошо очищает пространство и защищает человека от магических воздействий ( порчи, проклятий…).
СЛАЙД 17
Колокольный звон Хатыни. Набат незатухающей памяти. Звонят колокола, будто говорят: «Люди, склоните головы перед памятью тех, кто не покорился, кто, как мы, любил жизнь. Люди, будьте бдительны». Печальный, тревожный, призывный звон... Звучит он над притихшими лесами и перелесками, уносится в бескрайнюю синь неба.
Почему именно колокол стал олицетворением печали, призыва?.. Когда мы слышим звон колоколов, то возникают мысли о храме, о Церкви, о Родине. Звон – это предмет почти одушевленный, он глас Божий, голос Церкви. В нем отражается всеобъемлющая радость и любовь к ближнему. Каждый человек, когда слышит колокольный звон, в каком бы состоянии он ни был, сразу внутренне преображается, его душа поднимается к небесам.
В древних трактатах колокольный звон характеризовался так: «Оплакиваю похороны, ломаю молнии, распространяю покой, пробуждаю ленивых, разгоняю ветры, примиряю окровавленных».
СЛАЙД 18
Надпись на одном из колоколов гласит: «Пока я звоню, пусть далеко отойдут огонь, град, гром, молния, зараза, меч, сатана и злой человек». Колокольный звон считается средством против многих бед.
СЛАЙД 19
Один мудрый человек сказал:
«Храм – это молитва в камне,
икона – это молитва в красках,
колокол – это молитва в звуке».
Звук, издаваемый колоколом, обладает поистине чудесной силой. Ощущения у человека, которые вызывает колокольный звон, необычны и не соизмеримы ни с чем, к чему мы привыкли, — не случайно колокол называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе»
СЛАЙД 20
Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Когда звонит колокол, люди плачут, а слезы, говорят, очищают нашу душу. Так пусть ваша душа будет чистой, способной понимать прекрасное!
Желаю вам, чтобы для вас и для ваших близких всегда звучал колокольный перезвон «благовест», звон, который приносит только добрые вести.
СЛАЙД 21
О, Русь, благословенная моя
Познать тебя не хватит целой жизни:
Твоих церквей златые купола
И многовещный звон
колоколов Отчизны
Тот чудный гул,
идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу
Призывом к дальней жизни
без мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду.
Знакомый звон, любимый. Руси наследие.
Моё причастие к тебе
да будет вечным
Как и всё живое… Евдокия Растопчина.