Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
на тему: «Насекомые».
Задачи: Закрепить знания детей о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи. Развивать речь, мышление, память. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Материал и оборудование. Картинки – жук, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза, нарцисс, сирень, роза, василек, мак, ромашка, тюльпан; гнезда диких пчел, соты разной величины, мед.
Методы. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята садитесь по удобнее, кто волнуется? Улыбнитесь друг другу.
Фонетическая разминка.
Воспитатель. Ребятки, посмотрите на улицу. Что вы там видите? Что лежит на улице?
Дети. На улице лежит снег.
Воспитатель. Да, на улице лежит снег. Скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас теперь?
Дети. Зима.
Воспитатель. Правильно, наступила зима. Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
(ребенок читает стихотворение)
Дует, дует ветер
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
Кружат по дорожке,
Падают листочки
Прямо к нам под ножки.
Дети. В стихотворении идет речь об осени.
Воспитатель. Правильно идет речь об осени. Скажите, какая погода бывает осенью?
Дети. Идет дождь, на душе грусть, но становится весело, когда солнышко.
Воспитатель. Ребятки, осенью все живое готовится к зиме. Совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?
Дети. Песенку жука – «жужжалочку», он жужжит.
Все вместе читают чистоговорку:
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети. Еще мы знаем песенку комарика – «ззз-зуделочку» Он зудит: «Зу - зу-зу, захочу и укушу». А у змеи – «шипелочка» («шу-шу-шу, потихонечку шуршу»). А у стрекозы – «стрекоталочка» - тр-тр. (Показывают, как стрекоза лапками трет и стрекочет.)
Воспитатель. Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно, у…
Дети. У цветов.
Воспитатель. Какие цветы особенно любят звенеть?
Дети. Колокольчики (показ картинки).
Воспитатель. Давайте покажем, как поет колокольчик.
Мальчики поют низко «з-з-з-з», а девочки – тонко и нежно «зь-зь-зь-зь» (повторяют несколько раз порознь и вместе).
Воспитатель. А что еще может звенеть? (Показ колокола).
Дети. Звонок, колокольчик.
Воспитатель. Ребятки, давайте покажем колокольчик-колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Дзинь-дон, дзинь-дон,
Колокольный льется звон.
Деление слов на слоги
Дидактическая игра «Собери букет».
Воспитатель. Мы пришли на красивую поляну, на которой растет очень много разных цветов. (Показ картинок. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р-ромашка, м-мак, н-нарцисс.) Вот мы и собрали букет. А сейчас поиграем. К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые. (Показ картинок. Дети называют: жук, пчела, бабочка.) Но они грустные, так как потеряли свои домики. Поможем им?
Дидактическая игра «Кто с кем дружит».
Воспитатель. Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слова «жук», и выбрать ему слово-цветок. Для жука это будет мак (одна часть). А пчела где будет жить?
Дети. Пче-ла – две части. Для нее домиком могут стать нар-цисс, тюль-пан, ро-за, си-рень. Ба-боч-ка – три части: она может поселиться в таких цветах, как ро-маш-ка, ва-си-лек.
Воспитатель. Слышите, как они вас благодарят?
Дидактическая игра «Подскажи слово».
Воспитатель. Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р. Сефа «Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующих слов.)
- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да, ведь ты меня… (щекочешь).
Так листочки мне… (щекочешь),
Что не хочешь - … (захохочешь).
Физминутка.
Народная песенка «Божья коровка».
Под музыку дети выбирают ведущего – «божью коровку» - и поют:
Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного, белого,
Только не горелого.
Ведущий поет: «Будет солнце – полечу, (дети поднимают руки-крылья).
Будет дождик – посижу» (складывают руки-крылья и садятся).
Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.
Связная речь.
Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки), рассматривая картинки.
Воспитатель. А какие крылья у бабочки?
Дети. Округлые, цветные, большие.
Воспитатель. У стрекозы?
Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.
Воспитатель. А глаза у бабочки, какие?
Дети. Маленькие, крошечные, черные, как точки.
Воспитатель. А у стрекозы?
Дети. Огромные, выпученные, круглые как шарики.
Воспитатель. А как летает бабочка?
Дети. Тихо порхает, машет крыльями.
Воспитатель. А стрекоза?
Дети. Быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно.
Конкурс «Самый наблюдательный».
Воспитатель. А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного.
Ребятки я вам загадаю загадку, а вы отгадайте: «Маленькая труженица, всех медом кормит».
Дети. Пчела.
Воспитатель. А как догадались?
Дети. Она медом угощает людей, разных зверей, Например медведя, и своих деток – пчелок. Она много работает, трудится.
Воспитатель. Найдите дом пчелы и скажите, как он называется.
Дети. Улей. (Находят.)
Воспитатель. А как устроен ее дом? Куда пчела собирает мед? Как она его «делает»?
Дети. У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты – чашечки для меда. А мед пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам.)
Воспитатель. Какие ульи? А соты?
Дети. Улья большие, а соты маленькие, а вот эти еще маленькие, а вот эти еще меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живет маленькая семейка пчел.
Дидактическая игра на многозначное слово.
Воспитатель. Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?
Дети. У них есть крылья. Они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего еще есть крылья?
(Показ картинок: пчела, птица, летучая мышь; самолет, мельница, машина.)
А для чего машине нужны крылья?
Дети. Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.
Воспитатель. А мельнице?
Дети. Чтобы муку, делать, из которой хлеб пекут.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Входит пчела, с собой приносит мед.
Пчела. Здравствуйте ребятки. Я слышала, что вы сегодня про меня что-то говорили. Скажите, пожалуйста, пчела человеку, чем полезна?
Дети. Пчела дает вкусный мед.
Пчела. Я вам принесла, гостинцы, вот посмотрите ребятки. Что это?
Дети. Это мед.
Пчела. Я вам оставляю мед, вы будете пить чай.
Дети. Спасибо большое.
Пчела. А теперь мне надо лететь, до свидания.
Дети. До скорых встреч.
Итог. Ребята, скажите, пожалуйста, о ком мы говорили на занятии? А в какие игры мы поиграли? Кто к нам приходил? (ответы детей)